Файл: Теоретические основы исследования конкурентоспособности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 189

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 6 наглядно показывает неуклонный рост объема реализованных фитнес-услуг с 2015 по 2017 гг. Несомненно, это связано с укреплением фитнес-клубом «Ритм» своих позиций на Омском рынке фитнес-услуг, его популяризацией и достойным имиджем компании.

Таблица 7

Анализ ассортимента услуг фитнес-клуба «Ритм» за 2015-2017 гг.

Вид услуги

Выручка от продаж, тыс.руб.

Структура фитнес-услуг, %

Темп роста, %

2015 г.

2016г.

2017 г.

2015 г.

2016г.

2017 г.

2016 г. к 2015 г.

2016 г. к 2017 г.

Тренажерный зал

1641,05

1978,43

2229,88

32,8

32,6

32,7

120,56

112,71

Групповые программы

1335,85

1656,78

1854,83

26,7

27,3

27,2

124,02

111,95

Персональный тренинг

765,49

952,8

1036,52

15,3

15,7

15,2

124,47

108,79

Восточные единоборства

175,11

176

184,12

3,5

2,9

2,7

100,51

104,61

Сайклинг

95,06

109,24

136,38

1,9

1,8

2

114,92

124,84

Игровой зал

455,29

558,33

620,55

9,1

9,2

9,1

122,63

111,14

Детский центр

110,07

133,51

156,84

2,2

2,2

2,3

121,30

117,47

Солярий

210,13

260,96

327,32

4,2

4,3

4,8

124,19

125,43

Спортивная медицина

190,12

212,41

231,85

3,8

3,5

3,4

111,72

109,15

Фитнес-бар

25,02

30,34

40,92

0,5

0,5

0,6

121,26

134,87

Итого

5003,2

6068,8

6819,2

100

100

100

121,3

112,36

В таблице 7 проанализирован ассортимент услуг клуба «Ритм» с указанием выручки от продаж с 2015 по 2017 года, выявлено процентное соотношение каждого вида услуги к общему количеству реализованных услуг, рассчитан темп роста.

На основании таблицы с представленным ассортиментом услуг фитнес-клуба «Ритм» и наглядных диаграмм, можно сделать вывод, что наибольшей популярностью среди потребителей фитнес - услуг пользуются тренажерный зал и групповой тренинг. В 2015г. и в 2017 г. спрос на эти фитнес - услуги вырос, также не меньшим спросом пользуется услуга персонального тренинга, что неудивительно, ведь многие клиенты фитнес-клуба «Ритм» предпочитают индивидуальный подход.


Рис. 2 Структура ассортимента услуг фитнес-клуба «Ритм», %

Наименее востребованы услуги залов восточных единоборств, игровой зоны, сайклинга. Дополнительные услуги сауны, джакузи, массажиста, пользуются популярностью у постоянных клиентов фитнес - клуба, но являются лишь приятным бонусом к основным услугам фитнес-клуба «Ритм».

В настоящее время фитнес-индустрия переживает бум: по оценке аналитиков, фитнес-индустрия по темпам развития занимает второе место в мире после высоких технологий.

В России основными потребителями фитнес-услуг являются представители среднего класса, имеющие уровень ежемесячного среднедушевого дохода более 70 тыс. руб. (34%). В Омске фитнес-услугами, с разной степенью интенсивности, пользуются 2,5% жителей города.

По данным независимого маркетингового исследования наиболее востребованной группой услуг на местном рынке фитнеса являются услуги, связанные с общим поддержанием физической формы. Как правило, потребители, которые ориентированы на данный сегмент, кроме какой-либо основной услуги, например, занятия в тренажёрном зале или аэробики, подразумевают наличие дополнительных видов услуг - бассейн, массаж, сауна и так далее.

Набор базовых услуг везде схож, поэтому клиента необходимо привлекать высоким качеством обслуживания, нестандартными программами и иными эксклюзивными возможностями. Качество и количество дополнительных услуг индивидуально для каждого фитнес-клуба и зависит не только от уровня клуба, а также от его целевой аудитории, занимаемой территории, географией и прочее.

Рис. 3 Мотивация клиентов фитнес-клуба «Ритм», %

Фитнес-клуб «Ритм» ориентирован на большое число клиентов и оказывает практически полный комплекс основных и дополнительных услуг, предлагает различные варианты абонементов для широкого круга потребителей с различным уровнем доходов.

