Файл: Финансы как инструмент регулирования экономики.(Теоретические основы понятия финансы в рыночной экономике ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отметим, что влияние налогового администрирования на динамику поступлений остается существенным и оценивается в объеме 90 млрд руб., что составляет 15 % от всего прироста поступлений ненефтегазовых доходов за 5 месяцев.

Как известно, с 2017 года ФНС России приступила к администрированию страховых взносов. В результате, по итогам 2017 года, поступления страховых взносов во все фонды увеличились на 483 млрд руб., или на 9,1 %, по сравнению с 2016 годом. Так, в ПФР поступило 4490 млрд руб. (рост на 8,7 %), ФСС России – 223 млрд руб. (на 24,7 %), ФОМС – 1087 млрд руб. (на 8,0 %).

При этом темп роста поступлений страховых взносов (9,1 %) на 2,4 процентного пункта превысил темп роста заработной платы (6,7 %), что в свою очередь обеспечило дополнительные поступления во все фонды – порядка 130 млрд руб., а значит, дало возможность снижения нагрузки на федеральный бюджет в части выделения трансферта на покрытие дефицита бюджета фондов.

В 2018 году поступления страховых взносов продолжают тенденцию 2017 года: за 5 месяцев они выросли на 13,1 % и превысили 2,4 трлн руб. В ПФР поступило почти 1,9 трлн руб., что на 12,6 % превышает показатели прошлого года. Еще более высокими темпами растут поступления в ФОМС (на 13,6 %) и ФСС России (на 20,4 %).

Такие значительные результаты – свидетельство высокого качества администрирования налоговыми органами страховых взносов.

Накопленные компетенции ФНС России по администрированию НДФЛ позволили проводить комплексные мероприятия по легализации заработной платы, сопоставительному мониторингу поступлений, выявлению и взысканию задолженности, что в конечном итоге привело к повышению платежной дисциплины и росту поступлений страховых взносов.

2.3. Проблема формирования государственного бюджета и распределения

бюджетных средств

Таким образом, рассмотрев структуру доходов государственного бюджета России, сделаем вывод о том, что основная часть доходов бюджетной системы России приходится на налоговые поступления, что делает экономику страны уязвимой. Неожиданные изменения могут оказать сильное влияние на размер доходов государства в определенном периоде, что повлечет за собой либо изменение структуры расходов госбюджета, то есть перераспределение бюджетных средств в приоритетные отрасли, либо к возникновению и увеличению государственного долга. Похожая ситуация наблюдалась в 2015 году. Шок в виде санкций и антисанкций снизил доход от ВЭД на 39,7%, что привело к росту дефицита бюджета в 2015 году в 3,3 раза.


Государству необходимо создать свои источники дохода, а не жить за счет доходов населения. Это может быть осуществлено посредством:

  • строительства государственных предприятий, нацеленных на производство товаров массового потребления;
  • национализации таких отраслей экономики, как добыча и продажа нефти; производство и реализация алкогольной и табачной продукции; связь;
  • инвестирования государственных средств в частные предприятия с целью получения части прибыли и др.

Исходя из выше сказанного, органам власти необходимо пересмотреть политику в экономической сфере и направить ее на долгосрочную перспективу, оставив желание получить быстрые деньги в стороне.

Второй раздел консолидированного бюджета РФ посвящен расходам государственного бюджета. Наибольшая часть расходов приходится на проведение социальной политики. Сюда входят расходы на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение населения, охрану семьи и детства и др. Расходы по этой статье растут на протяжении 5 лет. Так, с 8757,2 млрд. руб. в 2013 г. расходы возросли до 12022,5 млрд. руб. в 2017 г. Рост расходов на социальную политику может быть связан с увеличением числа пенсионеров в стране, ростом численности категорий людей, нуждающихся в материальной поддержке (многодетные или малообеспеченные семьи, инвалиды).

