Файл: Основные функции в системе менеджмента (Понятие функции менеджмента и системы менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Термин «менеджмент» (management) прочно вошёл в нашу жизнь, заменяя, а иногда и отменяя русское слово «управление», когда речь идёт о руководстве деятельностью рыночных субъектов (хозяйствовании). Такая деятельность в равной мере присуща и крупнейшим корпорациям с сотнями тысяч работников, и отдельным лицам. В её рамках определяются направления и масштабы работы, осуществляются её планирование, контроль, руководство людьми и их стимулирование.

Актуальность настоящего курсового исследования заключается в том, что сегодня России, как никогда, нужны системы управления, которые бы обеспечили предприятию или компании достижение стандартов производства мирового класса, высокий уровень конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. И наиболее распространенным в решении любых проблем в современном управлении остается научный подход, так как он является наиболее эффективным и наименее затратным.

Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Менеджмент рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

Функциями управления называют управленческие действия, направленные на решение конкретных производственных и социальных задач для достижения целей организации.

Функции управления можно также определить как виды управленческой деятельности, необходимые для организации и руководства тем или иным объектом (организацией, предприятием, подразделением, группой) для осуществления целенаправленной деятельности по достижению желаемого результата. Содержание функции управления отражает две стороны управленческой деятельности. Во-первых, функция определяет необходимые действия (что необходимо делать) и, во-вторых, раскрывает конкретное содержание этих действий (как это делать).


Основными функциями управления являются планирование, организация, мотивация и контроль. Эти функции реализуются на всех уровнях управления (высший, средний и нижний уровни) и во всех видах деятельности организации. Содержание этих функций и сложность управленческой деятельности на каждом уровне управления определяется конкретным перечнем задач, их спецификой и объемом.

Процесс управления (менеджмент) имеет четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация и контроль.

Приведенные функции управления находятся в постоянной взаимосвязи и взаимозависимости: функция планирования взаимодействует с функциями организации и контроля, функция организации, в свою очередь, тесно связана с функциями планирования и контроля, а последняя (то есть функция контроля) взаимосвязана с функцией организации и функцией планирования.

Целью данной курсовой работы является исследование планирования и контроля как основных функций менеджмента. Для достижения цели курсовой работы предстоит решить следующие задачи:

  • раскрыть сущность функции планирования;
  • рассмотреть основные этапы и модель процесса планирования;
  • выделить формы и виды планов;
  • раскрыть содержание и элементы функции контроля;
  • проанализировать основные задачи и виды контроля;
  • изучить основные этапы процесса контроля.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖЕМЕНТА И СИСТЕМЫ МЕНЕДЖЕМЕНТА

Основные понятия

Функцией в менеджменте называют особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект.

Процесс менеджмента - это совокупность и непрерывная последовательность взаимосвязанный действий управленческих работников по реализации функций менеджмента, осуществляемых по определенной технологии, направленных на достижение целей социально - экономической системы.

Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления). Конечным результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказа, направленных на достижение поставленной цели. Один работник может выполнять несколько функций, несколько работников могу выполнять одну функцию.


Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности - это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом.

Анри Файоль разработчик теории административного управления в начале XX века выделил 5 исходных функций административного процесса: планирование, организация, мотивация, координация, контроль.

Планировать - изучать будущее, устанавливать программу действий. Организовывать - строить двойной организм предприятия (материальный и социальный). Мотивировать – побуждать к действиям персонал предприятия. Координировать - направлять, объединять, сочетать все действия и усилия. Контролировать - наблюдать, что бы всё происходило по установленным правилам и отданным распоряжениям.

Анри Файоль утверждал: «управлять означает предсказывать и планировать, ор­ганизовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».

Рис.1 Основные функции менеджмента по Файолю

Согласно данному подходу, четыре первичные функции управ­ления (планирование, организация, мотивация и контроль) объе­динены связующими процессами коммуникации и принятия реше­ния. Взаимосвязь между функциями управления пред­ставлена схемой, показывающей содержание любого процесса управ­ления вне зависимости от особенностей (размера, сферы деятельно­сти, организационной структуры, формы собственности и т. д.) той или иной организации. Для выполнения всех управленческих дей­ствий в центре находится функция координации, обеспечивающая согласование и взаимодействие всех остальных функций.

Стрелки на схеме показывают, что движение от стадии планиро­вания к контролю возможно лишь путем выполнения работ, связан­ных с организацией процесса управления и с мотивированием управленческой деятельности всех участников организации. Это оз­начает, что процесс управления состоит из строго последовательно­го движения четырех стадий: планирования, организации, мотива­ции и контроля.

