Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы источников права
1.1. Понятие и сущность источников права
1.2. Классификация источников права
Глава 2. Характеристика некоторых источников права
2.1. Особенности федеральных конституционных законов как источников права
2.1. Правовой обычай в российском праве
Глава 3. Судебный прецедент в российской правовой системе
3.1. Понятие и сущность судебного прецедента
3.2 Судебный прецедент в правовой системе Российской Федерации
Кроме того, федеральные конституционные законы, определяя состав источников в регулируемой ими сфере, нередко включают в него иные акты. Так, в ст. 2 Федерального конституционного закона от 30.01.2002 г. «О военном положении» отмечается: «Правовой основой военного положения являются Конституция РФ, настоящий Федеральный конституционный закон, принятые на его основе федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ в данной области»2.
Полагаем, что подобные нормы противоречат Конституции РФ и размывают предмет правового регулирования федеральных конституционных законов. Если в ч. 3 ст. 87 Конституции РФ четко говорится о том, что режим военного положения определяется федеральным конституционным законом, то законодатель не вправе говорить об урегулировании этих отношений обычными федеральными законами и тем более, иными правовыми актами.
Федеральные конституционные законы принимаются в особом, усложненном порядке. Согласно ч. 2 ст. 108 Конституции РФ федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Одобрение Советом Федерации является обязательным. Отклоненный Советом Федерации федеральный конституционный закон не будет считаться принятым, даже если Государственная Дума повторно проголосует за него квалифицированным большинством, как в случае отклонения Советом Федерации обычного федерального закона (ч. 5 ст. 105 Конституции РФ).
Также, следует отметить, что если по отношению к федеральному закону, поддержанному Государственной Думой, допускается употребление выражения «принят Государственной Думой» до его рассмотрения Советом Федерации, то в отношении федерального конституционного закона указывается, что он «одобрен Государственной Думой».
Президент РФ обязан подписать и обнародовать принятый Федеральным Собранием федеральный конституционный закон в течение 14 дней. При этом он не вправе его отклонить и не подписать (применить право отлагательного вето), даже в случае несогласия с ним.
Неразрешенным является вопрос о праве Президента РФ возвратить поступивший к нему федеральный конституционный закон без рассмотрения в Федеральное Собрание. Несмотря на то, что подобное право не упоминается в Конституции РФ, Конституционный Суд РФ признал такое действие допустимым по отношению к федеральным законам, «в случае нарушения палатой (Федерального Собрания) установленных Конституцией РФ требований к порядку принятия федеральных законов и предусмотренных ею условий и процедур»1. В этом случае, по мнению Конституционного Суда РФ, закон не считается отклоненным по смыслу ч. 3 ст. 107 Конституции РФ. Полагаем, что данный вывод Конституционного Суда РФ не может быть экстраполирован на федеральные конституционные законы. Во-первых, Конституционный Суд РФ в своем решении обращался исключительно к нормам, посвященным обычным федеральным законам. Во-вторых, если возникнет спорная ситуация, связанная с нарушением порядка принятия федерального конституционного закона, то после его подписания Президентом РФ спор может быть разрешен Конституционным Судом РФ на основании п. 3 ст. 86 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ» (проверка конституционности нормативных актов органов государственной власти по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие).
Как показывает практика, глава государства один раз использовал процедуру возвращения применительно к федеральному конституционному закону. Президент РФ Б. Н. Ельцин возвратил в парламент Федеральный конституционный закон «О Правительстве РФ»[17], мотивировав в письме от 21.05.1997 г. № Пр-779 это тем, что голосование за закон в Совете Федерации происходило по опросным спискам, которые подписывали члены Совета Федерации не на заседании палаты. Совет Федерации и Государственная Дума не согласились с этим решением Президента РФ. Совет Федерации без повторного рассмотрения вновь направил закон Президенту РФ, указав, что он принят в установленном порядке, на что Президент РФ снова ответил отказом подписать федеральный конституционный закон. Лишь после направления Государственной Думой и Советом Федерации обращений в Конституционный Суд РФ с заявлением о нарушении Президентом РФ конституционной обязанности и просьбой принять решение, отрицающее полномочие Президента РФ не подписывать принятые федеральные конституционные законы, Президент РФ, спустя пол года после одобрения закона о Правительстве РФ Советом Федерации, подписал его 17 декабря 1997 года. После этого Государственная Дума и Совет Федерации отозвали свои обращения в Конституционный Суд РФ в части, касающейся возвращения Президентом РФ федеральных конституционных законов, поэтому позиция Конституционного Суда РФ по вопросу о возвращении Президентом РФ федеральных конституционных законов осталась неизвестной.
