Файл: Теоретические основы менеджмента как организационно целевого управления.pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 172
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы менеджмента как организационно целевого управления.
1.1. Понятие и сущность современного менеджмента.
1. 2. Подходы и методы к процессу управления в организации.
1.3. Общая характеристика организации как системы управления.
Глава 2. Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности.
2.1. Организационное обеспечение реализации целей и задач.
2.2. Функции и принципы менеджмента. Роль менеджера.
2.3. Методы управления в менеджменте.
2. 4. Пути и методы анализа качества и эффективности менеджмента
Глава 3. Анализ менеджмента на примере конкретной организации.
Сторонники этого подхода стремились к формализации управленческого процесса. Подход позволял описать исследуемые процессы и явления при помощи математических моделей, просчитать возможные варианты развития на ПК и выбрать оптимальный вариант развития.
Маркетинговый подход.
Определяют, как ориентацию управленческой подсистемы на потребителя. Маркетинг рассматривается как система управления, имеющая определенные принципы и функции. К основным принципам маркетинга относят:
- обоснованный выбор целей и стратегий предприятия;
- применение комплексного полхода к увязке целей с ресурсами и возможностями предприятия;
- оптимальное сочетание централизованного и децентрализованного начал в управлении организацией.
На реализацию принципов направлены функции маркетинга:
- максимальный учет рыночного спроса и запросов потребителей;
- определение оптимального ассортимента продукции;
- разработка сбытовой политики на основе определения максимально выгодных каналов сбыта;
Маркетинг как управленческая деятельность включает в себя:
- изучение спроса на конкретный товар;
- составление программы маркетинга по продукту;
- расчет полных издержек производства;
- установление верхнего уровня цены товара и рентабельности и производства;
- определение результатов хозяйственной деятельности (валовых доходов, чистой прибыли и др.).
Важной особенностью маркетинга как управленческой деятельности является то, что он предусматривает выбор управленческого решения на базе многовариантных экономических расчетов с применением современной компьютерной техники.
1.3. Общая характеристика организации как системы управления.
Необходимо отметить, что систему управления можно рассматривать как с позиции статики, то есть как некий механизм (организация), так и с позиции динамики - как управленческую деятельность.
Организация как система управления - одно из ключевых понятий теории организации и связанно с такими же важными понятиями как:
- цели;
- функции;
- процесс управления;
- квалификация менеджеров;
- распределение полномочий для достижения определенных целей.
В рамках этой системы протекает весь управленческий процесс, в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональных специализаций. Организация построена для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Любая система управления должна иметь четыре основных элемента:
- вход основной системы;
- выход основной системы;
- канал обратной связи (воспринимающее устройство, измеряющее и передающее информацию о состоянии выхода);
- блок управления, сравнивающий фактический и заданный выход и в случае необходимости вырабатывающий управляющее воздействие.
В настоящее время в составе организации как системы управления выделяют следующие подсистемы:
- структуру управления;
- технику управления;
- функции управления;
- методологию управления.
Подходы (методология) к управлению включают в себя цели, законы, принципы, методы и функции, технологии управления и практику управленческой деятельности. Основной задачей системы управления организации ставится формирование профессиональной управленческой деятельности.
Процесс управления, как элемент управленческой деятельности, включает в себя:
- систему коммуникаций;
- разработку и реализацию управленческих решений;
- информационное обеспечение.
Структура и техника управления являются элементами механизма управления и включают в себя
- структуру управления организации, во многом определяющуюся по отношению к другим элементам
- структуру органов управления и должностей, распределение между ними полномочий и ответственности часто предопределяет технику управления, процесс, методы, функции и схему организационных отношений с учетом профессионализма персонала,
- компьютерную и оргтехнику, мебель,
- каналы передачи информации (сети связи),
- систему документооборота.
Стройность и действенность системы управления в немалой степени зависит от системы документооборота предприятия. От нее напрямую зависит и число ошибок учета и планирования, и оперативность реагирования на определенное воздействие.
Сущность управления можно проследить через эволюцию представления об организации как основного объекта управления. Выделяют пять этапов.