Координация выступает как центральная функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерыв­ность. Главная задача координации — достижение согласованности в деятельности всех звеньев управления организацией путем уста­новления рациональности связей (коммуникаций) между ними. Со­гласно Файолю, координировать — это значит согласовать все опе­рации на предприятии таким образом, чтобы обеспечить его функ­ционирование и успех; и это значит учитывать в отношении каждой операции — технической, коммерческой, финансовой и так далее — те обязательства и следствия, которые она влечет за собой для всех других операций предприятия.


Для выполнения этой функции используются процедуры приня­тия управленческих решений, с помощью которых:

  • ус­танавливается взаимодействие между подсистемами системы управления организацией;
  • осуществляется использование и маневрирование ресурсами;
  • четко определяются обязательства и ответственность всех звеньев и участников организации;
  • обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления (планирования, организации, активизации, контроля), а также действий руководителей на всех уровнях иерархической структуры организации.

 Все функции менеджмента можно разделить по двум признакам: по содержанию процесса управления (основные функции) и по направлению воздействия на объекты управления (специфические или конкретные функции).

В настоящее время различные концепции менеджмента предусматривают большое разнообразие состава и содержания функций менеджмента.

При системном рассмотрении можно выделить три группы функций менеджмента, являющихся наиболее общими для всех видов организаций и любых условий функционирования:

  • общие функции менеджмента;
  • социально-психологические функции менеджмента;
  • технологические функции менеджмента.

Система функций менеджмента

Общие функции менеджмента отражают содержание основных стадий процесса управления деятельностью организации на всех иерархических уровнях.

Успешный менеджмент в любой организации должен предусматривать осуществление следующих общих функций:

  • формирование целей;
  • планирование;
  • организацию;
  • контроль.

Часто к ним добавляют функции: мотивации, координации, управления.

Социально-психологические функции менеджмента связаны в основном с характером производственных отношений в коллективе. Они содержат две разновидности функций: делегирование и мотивацию.

Технологические функции менеджмента определяют два основных вида деятельности, составляющие содержание технологии труда менеджера любого уровня иерархии: решения и коммуникации.

Общие, социально-психологические и технологические функции взаимно дополняют друг друга, создают целостную систему менеджмента, позволяющую четко определить методы и приемы управленческого воздействия на деятельность организации, специализировать органы управления и труд отдельных менеджеров.


В целом область деятельности, называемая менеджментом фирмы, может быть разделена на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах:

  1. общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);
  2. управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);
  3. конкретные области управления (маркетинг, производство, кадры, финансы, основные фонды).

Если структурные стороны деятельности предприятия определены, то все функции управления разделены на общие и конкретные.

Функция управления - вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействия на объект со стороны субъекта управления.

Функция управления и установления объема работ по каждой функции является основой для формирования структуры управляющей системы и взаимодействия ее компонентов.

Общие функции выделяются по этапам (стадиям) управления. К ним относятся:

  • прогнозирование и планирование;
  • организация работы;
  • мотивация;
  • координация и регулирование;
  • контроль, учет, анализ.

Функции, выделяемые по сфере деятельности, называются конкретными. ГОСТ рекомендует их типовой состав:

  • перспективное и текущее экономическое социальное планирование;
  • организация работ по стандартизации;
  • учет и отчетность;
  • экономический анализ;
  • техническая подготовка производства;
  • организация производства;
  • управление технологическими процессами;
  • оперативное управление производством;
  • метрологическое обеспечение;
  • технологический контроль и испытания;
  • сбыт продукции;
  • организация работы с кадрами;
  • организация труда и заработной платы;
  • материально-техническое снабжение;
  • капитальное строительство;

Финансовая деятельность менеджмента представляет собой отдельный процесс управления по выработке методов активизации и средств воздействия на персонал и его деятельность для достижения общих результатов социально-экономической системы.

Рассмотрим основные функции в системе менеджмента.

Планирование - основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих достижение поставленных целей. Планирование применяется к важным решениям, определяющим дальнейшее развитие фирмы. Согласно концепции немецкого профессора Д.Хана планирование - это ориентированный в будущее систематический процесс принятия решений. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития фирмы и каждого подразделения в отдельности на установленный период: определение хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявление материальных трудовых и финансовых ресурсов для решения поставленных задач. Планирование дает возможность заблаговременно учесть внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития фирмы, предприятия или др. структурного подразделения.