Файл: Теоретические основы менеджмента как организационно целевого управления.pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы менеджмента как организационно целевого управления.
1.1. Понятие и сущность современного менеджмента.
1. 2. Подходы и методы к процессу управления в организации.
1.3. Общая характеристика организации как системы управления.
Глава 2. Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности.
2.1. Организационное обеспечение реализации целей и задач.
2.2. Функции и принципы менеджмента. Роль менеджера.
2.3. Методы управления в менеджменте.
2. 4. Пути и методы анализа качества и эффективности менеджмента
Глава 3. Анализ менеджмента на примере конкретной организации.
Введение
Менеджмент – это важная часть деятельности предприятия, он сопровождает все организации, действующие в условиях современного рынка. В связи с этим главная задача руководства предприятия умение контролировать и управлять менеджментом своей компании. Это является обязательным условием для нормальной дееспособности предприятия. Менеджмент на предприятии позволяет ей обрести преимущество в конкурентной борьбе, так как наделяет ее актуальной и важной информацией. Успешный менеджмент позволяет компании иметь финансовую стабильность, высокую конкурентоспособность и прибыльность. Актуальность менеджмента обусловлена объективным усложнением процессов управления и одновременно усилением их роли в жизнедеятельности компании. В настоящее время менеджмент предприятия занимает важное место в успешном его функционировании. Оно направлено на обеспечение адаптивности организации к изменяющимся условиям рынка. И во многом зависит от грамотного и компетентного привлечения денежных средств или других необходимых ресурсов к деятельности организации. В связи с этим возрастает роль менеджмента. Для того чтобы компания могла продвинуться вперед, стала популярной и зарекомендовала себя на рынке руководители используют менеджмент. Тем не менее, в настоящее время менеджерская работа не всегда ведется должным образом, есть предприятия, которые недостаточно эффективно используют менеджмент для создания и поддержания продуктивных отношений с целевой аудиторией. Менеджмент помогает показать выгодность компании для целевой аудитории и для общества в целом. Правильное управление позволяет создать конкурентное преимущество для него. Грамотная реализация деятельности дает возможность повысить общественный статус, имидж и уровень продаж. Менеджмент имеет долгосрочную перспективу, то есть позволяет узнать будущее организации через ее прошлое и настоящее. Он помогает определить проблемы, которые тормозят успех организации или указывают на возможности, позволяющие ей повысить эффективность. Если сказать, по-другому, то именно информация, полученная в ходе применения менеджмента, позволяет организации выбрать правильную стратегию развития среди множества альтернативных решений. Таким образом, он направлен на обеспечение адаптивности организации к изменяющимся условиям рынка. Использование менеджмента на практике создает предпосылки для его совершенствования. Кроме того, внешняя среда находится в постоянном движении, что требует обновление построенных моделей управления. Всё вышесказанное убедительно доказывает важность темы и её актуальность для изучения.
Цель работы – анализ теоретической и практической сущности менеджмента как организационно - целевого управления предприятий.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
- Изучить общие теоретические основы и понятия организационно - целевого управления.
- Рассмотреть основные черты менеджмента как особого вида профессиональной деятельности.
- Проанализировать функции, принципы и методы менеджмента.
- Охарактеризовать деятельность выбранной компании.
- Проанализировать направления, качество и эффективность менеджмента в выбранной организации,
Объект исследования курсовой работы - менеджмент.
Предмет исследования – организация менеджмента на примере выбранного предприятия.
В ходе работы были использованы различные методы и приемы обработки данных: анализ теоретических и аналитических источников, обобщение логических выводов, наблюдение, классификация, сравнение, систематизация данных.
Информационной основой для написания работы послужили фактические материалы, опубликованные в литературных источниках, периодических статьях, интернет источниках и собранные в самой организации.
Методологической основой исследования послужили труды ведущих специалистов в области менеджмента и управления предприятием.
Цель и задачи исследования определили ее структуру: введение, три главы, заключение и список использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы менеджмента как организационно целевого управления.
1.1. Понятие и сущность современного менеджмента.
Менеджмент многозначное понятие. В теории под менеджментом понимается наука об управлении, на практике это организация управления фирмой, включающая функции, методы, принципы, структуры управления.
Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается более эффективным и более полезным. Он составляет теоретическую базу практики управления, обеспечивает практическую деятельность управления научными рекомендациями. Наука предложила методологию управления путем анализа содержания работы и определения ее основных компонентов и представила в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления.
Менеджмент - специфический орган современных организаций, как коммерческих, так и некоммерческих. Без него организация как целостное образование не может существовать и работать эффективно и поэтому менеджмент может рассматриваться и как организация управления предприятием, то есть установление постоянных и временных взаимосвязей между подразделениями предприятия, определение порядка и условий его функционирования.
