Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 1
- с изменением общей стратегии и производственной деятельности фирмы как реакции на неблагоприятное изменение ситуации со сбытом продукции;
- с изменением ситуации на территориальном (или отраслевом) рынке труда;
- с трудностями быстрой окупаемости средств, вкладываемых в рабочую силу;
- с нежеланием работников реагировать и действовать в нужном для предприятия направлении и т.д.
Человеческий фактор играет основную роль в управлении организацией, однако люди меньше всего поддаются управлению. Одной из основных проблем организационного управления является проблема исполнения. Индивидуальные свойства определяют способность работника выполнить полученные задания. Усилия связаны с желанием исполнить задание. Организационная поддержка обеспечивает возможность исполнения.
Раскрыть проблемы управления индивидуального поведения в организации удалось Платонову. Он выделил:
- биологически обусловленную подсистему личности;
- индивидуальные формы отражения реальности (память, внимание, мышление);
- подсистему опыта (знания, умения, навыки);
- социально обусловленную подсистему (управленческая направленность для менеджера, отношения между людьми).
Руководитель должен учитывать все индивидуальные особенности в поведениях личности в организации. С возрастом нарабатывается опыт, формируются определенные стереотипы. Сохранение работоспособности человека с возрастом зависит от поставленных перед ним задач, от сложности заданных целей. [11]
В завершении хотелось бы сказать, что, оценивая эффективность кадровых и сопряженных с ними процессов сквозь призму предложенных показателей, можно шаг за шагом выстроить такую систему работы с персоналом, которая позволит естественным образом - без использования супермодных технологий - обеспечить выполнение задачи привлечения и удержания лучших работников, а также их развития.
Для этого прежде всего нужно определиться с тем, кого в компании называют лучшим, какими качествами и компетенциями он обладает. Определение "портрета" такого сотрудника станет отправной точкой процесса совершенствования кадровой практики. При этом важно, чтобы такая характеристика не просто сочетала некие идеальные качества, а включала свойства, благодаря которым организация сможет достигать поставленных перед ней целей. В этом случае кадровая политика будет выстраиваться исходя из стратегических ориентиров компании.
Содержание кадровой работы охватывает все проблемы персонала в социальном управлении и предполагает условное их разделение на три большие группы: первая включает в себя анализ категорий работников и должностей, вопросы планирования и прогнозирования в области кадров, определение и формирование источников удовлетворения кадровой потребности; вторая — вопросы подбора, расстановки, подготовки и повышения квалификации кадров; третья — вопросы организации и оценки труда, формирования стабильных коллективов, укрепления дисциплины и др.
Рассматривая проб лемы координации кадр овой работы, след ует учитывать отрас левой, региональный и фирменный аспе кты использования кадро вого потенциала. Отрас левой принцип управ ления несмотря н, а создание корпо раций и ассоц иаций имеет ря д недостатков. В области проб лемы кадров эт и недостатки связ аны прежде все го с несоверш енством учета территор иальных балансов труд овых ресурсов. Органи чного сочетания отрасл евого и территор иального подходов треб ует решение зад ачи эффективного использ ования трудовых ресу рсов региона, чт о может успе шно осуществляться пут ем разработки и реализации фирме нной кадровой поли тики предприятия. Пр и этом необх одимо четко разгран ичивать права и обязанности территор иальных и отрас левых органов вла сти и управ ления в де ле использования кадро вого потенциала.
В организации раб оты с кадр ами программной цел ью на соврем енном этапе стано вится овладение механ измом управления професси ональной деятельностью чело века в усло виях материального и духовного произв одства. В эт ой связи увеличи вается значение этиче ских, социально-психолог ических, общегуманистических проб лем, активизирующих професси ональную деятельность чело века. Такой под ход к органи зации работы с кадрами вед ет к изменам ению содержания кадр овой работы, а следовательно, организа ционной структуры кадр овой службы. Пр и этом указа нная реорганизация напра влена на реше ние комплекса проб лем, связанных с эффективным использ ованием человеческого факт ора в социа льно-экономическом разв итии общества.
Н а практике уж е давно дока зано, что моло дые специалисты - од ин из глав ных источников комплек тования высококвалифицированными кадр ами предприятий реаль ного сектора эконо мики, а так же формирования действ енного резерва н а руководящие должн ости.[23]
Поэтому раб ота по ускор ению адаптации вчера шних выпускников учеб ных заведений к требованиям соврем енного производства зани мает важное мес то в арсе нале форм и методов деятел ьности отделов кад ров. В усло виях рынка, требу ющего структурной перест ройки производства, зам ены устаревших техно логий на нове йшие, выпуска проду кции, соответствующей ил и превосходящей луч шие аналоги, значит ельно ускорился проц есс старения получ енных в ву зе знаний.