Федеральные конституционные законы обладают большей юридической силой по сравнению с обычными федеральными законами. В соответствии с ч. 3 ст. 76 Конституции РФ «Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам». Несмотря на то, что авторы Конституции РФ прямо не указали на недопустимость противоречия федеральным конституционным законам актов Президента РФ (ч. 3 ст. 90 Конституции РФ) и Правительства РФ (ч. 3 ст. 115 Конституции РФ), отметив верховенство над ними лишь федеральных законов, в последнюю категорию следует включать и федеральные конституционные законы, тем более акты Президента РФ и Правительства РФ имеют подзаконную юридическую природу.
Дискуссионной является проблема соотношения юридической силы международного договора и федерального конституционного закона. И. И. Лукашук считает, что поскольку ратификация международного договора осуществляется федеральным законом, который не может противоречить конституционному, то ратификации договора, устанавливающего иные правила, чем конституционный закон, должно предшествовать внесение соответствующих поправок в конституционный закон. М. П. Авдеенкова, напротив, полагает, что «авторы Конституции РФ трактовали слово «закон» широко, включая и федеральные, и федеральные конституционные законы». Второе мнение представляется нам предпочтительным. Законодатель также исходит из верховенства международных договоров над федеральными конституционными законами. Устанавливая систему правового регулирования соответствующей сферы общественных отношений с учетом иерархического критерия, он располагает федеральные конституционные законы после международных договоров.
Интересным является вопрос о равнозначности федеральных конституционных законов между собой по юридической силе. Как известно, в законодательной практике встречаются случаи, когда устанавливается приоритет юридической силы одних федеральных законов над другими. Конституционный Суд РФ не считает такой подход основанным на Конституции РФ, но и не признает положения федеральных законов, устанавливающих приоритет применения по сравнению с другими федеральными законами неконституционными, не подлежащими применению. По его мнению, какой закон в каждом конкретном случае подлежит применению, вправе самостоятельно решать суды.
Среди действующих федеральных конституционных законов закрепление приоритета одного закона над другим можно встретить в ст. 1 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 г. «О Верховном Суде РФ». В ней зафиксировано, что данным законом определяются полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда РФ «в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ»[18]. Указание на принятие одного федерального конституционного закона в соответствии с другим можно рассматривать как форму выражения приоритета одного акта над другим. Хотя здесь и нет прямого упоминания о недопустимости наличия противоречий между ними, полагаем, что в случае обнаружения разногласий, правоприменитель должен будет руководствоваться первым законом, поскольку второй принят в соответствии с ним. По мнению А. В. Безрукова, «законодатель может изменить конкретные статусные характеристики Верховного Суда РФ в законе о нем, изначально или одновременно соответственно скорректировав по ложения ФКЗ о судебной системе РФ»1. Подтвердить данный тезис пока не представляется возможным, так как соответствующие изменения пока не вносились.
Кроме того, одновременной корректировки, по нашему мнению, быть не может, поскольку каждый закон имеет свой порядковый номер, свидетельствующий о последовательности его принятия. Исходя из этого, мы можем выявить тот факт, что Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 г. № З-ФКЗ «О Верховном Суде РФ» оказался принят раньше, чем Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 г. № 4-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ», хотя изменения в последний документ были связаны, в том числе, с изменением статуса Верховного Суда РФ и принятием специального закона о нем..
