Файл: Теоретические основы исследования конкурентоспособности.pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 189
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ конкурентоспособности
1.1.Сущность и факторы формирования конкуренции
1.2.Методы оценки конкурентоспособности
2.ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ фитнес–клуба «Ритм»
2.1. Местоположение, правовой статус организации
2.2. Финансово-экономические показатели деятельности организации
3.ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ фитнес-клуба«Ритм»
3.1. Анализ конкурентоспособности организации
3.2. Пути повышения конкурентоспособности организации
Таблица 6 наглядно показывает неуклонный рост объема реализованных фитнес-услуг с 2015 по 2017 гг. Несомненно, это связано с укреплением фитнес-клубом «Ритм» своих позиций на Омском рынке фитнес-услуг, его популяризацией и достойным имиджем компании.
Таблица 7
Анализ ассортимента услуг фитнес-клуба «Ритм» за 2015-2017 гг.
Вид услуги |
Выручка от продаж, тыс.руб. |
Структура фитнес-услуг, % |
Темп роста, % |
|||||
2015 г. |
2016г. |
2017 г. |
2015 г. |
2016г. |
2017 г. |
2016 г. к 2015 г. |
2016 г. к 2017 г. |
|
Тренажерный зал |
1641,05 |
1978,43 |
2229,88 |
32,8 |
32,6 |
32,7 |
120,56 |
112,71 |
Групповые программы |
1335,85 |
1656,78 |
1854,83 |
26,7 |
27,3 |
27,2 |
124,02 |
111,95 |
Персональный тренинг |
765,49 |
952,8 |
1036,52 |
15,3 |
15,7 |
15,2 |
124,47 |
108,79 |
Восточные единоборства |
175,11 |
176 |
184,12 |
3,5 |
2,9 |
2,7 |
100,51 |
104,61 |
Сайклинг |
95,06 |
109,24 |
136,38 |
1,9 |
1,8 |
2 |
114,92 |
124,84 |
Игровой зал |
455,29 |
558,33 |
620,55 |
9,1 |
9,2 |
9,1 |
122,63 |
111,14 |
Детский центр |
110,07 |
133,51 |
156,84 |
2,2 |
2,2 |
2,3 |
121,30 |
117,47 |
Солярий |
210,13 |
260,96 |
327,32 |
4,2 |
4,3 |
4,8 |
124,19 |
125,43 |
Спортивная медицина |
190,12 |
212,41 |
231,85 |
3,8 |
3,5 |
3,4 |
111,72 |
109,15 |
Фитнес-бар |
25,02 |
30,34 |
40,92 |
0,5 |
0,5 |
0,6 |
121,26 |
134,87 |
Итого |
5003,2 |
6068,8 |
6819,2 |
100 |
100 |
100 |
121,3 |
112,36 |
В таблице 7 проанализирован ассортимент услуг клуба «Ритм» с указанием выручки от продаж с 2015 по 2017 года, выявлено процентное соотношение каждого вида услуги к общему количеству реализованных услуг, рассчитан темп роста.
На основании таблицы с представленным ассортиментом услуг фитнес-клуба «Ритм» и наглядных диаграмм, можно сделать вывод, что наибольшей популярностью среди потребителей фитнес - услуг пользуются тренажерный зал и групповой тренинг. В 2015г. и в 2017 г. спрос на эти фитнес - услуги вырос, также не меньшим спросом пользуется услуга персонального тренинга, что неудивительно, ведь многие клиенты фитнес-клуба «Ритм» предпочитают индивидуальный подход.
Рис. 2 Структура ассортимента услуг фитнес-клуба «Ритм», %
Наименее востребованы услуги залов восточных единоборств, игровой зоны, сайклинга. Дополнительные услуги сауны, джакузи, массажиста, пользуются популярностью у постоянных клиентов фитнес - клуба, но являются лишь приятным бонусом к основным услугам фитнес-клуба «Ритм».
В настоящее время фитнес-индустрия переживает бум: по оценке аналитиков, фитнес-индустрия по темпам развития занимает второе место в мире после высоких технологий.
В России основными потребителями фитнес-услуг являются представители среднего класса, имеющие уровень ежемесячного среднедушевого дохода более 70 тыс. руб. (34%). В Омске фитнес-услугами, с разной степенью интенсивности, пользуются 2,5% жителей города.
По данным независимого маркетингового исследования наиболее востребованной группой услуг на местном рынке фитнеса являются услуги, связанные с общим поддержанием физической формы. Как правило, потребители, которые ориентированы на данный сегмент, кроме какой-либо основной услуги, например, занятия в тренажёрном зале или аэробики, подразумевают наличие дополнительных видов услуг - бассейн, массаж, сауна и так далее.