Государство расходует значительный объем денежных средств на развитие национальной экономики. Доля расходов на национальную экономику в 2017 г. составила 13,4%, в 2016 г. – 12,4%, в 2015 г. – 12,7%, в 2014 г. – 16,5%, в 2013 г. – 13,0%. В абсолютном значении расходы на национальную экономику значительно возросли в 2014 г. до 4543,1 млрд. руб. с 3281,7 млрд. руб. в 2013 г. В 2015 г. расходы снизились на 16,9% в сравнении с предыдущим годом и составили 3774,4 млрд. руб. Впоследствии расходы росли за 2015-2017 гг. Причем темп прироста в 2016 году по отношению к 2015 составил 3,1%, а в 2017 году в сравнении с 2016 – 11,4%.

Большие затраты на национальную оборону страны обусловлены необходимостью обеспечения безопасности государства. На протяжении 10 лет (с 2007 по 2016 гг.) затраты на национальную оборону росли в среднем на 18,77% по отношению к предыдущему году. Наибольший прирост был в 2015 г. в сравнении с 2014 г. – на 28,3%. А уже в 2017 г. расходы на национальную оборону сократились на 24,4% по отношению к 2016 г., что привело к снижению удельного веса с 12,1% в 2016 г. до 8,9% в 2017 г.

Как и расходы на национальную оборону, затраты на национальную безопасность и правоохранительную деятельность за 2015-2017 гг. не выявили определенную тенденцию развития. Доля данного типа расходов за 2016 и 2017 гг. остается равной 6,4%. Следует отметить, что в период 2006-2013 гг. расходы на национальную безопасность были больше расходов на национальную оборону в среднем на 3,9%. В 2014 году произошли кардинальные изменения. Расходы на национальную безопасность были меньше расходов на национальную оборону на 11,6%; в 2015 – на 34,9%; в 2016 – на 46,8%; в 2017 – на 28,7%. Это говорит об изменении политики расходов, отдачи приоритета национальной обороне. Такие резкие изменения объясняются присоединением Крыма к России и ухудшением взаимоотношений России с некоторыми странами.


Расходы на общегосударственные вопросы, а к ним относятся средства, направленные на функционирование Президента РФ, трех ветвей власти, проведение выборов, на обеспечение работоспособности налоговых, таможенных органов, органов финансового надзора, растут в 2013-2017 гг. За 2017 г. выросли расходы на общегосударственные вопросы на 5,6% по сравнению с 2016 г., а доля в 2017 г. составила 6,1% против 5,9% в 2016 г.

Анализируя расходы консолидированного бюджета РФ, были выявлены приоритетные отрасли расходования: социальная политика, национальная оборона, национальная безопасность, национальная экономика. В структуре расходов кардинальным изменением было перераспределение финансовых средств из национальной безопасности в национальную оборону с 2014 года. Стоит отметить, что по статьям расходов предусмотрены государственные программы, направленные на улучшение качества жизни населения и на развитие страны в целом.

Анализируя структуру консолидированного бюджета России по статье его доходам, можно отметить, что нефтегазовая отрасль формирует около 20% доходов консолидированного бюджета нашей страны. Исходя из этого, любые изменения ценовой динамики рынка нефти являются ключевым индикатором для изменения макроэкономических показателей такой страны, которая страдает из-за синдрома «голландской болезни».

Голландская болезнь – это повышение курса национальной валюты страны, в связи с ростом чистого экспорта определенного продукта/товара, что затмевает развитие других категорий продукции, отраслей национальной экономики и таким способом вызывает у последних рост безработицы, что в свою очередь приводит к дефициту бюджета, росту инфляции, снижения объема ВВП страны и так далее[26].

