Файл: «Профессиональный стресс в управленческой деятельности.».pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 1
Введение
Актуальность. В современном мире происходит быстрое изменение рынка, динамичное развитие новых технологий, совершенствуется интеллектуальное, техническое развитие человечества, существует экономическая и политическая нестабильность. В связи с чем, большинство организаций постоянно испытывает необходимость в адаптации к быстро меняющейся внешней и внутренней среде, что вызывает развитие различных форм стресса у персонала и приводит к уменьшению уровня удовлетворенности трудом[1].
В результате постоянного стресса на рабочем месте у людей возникает неудовлетворенность своей профессией, происходит эмоциональное истощение, появляется беспокойство, тревога, раздражительность, снижается оценка себя как специалиста, появляются психосоматические заболевания[2].
Все это влечет за собой не только отрицательные эмоции, но и снижение профессиональной продуктивности. Что в результате ведет к неэффективности работы и экономическим потерям организации. Также профессиональный стресс, начавшийся у одного работника, влияет на работу всего отдела, т.к. люди в состоянии стресса пессимистичны, они негативно воспринимают рабочие ситуации и оценивают их не объективно[3].
Цель курсовой работы – проанализировать особенности профессионального стресса и эмоционального выгорания в управленческой деятельности.
Исходя из цели исследования, поставлены следующие задачи:
- Исследовать понятие профессионального стресса;
- Рассмотреть факторы возникновения и эффекты профессионального стресса;
- провести эмпирическое исследование особенностей профессионального стресса в управленческой деятельности;
- разработать рекомендации, направленные на снижение профессионального стресса в управленческой деятельности.
Объект исследования – руководители-менеджеры.
Предмет исследования – профессиональные стрессы в управленческой деятельности.
Гипотеза исследования: Существуют значимые связи между показателями профессионального стресса и удовлетворенности трудом у менеджеров.
Теоретической основой работы являются труды российских и зарубежных ученых и специалистов по проблемам стресс- менеджмента, психологии управления.
Методология исследования базируется на системном использовании общенаучных методов логического, структурного, функционального, сравнительного анализа.
Информационной базой исследования стали данные ПО «ЧГЭС».
Структура работы состоит из введения,3 глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования профессионального стресса в организации
1.1. Понятие и виды профессионального стресса
В настоящее время стресс является значимой организационной и социальной проблемой, влияющей на стабильность поведения сотрудников на предприятии и на жизнь общества в целом. Большая часть работников современных организаций и немалая часть социума оказываются подверженными стрессам вследствие технического прогресса и интенсификации социально-экономической жизни общества. Многие ситуации, вызывающие нервное напряжение, связаны именно с физическими и эмоциональными перегрузками в трудовой деятельности, с высоким темпом и объемом работы. Стрессы, переживаемые сотрудниками, оказывают разрушительное воздействие как на них самих, так и на организацию в целом[4].
Актуальность изучения профессиональных стрессов и подходов к их преодолению особенно возрастает в последнее время, что связано с процессами социально-экономических трансформаций, а также с кризисами в мировой экономике.
Понятие «стресс» происходит от английского слова «stress» и в переводе означает «нажим, давление, напряжение». Одним из первых, кто дал определение стресса, был известный канадский психофизиолог Ганс Селье «стресс – неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование»[5].
Как показали исследования ученого, в организме человека существует неспецифический компонент биохимической адаптации на самые разные воздействия, т. е. адаптационный синдром или стресс.
С точки зрения Г. Селье, все биологические организмы стремятся к поддержанию состояния внутреннего равновесия функционирования. Реакция организма на внешний раздражитель выполняет одновременно защитную и приспособительную функции, результирующие показатели которых зависят от уровня устойчивости организма к воздействию различных факторов, силы и длительности влияния раздражающего стимула. Адаптационные возможности организма ограничены, их недостаток приводит к смерти.
Г. Селье выделил три стадии адаптационного синдрома (стресса) (Рисунок 1).
Рисунок 1. Динамика развития стресса[6]
Па первой стадии (стадия тревоги)рождается непосредственная первая реакция на раздражитель, происходит адаптационная перестройка, возникает тревожность и мобилизация ресурсов организма. На этой стадии остро развивающееся эмоциональное возбуждение, которое выступает в роли дезорганизатора поведения. Нарушается сложный процесс анализа и формирования деятельности, выбора оптимальной ее стратегии[7].
На второй стадии — стадии резистенции(стабилизации) — отмечается сбалансированность расходования адаптационных резервов организма.
На третьей стадии (стадии истощения),которая может начаться при чрезмерной интенсивности стрессоров, в организме происходят структурные перестройки. Для дальнейшей адаптации организм использует энергетические ресурсы, восполнение которых невозможно. На данной стадии происходит истощение организма.
Стресс всегда направлен на мобилизацию жизненных сил организма, независимо от последующей направленности эмоций. Реакции на стресс изменяются во времени и имеют различные уровни интенсивности, которые зависят от характера стрессоров.
Психологический стресс подразделяют на два вида — информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в условиях информационных перегрузок, когда личность не справляется с поставленной задачей, не успевает принять верное решение[8].
Эмоциональный стресс проявляется в ситуациях угрозы, опасности. Термином «эмоциональный стресс» обозначают различные состояния организма, характеризующиеся как психоэмоциональное напряжение, в некоторых случаях приводящих к патологическим изменениям личности, ее дезадаптации. Выделяют позитивный стресс (эустресс) и негативный стресс (дистресс)[9].