Набор базовых услуг везде схож, поэтому клиента необходимо привлекать высоким качеством обслуживания, нестандартными программами и иными эксклюзивными возможностями. Качество и количество дополнительных услуг индивидуально для каждого фитнес-клуба и зависит не только от уровня клуба, а также от его целевой аудитории, занимаемой территории, географией и прочее.
Рис. 3 Мотивация клиентов фитнес-клуба «Ритм», %
Фитнес-клуб «Ритм» ориентирован на большое число клиентов и оказывает практически полный комплекс основных и дополнительных услуг, предлагает различные варианты абонементов для широкого круга потребителей с различным уровнем доходов.
По социально-профессиональному статусу среди потребителей фитнес-услуг большинство менеджеров среднего/низшего звена (30%) и квалифицированных специалистов, занятых умственным трудом (30%).
Соответственно, наименьшей популярностью фитнес-клуб «Ритм» пользуются среди рабочих, представителей технического/обслуживающего персонала (0,8%), и представителей творческой профессии (1,6%).
Рис. 4 Структура потребителей услуг фитнес-клуба «Ритм» по полу, %
По гендерной принадлежности основными клиентами фитнес-клуба являются женщины. Активный спрос на фитнес со стороны женщин превосходит мужской спрос более чем в два раза. Помимо этого, среди по- спортивному активных женщин 71% считает фитнес наиболее подходящим занятием, а вот у мужчин эта доля не превышает 30%.
Рис. 5 Структура потребителей услугфитнес-клуба «Ритм» по возрасту, %
По возрастному признаку наиболее активной частью клиентов фитнеса является возрастная группа в 20-29 лет. Но при этом уже сегодня формируется клиентура фитнес-услуг из старшей возрастной группы. Сейчас на клиентов старше 40 лет приходится 13,2%.
По географическому признаку, в основной своей массе, потребители фитнес-услуг - это люди, проживающие в близлежащих к фитнес-клубу районах.
Рис. 6 Структура клиентов фитнес-клуба «Ритм»
по уровню дохода, %
Основное количество клиентов относится к категории людей со средним уровнем дохода, их удельный вес составляет 59 % от общего количества потребителей.
Рис. 7 Структура по времени посещения клиентами фитнес-клуба «Ритм», %
Наиболее частое посещение фитнес-клуба приходится на вечерние часы (с 16:00 до 22:00), что вполне логично, работающее население и студенты по пути домой заезжают в клуб заняться собой. Утренние и дневные часы предпочитают домохозяйки, фрилансеры и также студенты.
Таблица 8
Группы потребителей услуг фитнес-клуба «Ритм»
Потребитель |
Основные критерии |
||
На первом месте |
На втором месте |
Прочие |
|
«Студенты» |
Цена |
Стиль |
Многообразие видов услуг |
«Бизнесмены» |
Стиль |
Уровень обслуживания |
Ассортимент услуг |
«Спортсмены» |
Качество снарядов |
Опыт тренера |
Цена |
«Случайные клиенты» |
Ассортимент |
Цена |
Качество обслуживания |
«Родители с детьми» |
Время посещения |
Цена |
Наличие детского тренера |
В таблице 8 отображены условно выделенные группы клиентов фитнес-клуба с указанием наиболее значимых критериев, которые потребители учитывают при посещении фитнес-клуба.
Конечно, каждая из групп клиентов по своему важна для фитнес-клуба. Они формируют разнообразный спрос, в зависимости от которого, компания принимает решения об ассортименте и ценовой стратегии услуг, о приобретении определенных тренажеров и спортивных снарядов.
Изучая потребителей, следует выявить их предпочтения, сколько они готовы заплатить за услугу, понять, как потребители смотрят на ваш товар по сравнению с конкурентным, каков будет будущий спрос.
Спрос на фитнес-услуги продолжает увеличиваться подогреваемый модой и ростом осознания в обществе того, что занятие фитнесом приводит к улучшению качества жизни.
Особое внимание при анализе внешней среды следует обратить на анализ конкурентов. Конкуренция - основной фактор, снижающий объем продаж. Это связано с тем, что в Омске достаточно много фитнес-центров, они предлагают разные виды услуг, по разным ценам. В приведенной ниже таблице оценены фитнес-клубы, располагающиеся неподалеку от фитнес-клуба «Ритм», по 10-тибальной шкале.