-
- Организация представляется как сумма трудовых операций. Управлять - значит правильно организовать производственные процессы и повышать производительность труда. Организация конструируется и контролируется менеджерами.
- Организация - это административная пирамида как наиболее устойчивое строение. Ей присуща четкая структура, единоначалие, разделение труда, баланс полномочий и ответственности, корпоративная мораль.
- Организация - бюрократия, где человек - это винтик огромной машины, материал для построения целого, не имеющий право на индивидуальные особенности. Индивидуальность личности подавляется разработкой и предписанием точного соблюдения инструкций практически "на все случаи жизни".
- Организация - это группа единомышленников, семья. При такой концепции на первый план выходят межличностные и межгрупповые отношения. Управление должно вписываться в психологическую структуру группы, осознавать возможность самоорганизации.
- Организация - это социально техническая система, то есть взаимодействие группы людей с определенной техникой. Техническая система и система межличностных отношений могут пересекаться. От технической системы зависят социальные отношения, а от социальных отношений - производственная система. Отсюда - организация характеризуется как сложная, разнородная вероятностная система.
Таким образом, система управления - это совокупность элементов (подсистем), объединенных информационными связями и процессами, направленными на достижение целей, которые направлены на решение проблем. Проблемы служат фактором, инициирующим менеджмент на повышение эффективности производства и управления. Системы управления предприятиями, как правило, характеризуются сложностью, вероятностным проявлением параметров состояния управляемых объектов и неопределенностью принятия решений.
В экономике организация (фирма, предприятие) является хозяйствующим субъектом, реализующим собственные интересы посредством производства (путем соединения факторов производства и управления ими) и реализации товаров (услуг) на рынке. Поскольку каждая организация имеет, как правило, несколько целей, для достижения которых требуются достижения промежуточных целей, то в организации можно выделить множество систем.
Любая система характеризуется:
-
- входом в систему (поступающие ресурсы);
- процессом преобразования ресурсов в продукт (услугу);
- выходом из системы (продукт).
Соединение этих элементов определенными материально-вещественными и информационными связями, порядком их взаимодействия образует структуру и целостность системы. Система характеризуется определенными для данной системы ресурсами и продуктом, свойства которого, не сводятся к сумме свойств составляющих элементов. Удаление любого из элементов или изменение их свойств разрушает данную систему или преобразует ее.
В системе управления обязательно присутствует субъект управления, соединенный с элементами объекта управления информационными (прямыми и обратными) связями.
Практически любые системы управления являются сложными, их характеризуют следующие свойства:
- большое число элементов;
- между элементами циркулируют не только вещество и энергия, но и сигналы (информация);
- наличие нескольких, в том числе противоречивых, целей;
- несколько уровней и способов достижения;
- несовпадение интересов групп субъектов;
- наличие элементов, функционирующих в условиях неопределенности;
- невозможность одному наблюдателю одновременно охватить и описать количественно взаимосвязи между элементами.
Сложность объектов управления и среды, воздействующей на них, обусловливает вероятностный характер систем управления. Причем бесконечно малые начальные изменения некоторых элементов объекта управления могут привести к существенным изменениям системы в целом. Взаимосвязь с внешней средой и зависимость от нее - важные свойства организации. Они определяют открытость организации как системы.
Для исследования сложных систем применяют декомпозицию - разделение системы на части (подсистемы), которые рассматривают как самостоятельные объекты.
В производственной организации можно выделить подсистемы маркетинга, собственно производства, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, финансов, менеджмента (управление персоналом) и др.
В производстве можно выделить подсистемы технологической подготовки производства, основного и вспомогательного производства, материально-технического снабжения, контроля качества и др. Эти подсистемы охватывают производственные функции, каждая из которых требует управления.
В системе управления можно выделить целевые подсистемы: управление ресурсами, управление качеством, управление охраной окружающей среды, управление развитием производства (инновациями), управление развитием комплекса и другие.
В каждой из этих подсистем реализуется ряд целей, например, в управлении развитием коллектива или человеческими ресурсами целями являются отбор кадров, оценка их профессиональных качеств, обучение и повышение квалификации, материальное и моральное стимулирование и т. д.
