Файл: Классификация источников права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 156

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Для того чтобы стать реальностью и успешно выполнять свои функции, право должно иметь внешнее выражение, которое одни ученые называют формами права, другие - источниками, третьи - и формами, и источниками одновременно.

Наиболее важной, определяющей характеристикой источника права яв­ляется его обеспечение силой государственного принуждения.

Под источниками (формами) права понимаются способы закрепления и выражения правовых норм. Источниками права являются официальные го­сударственные документы, в которых закрепляются юридические нормы. Раз­личаются следующие основные источники (формы) права: правовой обы­чай, юридический прецедент (судебная практика), нормативно-правовой акт.

Ни один обычай ли, прецедент ли, нормативный акт ли, доктрина ли, договор ли, другой источник права ли не стал бы таковым и не принял бы общеобязательного значения без санкции и вмешательства государства.

Цель работы – исследовать комплексный анализ видов источников права.

Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

  • раскрыть понятие и раскрыть сущность источников права;
  • рассмотреть классификацию источников права;
  • выявить особенности федеральных конституционных законов как источников права;
  • разобрать правовой обычай в российском праве;
  • проанализировать судебный прецедент как источник права;
  • охарактеризовать судебный прецедент в российской правовой системе.

Объектом исследования является источники права.

Предметом исследования являются нормы современного законодательства, регламентирующие источники права.

Методологической основой исследования, для решения поставленных целей и задач работы являются общеизвестные методы: обобщения, элементы моделирования, информационно-правовой, а также метод анализа литературных источников и иные методы научного анализа и исследования.

Теоретической основой настоящей работы являются труды Воронова Е.Н., Гуляницкой Д.А., НасекинойА.Г., Максименко Е.И. и др.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические основы источников права


1.1. Понятие и сущность источников права

Источники права характеризуются как категория более широкая по смыслу, в связи с чем, различают источники права в историческом, материальном, иде­альном, формально-юридическом и других значениях. Таким образом, формы (источники) права - это внешние официально-документальные формы выраже­ния и закрепления норм права, исходящие от государства. Несмотря на разнооб­разие и значительную специфику действующих источников права, всем им при­сущи некоторые общие черты. Источник права есть конечный итог правотворче­ской деятельности определенных субъектов, управомоченных формировать право, так своеобразие действующих в обществе источников права обусловлено спецификой их происхождения. Источник права имеет нормативный и офици­альный характер. Источник права нацелен на стабильность, предсказуемость. Он фиксируется в определенных письменных формах, поэтому обеспечивается их доступность, общеизвестность, единообразное понимание и применение на практике. Важнейшим свойством источников права является их иерархичность, благодаря чему они и внешне выражают, и организуют, структурируют государ­ственную волю[1].

Источник права — сложное явление, которое не существует лишь в одном значении. Так, право нельзя отрывать от конкретных материальных условий, от действительности, в которой оно су­ществует. По этой причине под источником права необходимо понимать то, что детерминирует эво­люцию права, влияет на него, — общественные условия, которые обусловливают содержание норм права. В этом значении выражается матери­альный смысл термина источника права. В иде­альном смысле под источниками права понима­ются идеи, отраженные в правосознании. Так, судьи руководствуются не только законом, выно­ся решения, но и внутренним убеждением. Под источником права также следует понимать те объекты действительности, в которых право вы­ражается и закрепляется, — официальные доку­менты. В этом смысле термин «источник права» употребляется как форма права. В мировом юри­дическом пространстве, где сосуществуют и вза­имно влияют друг на друга различные правовые системы, известны следующие виды юридиче­ских источников права: нормативный правовой акт, правовой обычай, договор нормативного со­держания и юридический прецедент. Теория пра­ва также выделяет и неюридические источники права: общественные условия, общие принципы права, юридическая наука, правосознание и рели­гиозная доктрина[2].


Источник права в формально-юридичес­ком значении - это «способ выражения (оформления) и закрепления нормы права как идей о должном или допустимом в объек­тивной действительности, то, где содержит­ся норма права, то, откуда юристы-практики черпают знания о нормах позитивного пра­ва». Формально-юридическое представление об источнике права являет­ся наиболее распространенным и употреб­ляемым.

В научной литературе периодически ста­вился вопрос об источниках субъективного права, которое рассматривалось «как нрав­ственная возможность, или иначе как закон­ная свобода что-то делать или требовать». Сохраняется и традиция рас­смотрения материальных, естественных и иных реальных источников права преимуще­ственно в теоретическом аспекте, а фор­мально-юридических источников - преиму­щественно в практическом плане.

Применительно к позитивному и частич­но естественному праву предпринимаются попытки их классификации по различным критериям. В зависимости от природы, ха­рактера, содержания, степени определен­ности и формы выражения источники права подразделяют на реальные и формальные, первичные (материальные и иные) и вторич­ные (формально-юридические).

Независимо от критериев классификации источников права, их видов, понятия и со­держания они в рамках конкретной право­вой системы представляют собой единое целое, формирующее эту систему и напол­няющее ее нормативным содержанием.

Определенной национальной правовой системе присуща собственная система ис­точников права. При этом отдельные источ­ники права могут выходить за пределы та­кой системы, формируя правовые семьи. Это, прежде всего, формально-юридичес­кие источники права: законы, декреты и т.д.

Иерархический характер источников пра­ва проявляется не только в делении их на материальные, социальные и т.п. (первич­ные) и формально-юридические (вторич­ные), но и в характере отношений между первыми и вторыми.