Таким образом, колебание цен на нефтяном рынке имеет прямое влияние на государственный бюджет Российской Федерации. Для ликвидации проблемы и минимизации этих последствий необходимо выполнить следующие мероприятия

  • пересмотреть, действующие подходы при составлении бюджета;
  • реанимировать собственную государственную промышленность, что возможно с помощью увеличения капитальных инвестиций для обновления основных фондов производства;
  • принять меры по увеличению государственной программы поддержки малого и среднего бизнеса;
  • ввести стимулирующие меры, которые поспособствуют выходу бизнеса из теневого сектора.

Кроме того, требуется выработка в непростых условиях кардинально новых программ, максимально учитывающих особенности регионов. Усилия должны приходиться на наиболее отстающие, которые заметно выходят за рамки средних значений.


Подводя итоги, можно сделать выводы о том, что чрезмерная зависимость экономики России от нефтяной отрасли является не преимуществом, а скорее всего, недостатком. Как показывают события на протяжении 2014 – 2016 гг., чрезмерные колебания цен на нефть – это негативный импульс для рецессии национальной экономики. Более вероятно то, что мы столкнемся с одним из двух сценариев развития событий, которые проработаны Банком России. В таком случае, будет наблюдаться восстановление экономики страны. Но, не стоит исключать и сценария, при котором нефтяные котировки не будут восстанавливаться и тогда правительство РФ может столкнуться с рекордным дефицитом государственного бюджета, начиная с конца 20-го века.

Таким образом, рассмотрев структуру консолидированного бюджета РФ за 2013-2017 гг., можно сказать, что с увеличением доходов, государство также увеличивает свои расходы, тем самым повышая уровень жизни населения. Государство быстро реагирует на какие-либо изменения, корректируя свои расходы и направляя их в более приоритетные отрасли.

Таким образом, рассмотрев особенности использования финансового инструмента в регулировании экономики России отметим, что

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Согласованное функционирование разных частей экономики достигается путем ее регулирования. В условиях рынка регулирование экономики обеспечивается путем перераспределения финансовых ресурсов. Именно благодаря такому перераспределению создаются необходимые финансовые предпосылки для осуществления структурных сдвигов.

Перераспределение финансовых ресурсов в экономике осуществляется посредством бюджетной системы РФ в структуру консолидированного бюджета входит федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Можно отметить положительную динамику доходов консолидированного бюджета за исследуемый период. Вместе с тем можно наблюдать нестабильное соотношение доходов и расходов, так в 2009, 2010, а также с 2013 гг. по настоящее время наблюдается дефицит бюджета. В данной ситуации необходимо привлечение дополнительных доходов сверх уже имеющихся у государства и их использованием с целью финансирования расходов не обеспеченных собственными доходами. После дефицитов консолидированного бюджета 2009-2010 годов за 2011 год профицит консолидированного бюджета составит 860,7 млрд. руб., далее в 2012 году происходит сокращение профицита консолидированного бюджета до 260,4 млрд. руб. В дальнейшем с 2013 года по 2017 год наблюдается дефицит консолидированного бюджета, максимальное значение которого составило в 2016 году – 3142,1 млрд. руб., за 2017 год дефицит консолидированного бюджета составил 1349,1 млрд. руб.


За 2017 год совокупные расходы консолидированного бюджета составили 32395,7 млрд. руб. Наибольший удельный вес в структуре расходов консолидированного бюджета приходится на социальную политику – 37,1% (12022,5 млрд. руб.). За 2017 год доля расходов на социальную политику в консолидированном бюджете увеличилась на 2,3 п.п. Второе место в структуре расходов консолидированного бюджета приходится на национальную экономику – 13,4% (4332 млрд. руб.). За 2017 год доля расходов на национальную экономику в консолидированном бюджете увеличилась на 1 п.п.