Таблица 9
Сравнительный анализ факторов конкурентоспособности фитнес-клубов
Показатель |
«Ритм» |
«Спарта» |
«О2» |
Месторасположение |
8 |
8 |
8 |
Сегмент рынка |
7 |
7 |
6 |
Ассортимент услуг |
7 |
7 |
7 |
Дополнительные услуги |
7 |
8 |
8 |
Цены за стандартный абонемент, руб. в год |
7 |
7 |
7 |
Квалифицированные фитнес- тренеры |
8 |
8 |
8 |
График работы клуба |
7 |
7 |
7 |
Итого |
50 |
52 |
51 |
Фактор - месторасположение:
Рассматриваемые фитнес-клубы имеют достаточно удобное расположение вблизи основных дорожных магистралей г. Омска.
Сегмент рынка - как и фитнес-клуб «Ритм», «Спарта» на рынке фитнес-услуг г. Омска заняли свою нишу, так как организации существует с 2010 года, в отличие от фитнес-клуба «О2», открытом в 2014 году, который лишь начинает занимать свои позиции на рынке.
Ассортимент предоставляемых услуг фитнес-клубов примерно одинаков, такие обязательные составляющие современного фитнес-клуба как хорошо оборудованный тренажерный зал, групповые программы (йога, аэробика, пилатес), также игровые виды спорта, восточные единоборства, услуги массажа, солярия представлены в каждом из трех фитнес-клубов.
Цены стандартного годового абонемента на посещение тренажерного зала каждого фитнес - клуба варьируются от 13 000 рублей до 14 000 рублей. Разброс цен невелик, поэтому каждый из фитнес-клубов получает по одинаковой оценке.
Каждый из рассматриваемых фитнес - клубов достойно оснащен и оборудован, залы фитнес - клубов соответствуют самым взыскательным требованиям, тренажеры представлены передовыми марками Ivanco, Foreman, Hoist, TechnoGym, PrecorIcerian, Cybex, HammerStrength. В залах имеются как зоны тренажеров, так и зоны свободных весов, широкий гантельный ряд. Услуги, предлагаемые фитнес-клубами, соответствуют высоким стандартам фитнес-индустрии, программы постоянно обогащаются инновационными технологиями и разработками.
Из предложенной таблицы, можно сделать выводы, что конкуренты занимают очень близкие позиции, поэтому при некоторых эффективных мерах фитнес-клуб «Ритм» создаст достойную конкуренцию фитнес-клубу «Спарта» и «О2».
SWOT-метод анализа заключается в разделении факторов и явлений на четыре категории: Strengths (Сильные стороны), Weaknesses (Слабые стороны), Opportunities (Возможности) и Threats (Угрозы).
Таблица 10
SWOT анализ фитнес-клуба «Ритм»
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Квалифицированный персонал Разнообразие услуг Программы тренировок, соответствующие мировым стандартам Хорошая финансовая база Хорошая репутация клуба Высокое качество инвентаря Широкий спектр дополнительных услуг Постоянные клиенты |
Реклама Бюрократизм в работе Узнаваемость на рынке фитнес-услуг |
Возможности |
Угрозы |
Популяризация здорового образа жизни Открытие программ функционального тренинга Развитие фитнеса, как спорта Открытие новых филиалов (при росте спроса) Борьба за VIP клиентов Стать лидером на рынке предоставления услуг корпорациям и крупным фирмам |
Конкуренция Товары заменители Низкие доходы потребителей Низкая потребительская активность (заинтересованность) Популяризация массовых видов спорта Увеличение доступных отдельных малых шейпинг залов и «качалок» Появление новых требований к сертификации инструкторов |
Проведя SWOT анализ фитнес-клуба «Ритм» представляются ясным, какие есть сильные и слабые стороны у предприятия, а также возможности для развития и источники угрозы для плодотворной работы клуба. Необходимо сосредоточить пристальное внимание на слабых сторонах, такие как реклама и узнаваемость на рынке фитнес-услуг, развивать свои возможности и пытаться снизить вероятность угрозы, в конкретном случае нас интересует конкуренция, именно для улучшения позиций среди конкурентов и будут разработаны меры.
Нами была проанализирована деятельность фитнес-клуба «Ритм», рассмотрена его организационная структура, проведен анализ технико-экономических показателей его работы с 2015 по 2017 годы, в результате которого было выявлено, что деятельность фирмы является рентабельной и эффективной. Также был проанализирован ассортимент услуг фитнес-клуба с описанием его спортивного инвентаря и оснащения, а также рассмотрены программ групповых занятий. Представлены цены на фитнес-продукты, подсчитана выручка от их продаж и выявлена структура видов фитнес-услуг к их общему объему. Структура фитнес-продукции, динамики выручки и темпов роста представлены в наглядных диаграммах. Рассмотрены потребители фитнес-клуба, проанализированы клиенты по различным критериям: по видам мотивации, по полу, по возрасту, по времени посещения клуба, результаты исследования представлены в виде таблиц и диаграмм.