Файл: Хозяйственная деятельность организации малого и среднего и среднего бизнеса по торговому обслуживанию населения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Экономика предприятия организации» раскрывает качественные и количественные характеристики деятельности предприятия, методы определения затрат и эффективности производства. Эти знания должны стать основным содержанием работы экономистов на разных уровнях управления экономикой [1].

Таким образом, основную массу материальных благ, используемых для удовлетворения личных потребностей, население получает через торговлю. Торговое обслуживание населения - активно развивающаяся сфера общественного хозяйства, по темпам роста обгоняющая многие отрасли народного хозяйства. По вкладу в ВВП торговое обслуживание населения занимает одно из первых мест. Состояние розничной торговли в значительной мере определяется макроэкономическими показателями социально-экономического развития страны. Курс на интенсивное развитие экономики, характерный для современной страны, способствовал повышенным темпам роста торговли, благодаря чему эта сфера деятельности стала очень привлекательной для инвестиций отечественных и зарубежных компаний.

За последние десять лет существенным образом изменилась и структура торгового обслуживания населения. В ней появились предприятия современных форматов (гипер и супермаркеты, дискаунтеры) наряду с традиционными магазинами и мелкорозничной торговлей, в том числе «пешеходной зоны доступности». Поэтому, стоит отметить, что особую роль в развитии рыночной экономики, как свидетельствует мировой опыт, играет малое и среднее предпринимательство.

В научной литературе вместо малого и среднего предпринимательства термина часто употребляется термин «малый бизнес». Данные понятия практически тождественны. Отличие состоит лишь в том, что термин «малое предпринимательство» - это юридический термин, поскольку употребляется в нормативных актах за некоторыми исключениями, а «малый бизнес» - экономический. Но, в сущности, это одно и то же явление.

Становление МП в современном Казахстане является необходимым условием решения комплекса сложнейших социально-экономических проблем, вовлечения в предпринимательский сектор значительной части незанятого населения, переориентации кредитной и налоговой политики на стимулирование развития производства, переход к инновационному типу экономического развития и т.д. О значительном потенциале малого и среднего и среднего бизнеса свидетельствует тот факт, что с конца 80-х до середины 90-х гг. XX в. - это был самый быстрорастущий сектор экономики, причем формирование его происходило в сложнейших условиях.


Цель курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть хозяйственную деятельность организации малого и среднего бизнеса в торговом обслуживании населения на примере АО «Агрофирма Актык».

Данная курсовая работа написана по акционерному обществу «Агрофирма Актык». Данное предприятие зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Казахстан 3 января 2003 года. Форма собственности АО «Агрофирма Актык» - акционерное общество. Адрес: Акмолинская область, Целиноградский район, с. Воздвиженка, ул. Кажымукана Мунайтпасова, № 3. Сейчас исследуемое предприятие занимается вращиванием, обработкой, оптовой и розничной торговлей пшеницы.

Предметом деятельности АО «Агрофирма Актык» является: внешнеэкономическая деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан; разведение зерновых культур; торговля и торгово-посредническая деятельность; организация розничной торговли товарами массового потребления; общекоммерческая и посредническая деятельность.

1 ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА ПО ТОРГОВОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ НАСЕЛЕНИЯ

1.1 Роль малого и среднего бизнеса в торговом обслуживании населения

Малый и средний бизнес - основа экономики современного государства. Законодательством большинства развитых стран малый бизнес определен в качестве особого субъекта государственного регулирования [1]. Специфика малого и среднего бизнеса определила особенности его налогообложения, которое ориентировано на долгосрочные цели экономического развития и привязано к реально складывающимся экономическим пропорциям внутри данного сектора. Как показывает мировая практика, малое и среднее предпринимательство играет большую роль в экономике даже развитых стран, так как ему свойственны определенные преимущества [2].

Роль малого и среднего предпринимательства в торговом обслуживании населения, как правило, определяется следующими факторами: численностью малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в общей численности субъектов рыночной экономики; вкладом малых предприятий в создание валового внутреннего продукта, в производство продукции (выполнение работ, оказание услуг); вкладом субъектов малого и среднего предпринимательства в формирование федерального и региональных бюджетов; ростом численности на малых предприятиях занятого трудоспособного населения, вкладом в сокращение числа безработных; насыщением рынка потребительскими товарами, лучшим удовлетворением потребностей населения; навыками дееспособных граждан в создании собственного дела, накоплением опыта управления предприятиями и др [3].


Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого и среднего предпринимательства, можно указать на его следующие преимущества: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий малых предприятий, гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление; большая возможность индивида реализовать свои идеи, проявить свои способности; и способность быстро вводить изменения в продукцию и в процесс производства в ответ на требования местных рынков; относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

Так, в докладе Международного бюро труда отмечается, что малые и средние предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы [4].