В структуре доходов консолидированного бюджета приходится на налоговые поступления, рассмотрим их более подробно. На протяжении 2013-2017 гг. поступления налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации показывали устойчивый рост и увеличились почти в 1,6 раза (на 58,6 %), в то время как ставки по основным налогам – налогу на прибыль организаций, НДС, НДФЛ – не изменялись. Одновременно подчеркнем, что рост налоговых поступлений был сформирован в условиях крайне волатильной конъюнктуры на основные товары сырьевого экспорта, введения внешних ограничений и общего замедления экономики: в реальном выражении (т. е. с учетом инфляции) он составил 19,9 %, в то время как накопленный за 5 лет рост ВВП только 1,2 %. Более 55 % поступлений администрируемых ФНС России доходов приходится на консолидированные бюджета субъектов РФ, 44 % - на федеральный бюджет.

Рассмотрев структуру доходов государственного бюджета России, сделаем вывод о том, что основная часть доходов бюджетной системы России приходится на налоговые поступления, что делает экономику страны уязвимой. Неожиданные изменения могут оказать сильное влияние на размер доходов государства в определенном периоде, что повлечет за собой либо изменение структуры расходов госбюджета, то есть перераспределение бюджетных средств в приоритетные отрасли, либо к возникновению и увеличению государственного долга. Государству необходимо создать свои источники дохода, а не жить за счет доходов населения. Это может быть осуществлено посредством: строительства государственных предприятий, нацеленных на производство товаров массового потребления; национализации таких отраслей экономики, как добыча и продажа нефти; производство и реализация алкогольной и табачной продукции; связь; инвестирования государственных средств в частные предприятия с целью получения части прибыли и др.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Аникина, О.С. Финансы как инструмент регулирования экономики / О.С. Аникина, Е.В. Бабкина // Экономика и социум. – 2017. – № 5-1 (36). – С. 63-66.
  2. Бондарева, Н.А. Финансы, налоги и налогообложение: учебник для студентов среднего профессионального образования / Н.А. Бондарева. – Москва: Университет «Университет», 2018. – 128 с.
  3. Государственные финансы: учеб. пособие для академического бакалавриата / под общ. ред. Н. И. Берзона. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 137 с.
  4. Консолидированный бюджет Российской Федерации [Электронный ресурс] / Министерство финансов Российской Федерации. – Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/statistics/conbud/. – Дата доступа: 15.02.2019.
  5. Налоговая аналитика [Электронный ресурс] / Сайт Федеральной налоговой службы. – Режим доступа: http://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm. – Дата доступа: 15.02.2019.
  6. Нешитой, А.С. Финансы и кредит: учебник / А.С. Нешитой. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2017. – 576 с.
  7. Нешитой, А.С. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / А.С. Нешитой. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2017. – 640 с.
  8. Нешитой, А.С. Финансы: учебник / А.С. Нешитой. – 11-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. – 352 с.
  9. Окулов, В.Л. Финансовые институты и рынки: учебное пособие / В.Л. Окуло. – Санкт-Петербург: Высшая школа менеджмента, 2015. – 316 с.
  10. Пробин, П.С. Финансовые рынки: учебное пособие / П.С. Пробин, Н.А. Проданова. – Москва: Юнити-Дана, 2015. – 175 с.
  11. Финансы: учебник / А.П. Балакина, И.И. Бабленкова, И.В. Ишина и др.; под ред. А.П. Балакиной, И.И. Бабленковой. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2017. – 383 с.
  12. Хохловская, А.А. Финансы как инструмент регулирования экономики / А.А. Хохловская // В сборнике: Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 6-ти частях. Под общей редакцией Е.П. Ткачевой. – 2017. – С. 142-145.
  13. Ширшов, Е.В. Финансовый рынок: учебное пособие / Е.В. Ширшов, Н.И. Петрик. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 114 с.
  14. Шорохова А.С. Влияние кризиса рынка нефти на федеральный бюджет Российской Федерации / А.С. Шорохова, С.В. Щербак // Вектор экономики. – 2018. – № 5 (23). – С. 89.
  15. Шуляк, П.Н. Финансы: учебник / П.Н. Шуляк, Н.П. Белотелова, Ж.С. Белотелова; под ред. П.Н. Шуляк. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2017. – 383 с.