Файл: Формирование группового поведения в организациях (Понятие группы и классификация групп).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 339
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические аспекты формирования группового поведения в организации.
1.1 Понятие группы и классификация групп.
1.2 Основные характеристики группы.
1.3 Причины создания групп.
1.4 Формальные и неформальные группы, их взаимодействие в организации
2.2. Роли в команде по Р. Белбину
3. Потенциальные преимущества и недостатки работы в группе
3.1. Преимущества работы в группе
3.2. Основные потенциальные недостатки работы в группе
4. Команды в современных организациях
4.1. Рабочая группа и команда: сходство и различие
4.3. Критерии эффективности групповой работы
4.4. Личностные характеристики сотрудников, входящих в группу
5. Эффективность трудового коллектива ООО «Секретарь»
5.1. Общие сведения о предприятии
5.2. Исследование психологического климата в трудовом коллективе компании «Секретарь».
В эффективной команде:
• все ее члены уверены в успехе своей компании;
• все ее члены разделяют общие основополагающие ценности относительно качества продукции, удовлетворения клиентов, совместной работы и др.;
• распределение ролей осуществляется в соответствии с личными и профессиональными характеристиками ее членов;
• все ее члены осознают свою ответственность за соблюдение качества и сроков выполнения заданий;
• работа налажена таким образом, чтобы сохранять свою результативность в долгосрочном периоде;
• происходит гибкая адаптация к возможным изменениям внешней среды;
• оптимально выстроено взаимодействие между лидером и членами команды;
• развиваются навыки совместной работы и межличностного общения всех ее членов.
Повышению эффективности деятельности групп способствует и уверенность менеджмента в способностях сотрудников к групповой работе, а также создание условий для формирования и развития ими необходимых навыков. Менеджмент может проводить необходимые для этих целей тренинги, оплачивать участие своих сотрудников в них, а также в других различных формах повышения квалификации.
Важнейшим условием эффективной работы групп является предоставление менеджментом необходимой для них информации, развитие системы коммуникаций.
Устойчивые коммуникации сотрудников в трудовом процессе способствуют обмену идеями, опытом, формированию чувства группового единства.
4.4. Личностные характеристики сотрудников, входящих в группу
Личностные факторы оказывают самое непосредственное влияние на эффективность работы группы. Так, командной работе будет препятствовать предшествующий неудачный опыт работы в команде, нежелание забыть о своей прежней власти, о своем более высоком статусе. Члены команды могут нести неравномерную ответственность. Одни больше, другие – меньше.
Наконец, не все члены группы обладают способностями, знаниями, навыками, полезными для групповой работы.
По мнению специалистов, к основным качествам, которыми должны обладать люди, готовящиеся работать в успешной команде, относятся:
• понимание общей цели, задачи компании, подразделения;
• желание работать вместе для достижения общей цели;
• отсутствие скрытых целей, не заявленных коллегам и руководителю;
• способность интегрировать собственные знания и умения с потенциалом коллег;
• готовность к обучению и изменению собственного поведения, если оно противоречит установленным правилам;
• стремление к позитивному общению с коллегами.
Эффективность групповой работы зависит от того, обладают ли сотрудники, входящие в группу, взаимодополняющими навыками, такими как:
• профессиональные навыки, необходимые для выполнения задания;
• навыки разрешения проблем, навыки принятия решения;
• навыки аналитической работы, продумывания процесса;
• навыки межличностного общения.
Эффективность работы группы так же зависит от стадии развития группы, а также и от характеристик группы – как основных, так и ситуационных, от ее взаимоотношений с другими группами, от характера и сложности целей и задач, стоящих перед группой.
Сплоченность и эффективность групповой работы – это две взаимосвязанные категории.
У сплоченных групп меньше проблем в общении, во взаимодействии, недопонимания, напряженности, враждебности и недоверия. Результаты деятельности в таких группах значительно выше, чем в несплоченных группах. Все это хорошо, если цели группы согласуются с целями организации. В противном случае высокая степень сплоченности отрицательно скажется на результативности всей организации. Потенциальным недостатком высокой степени сплоченности группы является групповое единомыслие.