Федеральные конституционные законы развивают конституционные положения, расширяя конституционное пространство, но при этом они не являются частью Конституции РФ и имеют меньшую по сравнению с ней юридическую силу. Отдельные исследователи считают их «неотъемлемым приложением к Конституции РФ», а некоторые полагают, что «федеральные конституционные законы - это такие законы, которые вносят изменения и дополнения в Конституцию». Подобные подходы следует признать ошибочными, поскольку они опровергнуты Конституционным Судом РФ.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 21.03.2007 г. № 3-П подчеркивается: «Федеральные конституционные законы по своей юридической природе не могут служить инструментом для изменения ее (Конституции РФ) положений, т.е. должны соответствовать Конституции РФ». В Постановлении Конституционного Суда РФ от 31.10.1995 г. № 12-П определено, что «поправки в Конституцию РФ вносятся форме особого правового акта - закона РФ о поправке к Конституции РФ», а также то, что «федеральный конституционный закон по своей юридической природе принимается во исполнение Конституции РФ, не может изменять ее положений, а также не может стать ее составной частью».
Несмотря на то, что в ч. 2 ст. 125 Конституции РФ предусматривается проверка конституционности только федеральных законов, а федеральные конституционные законы в качестве объекта конституционного контроля не обозначены, практика Конституционного Суда РФ распространила контроль и на них, еще раз доказав, что они и Конституция РФ находятся на разных иерархических уровнях.
Учитывая тесную связь федеральных конституционных законов с Конституцией РФ, некоторые ученые экстраполируют на них зарубежный термин «органический закон». Под органическим законом чаще всего понимают законы, определяющие статус органов государства, основы местного самоуправления или регулирующие важнейшие государственные процедуры, а также законы, принятие которых «органически» вытекает из Конституции. По нашему мнению, понятие «органический закон» не тождественно понятию «федеральный конституционный закон», поскольку органическими можно считать и законы о поправках к Конституции РФ, а также некоторые федеральные законы, поименованные в Конституции РФ[19].
Все федеральные конституционные законы относятся к источникам конституционного права, помимо Конституции РФ и законов о поправках к ней. Их отраслевая принадлежность зафиксирована в наименовании самой формы - конституционный закон. В отличие от федеральных конституционных законов, правовые акты других форм являются источниками различных отраслей права. В то же время, предмет правового регулирования федеральных конституционных законов не ограничивается только конституционным правом, так как одновременно они могут являться источниками права и иных отраслей.
Таким образом, федеральные конституционные законы являются особым источником российского права, обладающим комплексом специфических черт. Юридическая природа федеральных конституционных законов, раскрывается через их особый предмет, уровень и условия регулирования, особый порядок принятия парламентом и подписания главой государства, особое место в иерархии источников права, а также отраслевую принадлежность.
2.1. Правовой обычай в российском праве
Обычай - важная часть жизни общества. В практике методом проб и ошибок находился наиболее оптимальный для данного этапа становления социума вариант поведения, который является основой формирования обычая как правого регулятора.
Отрицать факт существования правового обычая в Российском государстве нет смысла. С древнейших времен и до нашего времени он присутствовал в правовой системе государства, но в отдельные в исторические периоды его практическое значение воспринималось по-разному. Представляется наиболее логичным рассматривать правовой обычай в России поэтапно.
В древнерусском государстве обычаи занимали самое высшее место в системе источников права. В летописях и документах обычай фигурирует как «старина» или «пошлина». Государство чаще всего выказывало свое отношение к обычаям двумя путями.
Во-первых, на практике власть признавала силу обычаев, и при принятии решения опиралась в основном на них.
Во-вторых, власти могли наложить запрет на тот или иной обычай, либо придать ему писаную форму.
Обычай играл основополагающую роль в самом начале регулирования общественных отношений, влияя на создание национального права. Государственное и частное право в древности часто подвергались действию обычая, который имел большое влияние на становление нормативных систем ранних обществ. Обычай вплотную связан и с развитием этических и моральных норм доклассового общества и их дальнейшего развития.
Юридическое значение обычая является одной из наиболее интересных и малоизученных проблем, как в рамках общей теории права, так и отраслевых юридических наук. Правовые обычаи хорошо изучены лишь в рамках истории права и государства. Из истории мы знаем, что еще древние римляне говорили «optima legum interpres consuetudo» что в переводе означает - «лучший толкователь законов - обычай», а согласно известной русской пословице - «повальный обычай, что царский указ» в смысле такой же обязательный, как и указ царя.