По социально-профессиональному статусу среди потребителей фитнес-услуг большинство менеджеров среднего/низшего звена (30%) и квалифицированных специалистов, занятых умственным трудом (30%).

Соответственно, наименьшей популярностью фитнес-клуб «Ритм» пользуются среди рабочих, представителей технического/обслуживающего персонала (0,8%), и представителей творческой профессии (1,6%).

Рис. 4 Структура потребителей услуг фитнес-клуба «Ритм» по полу, %

По гендерной принадлежности основными клиентами фитнес-клуба являются женщины. Активный спрос на фитнес со стороны женщин превосходит мужской спрос более чем в два раза. Помимо этого, среди по- спортивному активных женщин 71% считает фитнес наиболее подходящим занятием, а вот у мужчин эта доля не превышает 30%.


Рис. 5 Структура потребителей услугфитнес-клуба «Ритм» по возрасту, %

По возрастному признаку наиболее активной частью клиентов фитнеса является возрастная группа в 20-29 лет. Но при этом уже сегодня формируется клиентура фитнес-услуг из старшей возрастной группы. Сейчас на клиентов старше 40 лет приходится 13,2%.

По географическому признаку, в основной своей массе, потребители фитнес-услуг - это люди, проживающие в близлежащих к фитнес-клубу районах.

Рис. 6 Структура клиентов фитнес-клуба «Ритм»
по уровню дохода, %

Основное количество клиентов относится к категории людей со средним уровнем дохода, их удельный вес составляет 59 % от общего количества потребителей.

Рис. 7 Структура по времени посещения клиентами фитнес-клуба «Ритм», %

Наиболее частое посещение фитнес-клуба приходится на вечерние часы (с 16:00 до 22:00), что вполне логично, работающее население и студенты по пути домой заезжают в клуб заняться собой. Утренние и дневные часы предпочитают домохозяйки, фрилансеры и также студенты.

Таблица 8

Группы потребителей услуг фитнес-клуба «Ритм»

Потребитель

Основные критерии

На первом месте

На втором месте

Прочие

«Студенты»

Цена

Стиль

Многообразие видов услуг

«Бизнесмены»

Стиль

Уровень обслуживания

Ассортимент услуг

«Спортсмены»

Качество снарядов

Опыт тренера

Цена

«Случайные клиенты»

Ассортимент

Цена

Качество обслуживания

«Родители с детьми»

Время посещения

Цена

Наличие детского тренера

В таблице 8 отображены условно выделенные группы клиентов фитнес-клуба с указанием наиболее значимых критериев, которые потребители учитывают при посещении фитнес-клуба.

Конечно, каждая из групп клиентов по своему важна для фитнес-клуба. Они формируют разнообразный спрос, в зависимости от которого, компания принимает решения об ассортименте и ценовой стратегии услуг, о приобретении определенных тренажеров и спортивных снарядов.

Изучая потребителей, следует выявить их предпочтения, сколько они готовы заплатить за услугу, понять, как потребители смотрят на ваш товар по сравнению с конкурентным, каков будет будущий спрос.


Спрос на фитнес-услуги продолжает увеличиваться подогреваемый модой и ростом осознания в обществе того, что занятие фитнесом приводит к улучшению качества жизни.

Особое внимание при анализе внешней среды следует обратить на анализ конкурентов. Конкуренция - основной фактор, снижающий объем продаж. Это связано с тем, что в Омске достаточно много фитнес-центров, они предлагают разные виды услуг, по разным ценам. В приведенной ниже таблице оценены фитнес-клубы, располагающиеся неподалеку от фитнес-клуба «Ритм», по 10-тибальной шкале.

Таблица 9

Сравнительный анализ факторов конкурентоспособности фитнес-клубов

Показатель

«Ритм»

«Спарта»

«О2»

Месторасположение

8

8

8

Сегмент рынка

7

7

6

Ассортимент услуг

7

7

7

Дополнительные услуги

7

8

8

Цены за стандартный абонемент, руб. в год

7

7

7

Квалифицированные фитнес- тренеры

8

8

8

График работы клуба

7

7

7

Итого

50

52

51

Фактор - месторасположение:

Рассматриваемые фитнес-клубы имеют достаточно удобное расположение вблизи основных дорожных магистралей г. Омска.