Собственники малых и средних предприятий более склонны к сбережению и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Малые предприятия лучше информированы об уровне спроса на местных рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию значительному числу наемных работников. Малые предприятия способствуют росту занятости безработного населения по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников и распространению практических знаний. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение как по их числу, так и по удельному весу в производстве товаров [5].

1.2 Основные направления развития хозяйственной деятельности предприятия по торговому обслуживанию населения

Реклама - это вид деятельности либо произведенная в ее результате продукция, целью которых является реализация сбытовых или других задач промышленных, сервисных предприятий и общественных организаций путем распространения оплаченной ими информации, сформированной таким образом, чтобы оказывать усиленное воздействие на массовое или индивидуальное сознание, вызывая заданную реакцию выбранной потребительской аудитории.

Реклама, как правило, создаваемая и публикуемая рекламным агентством, информирует о производителе или его товаре, формирует и поддерживает их образ и оплачивается рекламодателем в соответствии с тарифами на размещение рекламных обращений в средствах массовой информации. Доход рекламного агентства, как правило, образуется в результате оплаты творческих работ и получения от средств распространения рекламы комиссионного вознаграждения [6].


Реклама является каналом распространения информации на рынке, а также предпосылкой обратной связи с ним, вот почему, с учетом того, что реклама представляет собой неотъемлемую часть системы маркетинга, возникает необходимость рассмотреть ее функции, механизм взаимодействия с другими элементами системы, определить место рекламы в их иерархии, а значит найти пути оптимального управления рекламной деятельностью [7].

Формируя спрос и стимулируя сбыт, заставляя потребителей покупать товары и ускоряя процесс «купли-продажи», а отсюда оборачиваемость капитала, реклама выполняет на рынке экономическую функцию. Кроме того, она осуществляет и информационную функцию. В этой роли реклама обеспечивает потребителей направленным потоком информации о производителе и его товарах, в частности, их потребительской стоимости.

Для исследуемого предприятия характерно применение рекламы в средствах массовой информации местного назначения. Эффект от такого вида рекламы незначителен [8].

Предлагаемые мной мероприятия заключаются в использовании рекламных роликов в единой информационной сети ИНТЕРНЕТ. Использование данного вида рекламы позволяет охватить широкий круг потенциальных покупателей во многих регионах страны и за рубежом, одновременно неся минимальные затраты.

В целях избегания затоваривания неходовой продукцией складов и подсобных помещений, предполагается проведение различного рода аукционов, продаж, выставок-ярмарок с применением скидок, пластиковых карт, льгот инвалидам, участникам войны, пенсионерам, врачам и учителям. Использование данного приема маркетинга позволит увеличить объем продаж и расширить рынок сбыта внутри региона [9].

Например, проведенная в феврале 2018г широкая распродажа с 20% скидкой позволила увеличить розничный товарооборот компании, снизить остатки товарной продукции. В полной мере определить экономический эффект рекламы в большинстве случаев не представляется возможным. Однако и приблизительные расчеты экономической эффективности вполне оправдывают себя, т.к. позволяют сделать вывод о целесообразности проведения рекламы.

Об экономической эффективности рекламы можно также судить по тому экономическому результату, который был достигнут от применения рекламного средства или проведения рекламной компании.

Экономический результат определяется соотношением между прибылью от дополнительного товарооборота, полученного под воздействием рекламы, и расходами на нее [10].


1.3 Производственные и финансовые результаты предприятия

Финансовые результаты деятельности предприятия оцениваются с помощью абсолютных и относительных показателей. К абсолютным показателям относятся: прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг); прибыль (убыток) от прочей реализации; доходы и расходы от внереализационных операций; балансовая прибыль; чистая прибыль [11].

Сначала назовем основные финансовые результаты, определяемые абсолютными величинами. Выручка от реализации (валовой доход) - общий финансовый результат от реализации продукции (работ, услуг). Согласно российским нормативным документам, он включает в себя: выручку (доходы) от реализации готовой продукции, полуфабрикатов собственного производства; работ и услуг; строительных, научно-исследовательских работ; товаров, приобретенных для последующей продажи; услуг по перевозке грузов и пассажиров на предприятиях транспорта и т.д [11].

Расчет финансовых коэффициентов сосредоточен в основном на трех ключевых областях бизнеса: прибыльность (управление процессом покупки и продажи); использование ресурсов (управление активами); доходы инвесторов.

Финансовый результат бывает прибыльным и убыточным. Прибыль - это денежное выражение денежных накоплений, создаваемых предприятиями. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятий. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства [12].

Прибыль является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятий, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов [13].

Убыток - выраженный в денежной форме ущерб, который причинен одному лицу противоправными действиями другого. Под убытком понимаются, во-первых, расходы, произведенные кредитором, во-вторых, утрата или повреждение его имущества и, в-третьих, доходы, которые он получил бы, если бы обязательство было исполнено должником надлежащим образом. По общему правилу должник обязан полностью возместить кредитору причиненные убытки. По отдельным видам обязательств законодательством может быть ограничена ответственность должника.