Файл: Финансы как инструмент регулирования экономики.(Теоретические основы понятия финансы в рыночной экономике ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Под финансовым рынком понимают систему отношений, которые возникают в процессе обмена экономическими благами на базе использования денег как актива, выполняющего посредническую функцию[11]. Также финансовым рынком называют особую форму денежных операций, в которых роль объекта купли-продажи играют свободные денежные ресурсы государства, хозяйствующих субъектов и населения.

Функциональным назначением финансового рынка является аккумуляция и перераспределение ресурсов для того, чтобы обеспечить потребности хозяйствующих субъектов и государственных органов. В качестве задач финансового рынка на макроуровне можно назвать следующие[12]:

  • обеспечить оперативное распределение финансовых ресурсов, который дополняют процесс распределения посредством бюджета;
  • мобилизовать временно свободные денежные средства государства, а также физических и юридических лиц с тем, чтобы в последующем использовать их в интересах экономики страны в целом и конкретных участников соответствующего рынка в частности;
  • обеспечить децентрализованное регулирование экономики на уровне территории и отрасли.

Все функции финансового рынка можно объединить в 5 групп[13]:

  • регулятивная, которая предполагает регулирование рынка государственными органами управления и саморегулируемыми организациями;
  • информационная, которая предполагает обеспечение всем участникам рынка полноценного и равного доступа к информации;
  • распределительная, которая предполагает обеспечение перелива денежных средств их одних отраслей экономики в другие, а также между участниками рынка и сферами обращения посредством инструментов финансового рынка;
  • коммерческая, которая предполагает доходность для участников сделок на финансовом рынке по любым операциям, совершаемым на нем, в том или ином виде;
  • ценообразующая, которая предполагает формированием цен на финансовые инструменты в условиях свободной конкуренции под воздействием предложения и спроса.

Современный финансовый рынок отличают специфические признаки, среди которых можно выделить следующие[14]:

  • перераспределяет основную долю общественных финансовых ресурсов;
  • усиливает процесс интеграции между отдельными рынками;
  • жесткий уровень конкуренции между распорядителями, на базе которого «рынок продавца» преобразовывается в «рынок покупателя»;
  • централизованное регулирование и контроль со стороны государства в лице специально созданных финансовых органов.

Таким образом, финансовая система включает в себя следующие звенья финансовых отношений: бюджетную систему; государственный кредит; коммерческие организации; некоммерческие организации; финансовый рынок; домашние хозяйства.

1.3. Влияние финансов на экономику

Необходимость финансов в условиях рыночного хозяйства можно объяснить следующими причинами.

  • существованием товарно-денежных отношений и действием закона стоимости. Реализация продукции, товаров и услуг хозяйствующими субъектами осуществляется путем купли и продажи за деньги. Финансы не могут существовать без денег. Если наличие денег – обязательное условие существования финансов, то причиной, порождающей появление финансов, можно считать потребности государства и субъектов хозяйствования в денежных ресурсах, обеспечивающих их деятельность и расширенное воспроизводство. Эту потребность в ресурсах без финансов удовлетворить невозможно ни в сфере хозяйствования, ни в сфере государственного управления;
  • невозможностью обеспечить без финансов кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать развитие производства;
  • наличием государства. Ф. Энгельс указывал, что с появлением государства возникли налоги как материальная основа его существования. Поскольку государство несет хозяйственно-организаторскую и культурно-воспитательную функции, оно должно располагать соответствующими финансовыми ресурсами в виде денежных фондов;
  • потребностями государства и предприятий в распределении общественного продукта и национального дохода. Без финансов, которые являются категорией распределения, невозможно организовывать распределение общественного продукта. Для тот чтобы организовать распределение, нужно сделать накопление денежных фондов государства и предприятий. Государству необходимы экономические связи с зарубежными странами с использованием финансовых отношений. Предприятиям необходим обмен продуктами их труда с использованием финансовых отношений (купли-продажи за деньги)[15].

Таким образом, финансовые отношения охватывают практически все стороны экономической жизни общества. Финансовые отношения являются одной из важных форм проявления производственных отношений общества. В то же время финансы активно воздействуют на изменения в производственных отношениях и системе хозяйственных связей.


Влияние финансов на экономику проявляется через использование финансов для регулирования экономики и бюджетное финансирование[16].

Использование финансов для регулирования экономики. Экономика страны – это сложный народнохозяйственный комплекс, различные части которого развиваются неравномерно в связи с тем, что потребности общества очень изменчивы, а производство стремится приспособиться к ним. Неравномерность развития экономики приводит к тому, что отдельные ее звенья вырываются вперед, другие – отстают в своем росте.

Согласованное функционирование разных частей экономики достигается путем ее регулирования. В условиях рынка регулирование экономики обеспечивается путем перераспределения финансовых ресурсов. Именно благодаря такому перераспределению создаются необходимые финансовые предпосылки для осуществления структурных сдвигов.

Регулирование экономики происходит, прежде всего, посредством саморегулирования. Оно характеризуется такими методами формирования финансовой базы в разных звеньях общественного производства, которые вырабатывают и используют сами участники производства. Саморегулирование базируется на свободе субъектов хозяйствования, в выборе ими своих партнеров и форм взаимоотношений с ними, самостоятельном распоряжении продуктами своей деятельности и т.п.

Но такая свобода в методах формирования финансовой базы не безгранична. Она регулируется деятельностью различных организационных структур, способствующих установлению цивилизованных взаимоотношений между всеми участниками воспроизводственного процесса.