Сегмент рынка - как и фитнес-клуб «Ритм», «Спарта» на рынке фитнес-услуг г. Омска заняли свою нишу, так как организации существует с 2010 года, в отличие от фитнес-клуба «О2», открытом в 2014 году, который лишь начинает занимать свои позиции на рынке.

Ассортимент предоставляемых услуг фитнес-клубов примерно одинаков, такие обязательные составляющие современного фитнес-клуба как хорошо оборудованный тренажерный зал, групповые программы (йога, аэробика, пилатес), также игровые виды спорта, восточные единоборства, услуги массажа, солярия представлены в каждом из трех фитнес-клубов.

Цены стандартного годового абонемента на посещение тренажерного зала каждого фитнес - клуба варьируются от 13 000 рублей до 14 000 рублей. Разброс цен невелик, поэтому каждый из фитнес-клубов получает по одинаковой оценке.

Каждый из рассматриваемых фитнес - клубов достойно оснащен и оборудован, залы фитнес - клубов соответствуют самым взыскательным требованиям, тренажеры представлены передовыми марками Ivanco, Foreman, Hoist, TechnoGym, PrecorIcerian, Cybex, HammerStrength. В залах имеются как зоны тренажеров, так и зоны свободных весов, широкий гантельный ряд. Услуги, предлагаемые фитнес-клубами, соответствуют высоким стандартам фитнес-индустрии, программы постоянно обогащаются инновационными технологиями и разработками.


Из предложенной таблицы, можно сделать выводы, что конкуренты занимают очень близкие позиции, поэтому при некоторых эффективных мерах фитнес-клуб «Ритм» создаст достойную конкуренцию фитнес-клубу «Спарта» и «О2».

SWOT-метод анализа заключается в разделении факторов и явлений на четыре категории: Strengths (Сильные стороны), Weaknesses (Слабые стороны), Opportunities (Возможности) и Threats (Угрозы).

Таблица 10

SWOT анализ фитнес-клуба «Ритм»

Сильные стороны

Слабые стороны

Квалифицированный персонал

Разнообразие услуг

Программы тренировок, соответствующие мировым стандартам

Хорошая финансовая база

Хорошая репутация клуба

Высокое качество инвентаря

Широкий спектр дополнительных услуг Постоянные клиенты

Реклама

Бюрократизм в работе

Узнаваемость на рынке фитнес-услуг

Возможности

Угрозы

Популяризация здорового образа жизни

Открытие программ функционального тренинга

Развитие фитнеса, как спорта

Открытие новых филиалов (при росте спроса)

Борьба за VIP клиентов

Стать лидером на рынке предоставления услуг корпорациям и крупным фирмам

Конкуренция

Товары заменители

Низкие доходы потребителей

Низкая потребительская активность (заинтересованность)

Популяризация массовых видов спорта

Увеличение доступных отдельных малых шейпинг залов и «качалок»

Появление новых требований к сертификации инструкторов

Проведя SWOT анализ фитнес-клуба «Ритм» представляются ясным, какие есть сильные и слабые стороны у предприятия, а также возможности для развития и источники угрозы для плодотворной работы клуба. Необходимо сосредоточить пристальное внимание на слабых сторонах, такие как реклама и узнаваемость на рынке фитнес-услуг, развивать свои возможности и пытаться снизить вероятность угрозы, в конкретном случае нас интересует конкуренция, именно для улучшения позиций среди конкурентов и будут разработаны меры.

Нами была проанализирована деятельность фитнес-клуба «Ритм», рассмотрена его организационная структура, проведен анализ технико-экономических показателей его работы с 2015 по 2017 годы, в результате которого было выявлено, что деятельность фирмы является рентабельной и эффективной. Также был проанализирован ассортимент услуг фитнес-клуба с описанием его спортивного инвентаря и оснащения, а также рассмотрены программ групповых занятий. Представлены цены на фитнес-продукты, подсчитана выручка от их продаж и выявлена структура видов фитнес-услуг к их общему объему. Структура фитнес-продукции, динамики выручки и темпов роста представлены в наглядных диаграммах. Рассмотрены потребители фитнес-клуба, проанализированы клиенты по различным критериям: по видам мотивации, по полу, по возрасту, по времени посещения клуба, результаты исследования представлены в виде таблиц и диаграмм.