С другой стороны, если группа работает согласованно, результативно, ее успехи отмечены руководством организации, то это в свою очередь повышает сплоченность группы.
5. Эффективность трудового коллектива ООО «Секретарь»
5.1. Общие сведения о предприятии
Общество с ограниченной ответственностью «Секретарь» - динамично развивающаяся компания, специализирующаяся на корпоративных продажах, успешно работает на российском рынке канцелярских и офисных товаров с 2004 года. На данный момент офисы компании обслуживают клиентов в следующих областях Российской Федерации: Московской, Ленинградской, Владимирской, Вологодской, Воронежской, Ивановской, Калужской, Костромской, Липецкой, Нижегородской, Рязанской, Тверской, Тульской и Ярославской..
Руководство текущей деятельностью ООО «Секретарь» осуществляется единоличным исполнительным органом общества – директором.
Аппарат управления предприятия представляет собой систему взаимосвязанных органов и работников управления. В компании существуют постоянно-действующие департаменты, отделы и службы, отвечающие за выполнение определенных функции.
Качество менеджмента находится на достаточно высоком уровне, обеспечивающим выполнение поставленных задач.
Внешняя среда ООО «Секретарь» включает в себя все условия и факторы, возникающие в окружающем мире, независимо от деятельности предприятия, но оказывающие воздействие на состояние его внутренней среды. Основные факторы внешней среды анализируемого предприятия подразделяются на две группы: факторы прямого и косвенного воздействия.
Наиболее важным фактором прямого воздействия на систему предприятия, являются поставщики товара. Компания является официальными дистрибьюторами ЗМ, Esselte, Pentel, работает с большинством крупных компаний-производителей канцтоваров, офисного оборудования и мебели, такими как Pilot, Trodat, Colop, СТАММ, «Славянская мебель», Мебельным комбинатом «Сторосс», компанией «Pointex»; в ассортименте компании только оригинальная продукция HP, Canon, Epson, Xerox, Brother, Panasonic, Samsung, LG, Dell, Acer, Asus, Casio, Profi Office, Magner, Defender, Tefal и пр.
Покупатели - центральная фигура на потребительском рынке, на котором компания реализует свои товары. Покупателями ООО «Секретарь» являются более 6 500 российских коммерческих и бюджетных организаций, среди которых:
Крокус ЭКСПО – Международный Выставочный Центр;
Федерация судебных экспертов (НП ФСЭ);
ЭПЛ ЮВЕЛИР (Якутские Бриллианты);
Музей Современного Искусства (ГБУК);
Государственный Музей А.С. Пушкина;
Правительство Московской области;
Телекоммуникационное предприятие;
Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова;
Московский Архитектурный Институт;
Московская Академия Экономики и Права;
Сеть школ иностранных языков;
Страховые общества и Страховые Компании;
Российское объединение инкассации ЦБ РФ;
АО "Специализированный депозитарий "ИНФИНИТУМ";
Театр Терезы Дуровой;
Драматический театр "МОСКОВСКИЙ МЮЗИК-ХОЛЛ";
Союз Театральных деятелей Российской Федерации;
Международная Конфедерация профсоюзов работников водного транспорта;
Агентства недвижимости;
Сеть гостиниц;
Загородные клубы-отели;
"МИКО-БАНК" - Коммерческий банк;
Белорусский государственный концерн по нефти и химии;
Сергиево-Посадский Стеклотарный завод;
Мытищинский Приборостроительный завод;
МОСТУРФЛОТ - круизная компания;
МОСФАРМ - фармацевтическое предприятие;
Клиника Здорового позвоночника СТАЙЕР;
АЛЬТЕРНАТИВА ПЛЮС - семейная поликлиника;
Сергиево – Посадский Мясокомбинат;
Детские сады и школы .