В регулировании экономики принимают участие разные сферы и звенья финансовой системы: финансы предприятий, страхование, государственный бюджет и др. Специфика сфер и звеньев обусловливает различный характер их воздействия на стоимостные пропорции народного хозяйства. Так, регулирующие возможности финансов предприятий используются в основном для внутрихозяйственного и межхозяйственного перераспределения финансовых ресурсов, государственного бюджета – для регулирования отраслевых и территориальных пропорций. Широкое использование финансов в процессах регулирования экономики создает необходимые предпосылки для изменения воспроизводственной, отраслевой и территориальной структур общественного производства.

Главным инструментом регулирования воспроизводственных пропорций являются финансы предприятий. С их помощью происходит регулирование воспроизводственной структуры производимого продукта; обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе установления оптимального соотношении между средствами, направляемыми на потребление и накопление; осуществляется воздействие на трудовые ресурсы. Широкое использование финансов для регулирования воспроизводственных пропорций не исключает участия в данном процессе страхования, банковского кредита, бюджета.


Регулирование воспроизводственной структуры осуществляет, прежде всего, сам субъект хозяйствования путем изменения пропорций отчисления денежных средств во внутрихозяйственные фонды целевого назначения. Такое регулирование необходимо для повышения результативности хозяйствования, получения более высокого коммерческого эффекта.

Для регулирования отраслевых пропорций в условиях рыночной экономики используются финансы предприятий и государственный бюджет. При этом предприятия ищут на финансовом рынке зоны наиболее выгодного приложения финансовых ресурсов, имеющихся в их распоряжении: покупают акции других предприятий, инвестируют свои средства в недвижимость, предоставляют их взаймы банкам и государству[17].

Бюджетное финансирование. Оно может способствовать ускоренному развитию отдельных отраслей экономики, создавать предпосылки для появления новых производств и современник технологий, ускорения научно-технического прогресса, обеспечивать условия для развития инфраструктурных отраслей и т.п.

Одна из важных задач современного этапа развития экономики состоит в том, чтобы при регулировании отраслевых и территориальных пропорций оптимально сочетались все методы перераспределения стоимости – финансовый (в том числе бюджетный), кредитный, ценовой. Следует добиваться более полного и правильного использования каждого из них. Эта задача обусловлена тем, что в нынешнем применении стоимостных рычагов регулирования экономики есть много проблем, которые ждут решения.

Разграничение сфер функционирования разных стоимостных регуляторов, усиление их взаимодействия позволит активнее использовать финансы.

Таким образом, можно сделать вывод, что обширное применение финансов образовывает потенциальные возможности для видоизменения воспроизводственной, отраслевой и территориальной структуры общественного производства в нужном государству направлении. Государство формирует условия для убыстренного развития обусловленных отраслей и производств, содействует решению животрепещущих для общества проблем. Государство маневрирует налоговыми ставками, льготами, штрафами, меняет условия налогообложения, вводит одни и отменяет другие налоги. Оно может стимулировать технический прогресс, повышение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства при помощи налогов, льгот.

ГЛАВА 2.

ФИНАНСЫ В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ


2.1. Анализ консолидированного бюджета России

Выступая сводом бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории в структуру консолидированного бюджета входит федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Рассмотрим в динамике соотношение доходов и расходов консолидированного бюджета РФ (рис. 2).

Рисунок 2. Соотношение доходов и расходов консолидированного бюджета РФ и государственных внебюджетных фондов, млрд. руб.[18]

На данной диаграмме видно положительную динамику доходов за исследуемый период. Вместе с тем можно наблюдать нестабильное соотношение доходов и расходов, так в 2009, 2010, а также с 2013 гг. по настоящее время наблюдается дефицит бюджета. В данной ситуации необходимо привлечение дополнительных доходов сверх уже имеющихся у государства и их использованием с целью финансирования расходов не обеспеченных собственными доходами. Динамику профицита (дефицита) консолидированного бюджета представим на рисунке 3.

Рисунок 3. Динамика профицита (дефицита) консолидированного бюджета РФ и государственных внебюджетных фондов, млрд. руб.[19]

Таким образом, после дефицитов консолидированного бюджета 2009-2010 годов за 2011 год профицит консолидированного бюджета составит 860,7 млрд. руб., далее в 2012 году происходит сокращение профицита консолидированного бюджета до 260,4 млрд. руб. В дальнейшем с 2013 года по 2017 год наблюдается дефицит консолидированного бюджета, максимальное значение которого составило в 2016 году – 3142,1 млрд. руб., за 2017 год дефицит консолидированного бюджета составил 1349,1 млрд. руб.

Далее рассмотрим состав и структуру доходов консолидированного бюджета и рассчитаем темпы роста доходов консолидированного бюджета по источнику формирования (таблица 1).

Таблица 1

Состав и структура доходов консолидированного бюджета Российской Федерации за 2015 – 2017 гг. [20]

Показатель

2015г.

2016г.

2017г.

сумма

уд. вес, %

сумма

уд. вес, %

сумма

уд. вес, %

Доходы, всего

26922

100,0

28181,5

100,0

31046,7

100,0

Нефтегазовые доходы

5862,7

21,8

4844

17,2

5971,9

19,2

Ненефтегазовые доходы, в том числе:

21059,4

78,2

23337,5

82,8

25074,8

80,8

  • НДС

4234

15,7

4571,3

16,2

5137,6

16,5

  • акцизы

1068,4

4,0

1356

4,8

1521,3

4,9

  • налог на прибыль

2599

9,7

2770,3

9,8

3290,1

10,6

  • налог на доходы физических лиц

2807,8

10,4

3018,5

10,7

3252,3

10,5

  • ввозные пошлины

565,2

2,1

563,9

2,0

588,5

1,9

  • страховые взносы на обязательное социальное страхование

5636,3

20,9

6326

22,4

6784

21,9

  • прочие

4148,8

15,4

4731,5

16,8

4501

14,5