Функциональные подсистемы включают сущность и содержание управленческой деятельности состав решаемых задач управления и, как правило, соответствуют организационной структуре управления.
Типичные функциональные подсистемы - маркетинг, финансы, бухгалтерский учет, которые обособлены в специальных подразделениях организации. Целевые подсистемы обычно не имеют соответствующих подразделений в аппарате управления, однако их функции закрепляются за линейными и функциональными подразделениями.
При программно-целевом управлении создаются специальные органы, обеспечивающие достижение главных целей координацией всех функций во всех подразделениях, имеющих отношение к достижению целей. Поскольку процесс управления информационный, то объект управления представлен в системе управления информационными связями с органом управления и окружающей средой. Поэтому можно сказать, что: организационная структура системы управления — это целостная совокупность соединенных между собой информационными связями элементов объекта и органа управления. Организационная структура управления отражает строение системы управления, содержанием которой являются функции управления.
Организационная структура управления базируется на структуре производства. Средством построения и рационализации организационных структур служат моделирование информационных процессов и построение рациональных информационных структур управления. Понятия организационной и информационной структур управления тесно связаны, поскольку управление — информационный процесс между объектами и органом управления, образующими организационную структуру. Организационная структура в большей степени имеет отношение к разделению труда в сфере управления, проявляющемуся в обособлении отдельных звеньев или подразделений органа управления и устойчивости их как между собой, так и с объектами управления. Информационная структура управления призвана отражать развитие производства и возникающие в связи с этим новые функции и задачи управления, которые в силу уже сложившихся связей, закрепленных соответствующими нормами, могут вступать в противоречие с действующей организационной структурой. Информационная структура управления, таким образом, характеризует внутреннее строение и взаимосвязь функций и задач управления с производственными процессами, количественная формализация этих взаимосвязей определяет в значительной степени управляемость производственных процессов. Совершенствование организационных структур осуществляется посредством совершенствования информационных структур управления.
Информационный характер управленческой деятельности делает очевидными значение и роль совершенствования информационных процессов для эффективности управления. В настоящее время это связано с использованием информационных технологий, выводящих предприятие на новый уровень управления, что обеспечивается устранением промежуточных звеньев обработки информации, доступом к огромному количеству разнообразной информации (система Internet) вообще и практически мгновенным доступом к необходимой информации внутри фирмы.
Работа предприятия опирается на такие функциональные области управления как:
- планирование деятельности предприятия,
- техническое проектирование и производственное планирование
- контроль.
- само предприятие выполняет четвертую функцию — физическое производство.
Современные информационные технологии для управления фирмой позволяют автоматизировать важнейшие управленческие процессы на предприятии — от финансов, до производства продукции и услуг, и сбыта их, а также управления персоналом, и объединить их в единую сеть, функционирующую подобно нервной системе живого.
При этом система управления способна чутко реагировать на изменение внутренней и внешней среды организации.
Целостность организации и открытость ее как системы обусловливают четкое разделение внутренней и внешней среды, зависимость организации от внешних факторов, взаимодействие внутренней и внешней среды, различную степень воздействия параметров внутренней и внешней среды и управления ими.
Успех организации в значительной степени зависит от учета внешних факторов. Объектом и предметом исследования маркетинга и как функции управления, и как части органа управления служат факторы внешней рыночной среды. С возникновением и развитием маркетинга руководители постоянно расширяют спектр требующих учета воздействий внешней среды
В среде прямого воздействия главное — это рынок и законы, его регулирующие. Важно учитывать, что предприятие и рынок представляют собой две различные по своей природе формы координации экономической деятельности. Внутри предприятия отсутствуют рыночные отношения, их можно лишь имитировать для повышения эффективности производства.
При рассмотрении внешней среды и ее влияния на организацию и экономику в целом в последнее время все больше учитывают влияние неэкономических факторов на экономические процессы.
1.4. Взаимосвязь стратегического и оперативного управления, их влияние на качество и эффективность менеджмента.