Конкурентов у ООО «Секретарь» много – «Комус», ООО «Самсон-опт», Метта, Офисмаг.
Правовая деятельность ООО «Секретарь» осуществляется в соответствии с Федеральными законами:
1) Трудовой Кодекс от 30.12.2001г № 197- ФЗ. Целью трудового законодательства является установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей;
2) Налоговый Кодекс часть 1-2 от 31.07.1998г № 146- ФЗ; от 50.08.2000г №117-ФЗ. Налоговый Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации;
3) Гражданский Кодекс от 30.11.1994г № 51- ФЗ. Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебной защите;
4) в соответствии с Федеральным законом РФ «О бухгалтерском учёте» №129 ФЗ от 21.11.96 г. ответственность за организацию бухгалтерского учёта в ООО «Секретарь», соблюдения законодательства при выполнении хозяйственных операций несёт директор фирмы. Директор учредил бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером.
Ситуация, складывающаяся в социальной сфере, оказывает значительное влияние на деятельность ООО «Секретарь», так как подавляющий объем продукции организации потребляется населением, чей уровень доходов растет, постоянно происходят прибавки к пенсиям. Но несмотря на это происходит увеличение смертности.
Ценообразование на анализируемом предприятии зависит от направления продаж/ закупок. Цены в основном рыночные. В целом ассортимент реализуемой продукции обладает гибким ценовым диапазонам. В нем сочетаются цены доступные людям с невысоким уровнем дохода, средним уровнем доходов, так и высоким.
В ООО «Секретарь» применяется традиционная система налогообложения, учета и отчетности, в связи, с чем информационная база для проведения оценки экономического потенциала хозяйствующего субъекта представлена в полном объеме.
Таким образом, влияние внешней среды на деятельность ООО «Секретарь» проявляется в основном со стороны государства, потребителей, поставщиков товаров, конкурентов.
Процесс формирования внутренней среды ООО «Секретарь» происходит под влиянием многих переменных и оказывает различное влияние на реализацию продукции. Эта среда включает в себя структуру: ресурсы, производственную деятельность, финансовое состояние, маркетинговую деятельность и корпоративную культуру.
5.2. Исследование психологического климата в трудовом коллективе компании «Секретарь».
1. Трудоголик. Консервативен, обязателен, предсказуем. Заботится и систематически контролирует ежедневное выполнение трудового задания; воплощает план в реальные поступки, действия; имеет организаторские способности; практичен; трудолюбив; самодисциплинирован; слабая гибкость; невосприимчивость к новым идеям;
2. Координатор. Спокойный, самоуверенный, сдержанный. Вырабатывает единую точку зрения путем консолидации различных взглядов; признает и учитывает сильные и слабые стороны сотрудников в совместной деятельности; обладает уважением к сотрудникам; имеет творческий энтузиазм, развитое чувство времени и равновесия, четкое осознание целей;
3. Критик. Энергичный очень нервозный. Определяет направления к достижению цели команды; способен формулировать четко цели деятельности; способен определять приоритеты в работе и добиваться их достижения совместной деятельностью. Желание и готовность бросить вызов бездеятельности, самодовольству самообману; увлеченность работой; ориентирован на результат. Легко раздражителен, нетерпелив в достижении результата
4. Мозговой центр. Индивидуалистичен, независим от мнения других, серьезен; ориентирован на инновации в совместной деятельности. Имеет развитое воображение; созидатель; одарен интеллектом, имеет высокие знания. Не практичен «летает в облаках», склонен не замечать частности в работе;
5. Политик. Экстраверт, энтузиаст; любопытный, коммуникабельный. Ориентирован на достижение согласия сторон в совместной деятельности; занят поиском идей, новой информации за пределами команды. «Открытая» личность; творческая направленность выраженная положительная реакция на проблему. Склонен терять интерес к проблеме по мере исчезновения увлеченности ею; способен обеспечивать поддержку реализации своих идей