Файл: Теоретические основы системы мотивации персонала.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из представленной структуры дисциплинарных проступков сотрудников преобладает опоздание на работу (80%).

На сегодняшний день руководством компании «Норд-Тур» не исследуется удовлетворенность сотрудников трудом, равно как и не исследуется внутренняя мотивация сотрудников, что является большим недостатком в формировании кадрового потенциала.

В рамках исследования был проведен опрос, направленный на оценку удовлетворенности трудом сотрудников. Оценка проводилась по пятибалльной шкале, в опросе приняли участие 23 человека - весь кадровый состав агентства. Результаты опроса представлены в таблице 8.

Таблица 8

Оценка удовлетворенности работой и системой мотивации в

туристическом агентстве «Норд-Тур» (на 10.11.2016 г.)

пп

Ключевые факторы рабочей среды

Средняя

оценка

линейного

персонала

Средняя оценка управленческого персонала

1.

Организация рабочего процесса

2,8

3,4

2.

Содержание рабочего процесса

3,67

3,5

3.

Санитарно-гигиенические условия работы

4,2

5

4.

Заработная плата

2,3

3,7

5.

Система премирования

1,5

2,6

6.

Отношения в коллективе

3,6

4,6

7.

Отношения с руководством

2

4

8.

Стиль и методы работы руководства

2

3,7

9.

Возможности влиять на результаты работы

1

2,6

10.

Отношение администрации к Вашим запросам

1,6

2,7

11.

Перспективы карьерного роста

2

3,5

12.

Возможности обучения, повышения квалификации

1,4

3,8

13.

Степень обеспеченности необходимым для работы

2,36

3,3

14.

Средняя оценка рабочей среды

2,34

3,56

По результатам можно было определить наиболее проблемные факторы и элементы системы мотивации и системы управления персоналом в целом, которые нуждались в наибольшем внимании: подсистемы материального (с ограниченными возможностями) и нематериального стимулирования, а также организации труда. Из представленных в таблице оценок, видно, что сотрудники туристического агентства низко оценивают свою рабочую среду. При этом оценка управленческого персонала на 1-2,5 балла выше, оценка линейного персонала.


В таблице 18 представлена оценка мотивов поведения персонала туристического агентства «Норд-Тур».

Таблица 9

Мотивы поведения персонала ООО «Норд-Тур» по состоянию на 10.11.2016 г.

Мотивы поведения

Значимость мотива, в %

Стремление к получению большого материального вознаграждения

56

Стремление к продвижению по службе

7

Уважение со стороны руководителя

5

Хорошее отношение со стороны коллег

8

Стремление проявить себя, выделиться

2

Осознание общественной значимости своего труда

2

Желание спокойно работать без неприятностей и нервотрепки

10

Желание избегать ответственности, самостоятельности принятия решений

2

Стремление добиться максимальной самостоятельности в работе

4

Желание проявить творчество в работе

2

Итого

100

Из представленной в таблице оценки мотивов поведения видно, что сотрудники компании отдают предпочтение материальному вознаграждению, спокойной атмосфере в коллективе и продвижению по службе. Остальные мотивы не превышают 2-4% предпочтений. Таким образом, состояние системы мотивации характеризуется в основном такими результатами: общей трудовой пассивностью, желанием иметь стабильную и высокооплачиваемую работу.

Характеризуя систему управления персоналом в целом и систему мотивации в частности видно, что руководству компании «Норд-Тур» необходимо повысить эффективность системы управления за счет совершенствования системы мотивации.

Исследование системы мотивации в туристическом агентстве «Норд -Тур» позволило выявить основные проблемы формирования и функционирования системы мотивации, представленные на рисунке 8

Рисунок 8. Проблемы формирования и функционирования системы мотивации в туристическом агентстве «Норд -Тур»

По данным рисунка 15, можно охарактеризовать данные проблемы.

  1. Проблемы материального стимулирования работников в туристическом агентстве «Норд-Тур»:
  • в компании наблюдается достаточно высокий уровень текучести кадров (17,4% в 2015 году);
  • система мотивации компании «Норд-Тур» построена по стандартной для российских компаний схеме: вознаграждение и наказание. Причем штрафные санкции в компании применяют более охотно, нежели чем другие формы мотивации, в результате достигается обратный эффект;
  • темп роста фонда заработной платы превышает темпы роста производительности труда в 2014 году на 68,58%, в 2015 году на 45,51%, это свидетельствует о том, что предприятие затрачивает на персонал больше, чем он ему приносит прибыли (выручки);
  • результаты анализа приводят к выводу и о неэффективности действующей мотивационной системы, так как темп роста премиальной (мотивационной) части фонда заработной платы превышает темпы роста производительности труда, это свидетельствует о том, что предприятие выплачивает премии работникам, а прироста прибыли (выручки) не происходит;
  • снижение индивидуальных бонусов за результаты работы сотрудников туристического агентства «Норд-Тур» как в 2014, так и в 2015 году свидетельствует о снижении эффективности индивидуальных продаж. Снижение удельного веса индивидуальных бонусов за результаты работы в общей структуре переменной (мотивационной) части фонда заработной платы в динамике 2013-2015 годов, и увеличение удельного веса общих премий свидетельствует о преобладании на предприятии методов коллективного премирования (премии отделам за выполнение плана продаж, общую премию работникам туристического агентства), что снижает индивидуальную мотивацию на высокие показатели работы.