Формально-юридические источники (за­коны, постановления правительства, мини­стерские приказы и др.) в зависимости от их юридической силы находятся в строгом иерархическом, соподчиненном порядке, дополняя и детализируя друг друга. Взаимо­зависимость и взаимообусловленность су­ществуют и в системе первичных источни­ков права, материальных и социальных фак­торов, выступающих в качестве таковых[3].

Правообразование, правотворчество и законотворчество отражают процесс фор­мирования, становления и развития права и его составных частей, включая источники права.


Хотя понятия «источник права» и «форма права» считают «традиционно устоявшими­ся, а противоречия - преодоленными, про­блема форм и источников права продолжа­ет оставаться актуальной, поскольку она имеет не только терминологическую, семан­тическую сторону, но и содержательную».

Существуют два варианта решения этой проблемы. Первый заключается в отожде­ствлении источника и формы права: «Под формой (источником) права понимаются определенные способы (приемы, средства) выражения государственной воли общества. К исторически сложившимся разновиднос­тям формы выражения права (источникам права в юридическом смысле) относятся правовой обычай, судебный прецедент, до­говор с нормативным содержанием, норма­тивный акт».

Второй подход к проблеме соотношения источников и форм права состоит в том, что данные понятия рассматривают как несов­падающие, не равнозначные друг другу: Если «форма права» показывает как орга­низовано и выражено вовне содержание права, то понятие «источник права» охваты­вает истоки формирования права, систему факторов, предопределяющих его содержа­ние и формы выражения.

Анализ понятий и содержания источни­ков и форм права свидетельствует о том, что в одних случаях они могут совпадать друг с другом, быть тождественными, а в других существенно отличаются друг от друга.

Совпадение источника и формы права имеет место, когда речь идет о формально­-юридических или просто формальных источниках права, где форма указывает на то, ка­ким образом организовано и выражено вов­не юридическое (нормативное) содержание, а источник - каковы юридические и иные факторы, предопределяющие форму права и ее содержание.

Что касается первичных источников пра­ва как материальных, социальных и иных факторов, определяющих процессы правообразования, правотворчества и законотвор­чества, то здесь совпадение источников и форм права отсутствует.

Таким образом, при совпадении понятий «источник права» и «форма права» обозна­чающие их термины следует рассматривать как идентичные по смысловому значению, содержанию и взаимозаменяемые. В дру­гих случаях такая взаимозаменяемость этих понятий невозможна.

1.2. Классификация источников права

Источниками права являются официальные государственные до­кументы, в которых закрепляются юридические нормы. Например, за­кон, указ президента, постановление правительства, решение местного органа самоуправления. В указанных актах содержатся правила поведе­ния, исходящие от соответствующих органов государства. Будучи за­крепленными в правовых нормах, эти правила приобретают общеобяза­тельное значение[4].


Различаются следующие основные формы (источники) права: пра­вовой обычай, юридический прецедент (судебная практика), нормативно-­правовой акт, международное право, доктрина и религиозные тексты.

А.В. Малько выделяет четыре основные формы права[5]:

  • нормативный акт – это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений (к их числу относятся Конституция, законы, подзаконные акты и т.п.);
  • правовой обычай – это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота);
  • юридический прецедент – это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел;
  • нормативный договор – соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права[6].

В настоящее время юриспруденция и практика правового регулирования выделяют несколько видов источников права. Наиболее распространенными яв­ляются: правовой обычай, правовой прецедент, нормативный договор, правовая доктрина, нормативно-правовой акт. Названные источники права обладают це­лым рядом особенностей. Одни из них устанавливаются в результате целена­правленной деятельности специальных государственных органов, например, нормативно-правовой акт, другие вырабатываются общественной жизнью на протяжении определенного исторического развития и в последующем лишь одобряются и санкционируются государством, в частности, правовой обычай, третьи создаются в процессе разрешения компетентными органами конкретных жизненных споров, ситуаций - правовой прецедент. Обратимся к наиболее ти­пичным и важным источникам права.

Одним из древнейших источников права является правовой обычай, пред­ставляющий собой нормы, которые сложились в обществе в результате много­кратного применения независимо от государственной власти и приобрели в его сознании обязательное значение. Обычай становится правовым после получения одобрения государства и закрепления его как юридического источника. В ре­зультате государственно-властное санкционирование придает обязательность норме социального обычая, который в своей реализации обеспечивается мерами государственного принуждения. Обычно-правовое регулирование играло осо­бенно большую роль в период зарождения, становления и развития государства. Правотворческая деятельность государства тогда осуществлялась в основном в виде принятия и одобрения сложившихся обычаев. С развитием государственно­сти правовой обычай утрачивал ведущие позиции в системе источников права, уступая актам государства. Современная роль правовых обычаев в регулирова­нии общественных отношений обусловлена признанием его одним из официаль­ных источников права в российской правовой системе. Возможность его исполь­зования предусмотрена в частноправовой сфере: в гражданской и семейной от­раслях. Так, статья 5 ГК РФ[7], посвященная обычаям, закрепляет, что обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области правоприменительной деятельности правило поведения, не предусмотренное за­конодательством, независимо от того, зафиксировано оно в каком-либо доку­менте. Так же Кодекс торгового мореплавания РФ[8] в статье 129 «Уведомление о готовности судна к погрузке груза» в пункте втором закрепляет, что день и час подачи уведомления о готовности судна к погрузке определяется соглашением сторон, а при отсутствии такового - обычаями данного порта. Также следует отметить тот факт, что в Конституции РФ[9] не упомина­ется понятие «обычай», но в статье 99 пункте 3 закреплено: «Первое заседание Государственной думы открывает старейший по возрасту депутат», то есть, та­ким образом, действует формальный обычай, который существует на протяже­нии многих лет.