Положительная или отрицательная роль стресса определяется тем, насколько содержание и сила соответствует конкретной ситуации. Если стресс направлен на преодоление трудностей, то он положителен, если нет – отрицателен. Поскольку стресс возникает из-за восприятия угрозы, то его появление в определенной ситуации может быть опосредовано субъективными причинами, связанными с особенностями личности.
Одной из основных личностных характеристик является стрессоустойчивость. Стрессоустойчивость −интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности личности, которые способствуют успешному достижению цели деятельности в сложной эмотивной обстановке[10].
Стрессоустойчивость является не единственной характеристикой определяющая предрасположенность человека к стрессу. Значительное влияние на склонность к дистрессам может оказать стиль жизни личности. Поведение, привычки могут являться причиной дополнительного стресса, например переедание, малоподвижный образ жизни, чрезмерное употребление алкоголя и т.д. В этом случае общая сопротивляемость к стрессу у личности снижается и повышается вероятность возникновения дистресса[11].
Воздействие стресса на организм человека и на индивида в целом неоднозначно. С одной стороны, стрессовая реакция как следствие раздражающих факторов способствует выживанию человека в экстремальных ситуациях. С другой стороны, стресс является причиной проблем со здоровьем и психологических проблем.
1.2. Факторы возникновения и эффекты профессионального стресса
В современном мире существует множество факторов, вызывающих стресс у работников организаций. Cooper C.L., Marshall J. исследовали источники стресса работников интеллектуального труда и выявили следующие их группы[12]:
1.Факторы профессионального стресса, связанные с трудовой деятельностью:
− перегрузка или неполная нагрузка;
− плохие физические условия труда(маленький размер помещения, свежесть воздуха, освещенность, техническое оборудование рабочего места, доступность необходимых ресурсов и т.д.);
− дефицит времени (когда все время чего–то не успеваешь…);
− необходимость самостоятельного принятия решения.
2. Факторы стресса, связанные с ролью работника в организации:
− неопределенные границы ролей, например плохая информированность о профессиональных обязанностях, несоответствие ожиданиям со стороны руководства и коллег по работе;
− конфликт ролей, например, строгий начальник и добрый папа;
− ответственность за людей и материальные ценности(технический инвентарь, бюджет и т.д.);
− недостаточная ответственность, дающая излишнюю расслабленность на рабочем месте;
− малая степень участия в принятии решений в организации.
3. Факторы стресса, связанные с взаимоотношениями на работе:
− межличностные взаимоотношения в коллективе, с начальником;
− трудности в выдаче распоряжений подчиненным.
4.Факторы, связанные с деловой карьерой:
− слишком медленное или слишком быстрое продвижение по карьерной лестнице, несоответствие занимаемой должности, страх потери работы, отсутствие возможности для продвижения по карьерной лестнице;
− отсутствие стабильности на рабочем месте в связи с постоянными изменениями в структуре организации;
− несоответствие уровня притязаний данному профессиональному статусу.
5.Факторы, связанные с организационной структурой и психологическим климатом:
− отсутствие возможности получить своевременную квалифицированную помощь для решения важных рабочих вопросов;
− усиленный контроль за поведением человека, интриги и т.д.
6.Внеорганизационные источники стрессов: проблемы в семейной жизни, связанные с выделением времени для семьи, семейные кризисы, частые поездки, отсутствие в семье.
Также сюда относятся различия по психометрическим данным: экстерналы более адаптивны к различным ситуациям, чем интерналы; «ригидные» больше реагируют на неожиданности, идущие от начальства; «подвижные» чаще оказываются перегруженными работой; ориентированные на достижение показывают большую независимость и включенность в работу, чем ориентированные на безопасность и спокойствие и т.д.
Таким образом, выделяют факторы профессионального стресса, связанные с трудовой деятельностью, с ролью работника в организации, с взаимоотношениями на работе, с деловой карьерой, с организационной структурой и психологическим климатом, и внеорганизационные источники стресса
Последствия профессионального стресса не всегда негативны. Положительными последствиями стресса можно считать приход нового начальника или неожиданное перемещение. Это вынуждает работника мобилизоваться для самоутверждения в новых условиях: например, во многих японских компаниях регулярная ротация кадров является одним из положений кадровой политики[13].
Легкий стресс также улучшает кровообращение, приводит к усилению активности и, в конечном итоге, к новым производственным успехам. В случае негативного воздействия профессионального стресса возникают серьезные последствия для физиологической, психологической и поведенческой сторон жизнедеятельности человека. Особенно это проявляется при длительном воздействии стресса на организм человека. В результате возникает упадок сил, истощаются резервы человека, он начинает болеть[14].
К признакам положительного воздействия профессионального стресса относятся: высокая концентрация внимания, корпоративное поведение, эффективная работа, четкое и быстрое решение проблем с соблюдением сроков, достаточная осведомленность, гармоничные взаимоотношения в коллективе, с руководством, отсутствие больничных, прогулов, растущий интерес к работе, профессиональные достижения, уверенное долгосрочное планирование, четкое мышление, высокий уровень мотивации, реалистичное представление о себе, энергичность, позитивность, способность конструктивно критиковать и воспринимать критику, понимание собственной ценности и компетентности[15].