  1. Проблемы нематериального стимулирования работников в туристическом агентстве «Норд-Тур»:
  • на личностном уровне не проводится долгосрочная и сиюминутная мотивация, отсутствует психологическая поддержка сотрудника;
  • фактическая групповая мотивация сводится к распределению заданий между сотрудниками, имеет место оказание «давления» на молодых сотрудников, «навешивание» чужих обязанностей;
  • руководством компании не используются возможности компании, как туристического агентства (не разработана система награждения сотрудников туристическими поездками, либо предоставление скидок на приобретение туров: такие решения принимаются единолично руководителем).

Таким образом, общий успех компании во многом зависит от того, как работает каждый отдельный сотрудник. В бизнесе все должно быть четко урегулировано. Коллектив, который работает не на максимум, не позволит фирме развиться и выйти на желанный уровень. Современные методы мотивации персонала многочисленны. Какой из них воспользоваться, должен решить сам руководитель.

Глава 3. Разработка практических мероприятий по совершенствованию системы мотивации персонала

Резервом управления трудовой эффективности является увеличение заинтересованности персонала в повышении результативности функционирования туристического предприятия для извлечения максимальной прибыли. Для достижения нужного эффекта необходимо изменить сложившуюся систему мотивации персонала путем развития имеющихся и внедрения новых форм стимулирования на основе административных, экономических и социально -психологических методов управления.

На основании выявленных проблем формирования и функционирования системы мотивации в туристическом агентстве «Норд -Тур», представленных на рисунке была разработана схема мероприятий (программа) по совершенствованию методов мотивации труда персонала, представленная на рисунке 9

Для совершенствования мотивации труда персонала в туристическом агентстве «Норд-Тур» предложен комплекс мероприятий по совершенствованию материального и нематериального стимулирования работников.


Мероприятия совершенствования материального стимулирования работников.

  1. разработка новой системы депремирования работников, которая позволит решить проблемы текучести кадров вследствие высокого уровня штрафов;
  2. разработка бонусной системы оплаты труда для менеджеров по продажам, которая позволит повысить индивидуальную мотивацию каждого менеджера по продажам на высокие показатели работы (продаж);
  3. разработка системы премирования по показателям KPI - которая позволит повысить прибыль и обеспечит рост производительности труда.

Рисунок 9. Схема программы мероприятий совершенствованию методов мотивации персонала в туристическом агентстве «Норд-Тур»

Б) Мероприятия совершенствования нематериального стимулирования работников.

  1. разработка новой системы нематериальной мотивации персонала, которая позволит повысить заинтересованность персонала туристического агентства в высоких показателях работы;
  2. разработка системы поощрительных корпоративных мероприятий, которая позволит добиться повышения эффективности командной работы коллектива туристического агентства;
  3. разработка эффективной системы групповой мотивации персонала, которая позволит повысить вовлеченность в работу персонала, а также осведомленность сотрудников о текущем положении дел в туристическом агентстве.

Конкретизируем предлагаемый комплекс мероприятий по совершенствованию материального и нематериального стимулирования работников в туристическом агентстве «Норд-Тур», для этого охарактеризуем каждое мероприятие.

Мероприятия совершенствования материального стимулирования работников.

  1. Новая система депремирования работников.

Предприятия могут использовать систему депремирования работников с целью повысить эффективность труда. Но такой метод порицания нужно вводить с учетом всех требований законодательства и справедливого отношения ко всем подчиненным. Иначе возможны нежелательные последствия: от административных штрафов до снижения доходов бизнеса.

Анализ, проведенный во второй главе курсовой работы показал, что вследствие систематического, чаще даже необоснованного лишения премии сотрудники спешно увольнялись. Текучесть кадров в туристическом агентстве в 2015 году повысилась до уровня 17,4%, поэтому остро стоит задача разработки такой системы депремирования персонала, которая отвечала бы не только нормам трудового законодательства, но и способствовала сохранению позитивного морального климата в коллективе и адекватного отношения к ней.


Для того чтобы разработать «работающую» систему депремирования необходимо проанализировать существующую систему штрафов (таблица 19).

Таблица 10

Существующая система штрафов работников в туристическом агентстве «Норд-Тур»

Основание

Сумма штрафа

Опоздание на работу

500

Прогул

3000

Невыполнение должностных обязанностей

1000

Отсутствие на рабочем месте более 2 часов

1000

Появление на работе в состоянии опьянения

5000

По данным представленным в таблице 19 можно сделать вывод, что существующая система депремирования работников предусматривает серьезные штрафы, и не предполагает проведение воспитательных бесед, вынесение предупреждений и других методов нематериального наказания за 1 нарушение.

Предлагается ввести дифференцированную систему депремирования за нарушения рабочего процесса (таблица 11).

Таблица 11

Предлагаемая дифференцированная система депремирования

Основание

депремирования

Применяемая мера за первое нарушение

Применяемая мера за второе нарушение

Последующие

нарушения

Опоздание на работу

Предупреждение

Воспитательная беседа с

непосредственным

руководителем

Лишение премии на 5% за каждое опоздание

Прогул

Воспитательная беседа с

непосредственным

руководителем;

Выговор с занесением в личное дело

Выговор с

занесением в личное

дело

Лишение премии на 50%

Лишение

премии на

100%

Невыполнение

должностных

обязанностей

Воспитательная беседа с

непосредственным

руководителем

Выговор с занесением в личное дело сотрудника

Лишение премии на 100%

Отсутствие на рабочем месте более 2 часов

Воспитательная беседа с

непосредственным

руководителем

Выговор с занесением в личное дело сотрудника

Лишение премии на 50%

Появление на работе в состоянии опьянения

Воспитательная беседа с

непосредственным руководителем Выговор с занесением в личное дело сотрудника Лишение премии на 50%

Воспитательная беседа с

непосредственным руководителем Выговор с занесением в личное дело сотрудника Лишение премии на 100%

Увольнение