Для достижения конечных результатов каждая организация в своей деятельности преобразует ресурсы, выступающие в виде капитала, сырья, материалов, технологии, информации, живого труда. Для их преобразования необходимо осуществлять различные виды деятельности, то есть выполнять определенные функции.
Менеджмент представляют также и как процесс управления, то есть технологию реализации управленческих функции, включающую сбор информации о состоянии объекта, разработку управленческих решений и организацию их выполнения. Процесс менеджмента предполагает выполнение функций планирования, организации и координации, мотивации, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда.
Менеджмент характеризуют и как работу с людьми. Понимают, и как функцию управления, то есть вид профессиональной деятельности по управлению людьми в любой отрасли экономики (промышленности, сельском хозяйстве, торговле, строительстве, транспорте, банковской деятельности) и в любой сфере деятельности (производстве, сбыте, финансах и др.), если она направлена на получение прибыли (предпринимательского дохода) как конечного результата. Поэтому менеджмент - это еще и умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации. Это является основанием для рассмотрения менеджмента как процесса влияния на деятельность отдельного работника, группы и организации в целом, с целью достижения максимальных результатов.
Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации - это сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так внутренней среды. Люди, работающие в организациях и с организациями - это самый главный фактор, учет которого требует не только использования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях. Этим искусством должна обладать определенная категория людей - менеджеры, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения целей. Поэтому менеджмент нередко идентифицируется с менеджерами, а также с органами и аппаратом управления.
Таким образом, менеджмент — это управление в условиях рынка, рыночной экономики, и что означает:
- ориентацию организации на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;
- постоянное стремление к повышению эффективности производства: с меньшими затратами, получение оптимальных результатов;
- хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;
- постоянную корректировку целей и в зависимости от состояния рынка;
- конечный результат деятельности организации или ее хозяйственно самостоятельных подразделений выявляется на рынке в процессе обмена;
- необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.
1. 2. Подходы и методы к процессу управления в организации.
Рассмотрим наиболее распространенные в современном менеджменте методологические подходы к процессу управления.
Системный подход.
В рамках этого подхода различные процессы и явления в управлении рассматриваются как системы.
При этом под системой управления понимается обособленная совокупность взаимосвязанных элементов, которая обладает новыми качествами, отсутствующими у образующих ее элементов. Каждый элемент системы служит структурообразующей частью какой-либо подсистемы. Элементу присущи одно или несколько свойств, которые необходимы для функционирования системы. Эти свойства элементов и определяют их место в системе управления и позволяют объединять элементы в подсистемы, например, в управляющую или в управляемую подсистему.
Системный подход основан на системном анализе, который осуществляется по следующему алгоритму:
- декомпозиция системы, т.е. ее расчленение на образующие элементы;
- анализ элементов;
- выявление наиболее существенных элементов, определяющих поведение системы в целом;
- разработка рекомендаций по улучшению функционирования системы.
С помощью системного подхода сложный объект исследования можно представить, как совокупность простых, доступных для изучения элементов. Процедуры системного анализа направлены на выдвижение альтернативных вариантов управленческих решений, на выявление масштабов неопределенности по каждому варианту и на сопоставление вариантов по заданному критерию эффективности.
Ситуационный подход.
Системный подход в ряде случаев дополняется ситуационным, который, способствовал дальнейшему развитию теории управления, позволив использовать возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям, которые сильно влияют на организацию в конкретное время. Из-за того, что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход требует «ситуационного мышления. Это не просто набор предписываемых руководств, это, скорее, размышления об организационных проблемах и их решениях. Ситуационный подход признает, что, хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, инвариантны и позволяет увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. Он пытается определить значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность организации.
Применение ситуационного подхода основано на альтернативности достижения одной и той же цели во время принятия или реализации управленческого решения (планов и т.д.), учете непредвиденных обстоятельств.
Конкретные ситуации могут изменяться по следующим признакам:
- по содержанию — технические, экономические, политические, организационные, психологические и др.;
- по виду управленческие решения во времени — стратегические, тактические, оперативные;
- по ресурсам и способам обеспечения реализации управленческих решений;
- по методам реализации управленческих решений.
Комплексный подход.
Применение этого подхода при принятии управленческих решений сводится к учету важнейших факторов внешней и внутренней среды. При принятии решений должны учитываться технологические, экономические, экологические, организационные, демографические, социальные, психологические, политические и другие факторы. Все эти факторы должны учитываться во взаимосвязи и взаимозависимости.
Поисковый подход.
Имеет цель определить состояние объекта управления в перспективе с учетом сохранения существующих тенденций его развития в будущем. При этом обычно не учитываются факторы, которые могут изменить эти тенденции.
Целевой подход.
Предусматривает целенаправленное изменение объекта управления в будущем. При этом особое внимание уделяется определению путей и сроков перехода управляемой подсистемы заданного состояния в желаемое.
Количественный подход.