П о данным запа дных экспертов, баг аж теоретических зна ний молодых специа листов, как прав ило, достаточен н а первые 4-5 ле т работы в условиях соврем енного производства, пос ле чего требу ется повышение квалиф икации.[6]
Исходя и з этого, отд елы кадров дол жны создать так ие адаптационные усло вия, при кото рых молодые специа листы смогут с помощью сво их непосредственных руковод ителей за максим ально короткий ср ок не тол ько органично влит ься в нов ый коллектив, н о и научи ться эффективно приме нять на прак тике свою теорети ческую подготовку.
Основ ными составными част ями и коне чной целью компл ексного проц есса адапт ации молодых специа листов являются:
- получ ение в необхо димом объеме професси ональных знаний и практических навы ков по выбра нной специальности;
- самостоя тельное и оптима льное выполнение усло вий и требо ваний должностной инстр укции работника;
- укреп ление интереса к работе и построению професси ональной карьеры;
- осозн анное выполнение установ ленных в органи зации норм исполнит ельской, производственной и трудовой дисци плины;
- установление дело вых взаимоотношений с коллегами п о работе и непосредственным руковод ителем и д р.
Наиболее слож ной, ответственной и дорогостоящей состав ляющей кадровой поли тики любой органи зации является оце нка кандидатов пр и приеме н а работу. Мет оды и фор мы оценки мог ут варьироваться в зависимости о т требований предъяв ляемых к должн ости, личностным качес твам работника, объ ема решаемых зад ач и коне чных целей. Он и должны бы ть выстроены та к, чтобы перс онал был оце нен объективно и достоверно. В о избежание искаж ения полученных резуль татов, выбор мето дов, его реали зация, а так же оценка, дол жны осуществляться специал истами. При подб оре кадров ча ще всего прихо дится иметь де ло с оцен кой личностных, дело вых и професси ональных качеств претен дента. Основное требо вание к наб ору личностных каче ств для послед ующей оценки - выб ор из боль шого числа те х, которые мог ут прямо ил и косвенно вли ять на эффект ивное выполнение канди датом своих должно стных обязанностей. Важ но также учиты вать возможность разв ития перспективных каче ств кандидата. Необход имость деловой оце нки возникает в ситуациях: пр и приеме н а работу, пр и переходе н а другое мес то работы, пр и формировании резе рва и отб оре из резе рва для назна чения на должн ость. Профессиональные мет оды и мето дики оценки персо нала позволяют н е только выяв ить потенциальные возмож ности, компетентность, тем пы должностного рос та, мотивацию, н о и повы сить эффективность управ ления персонала, улуч шить психологический кли мат и стабил ьность в колле ктиве.[12]
Комплексная сист ема отбора и оценки персо нала включает в себя следу ющие методы:
- мет од анализа рез юме кандидата;
- мет од заполнения лично стных опросников предна значен для выявл ения личностных особен ностей черт харак тера. Они изме ряют такие чер ты личности, ка к самооценка, коммуника бельность, уровень лич ной зрелости, тревож ность, эмоциональная устойч ивость и т.д.;
- мет од сравнения ил и рейтинга, приз ван выявить соотве тствие работника заним аемой должности пр и помощи шкалир ования личных каче ств работника. Эт от метод вклю чает составление спи ска задач сотру дника и изуч ение его деятел ьности с уче том времени, кото рое затрачивается н а выполнение эт их задач;
- мет од независимых суд ей включает «перекр естный допрос» незави симых экспертов н а различные те мы, включая вс е сферы деятел ьности сотрудника. Ка к правило, дан ный вид аттес тации производится пр и помощи компь ютера;
- метод всесто ронней или круг овой оценки предусма тривает оценку сотру дника его колле гами, начальниками и подчиненными;
- мет од комитентов - оце нка группой экспе ртов возможностей выдви жения кандидата н а другие должн ости;
- метод тестир ования - позволяет приме нить большое колич ество критериев оце нки.
Он мож ет включать:
- тес ты общих способ ностей,
- интеллектуальные тес ты,
- тесты н а внимание и память,
- тес ты межличностных отнош ений,
- квалификационные тес ты, и т.д.
Вс е перечисленные ви ды тестов хор оши тем, чт о допускает компью терную обработку дан ных.
- метод дело вых игр;
- мет од интервью (собесед ование) является заключи тельным инструмента отб ора.
Он позво ляет одновременно реш ить широкий кр уг задач:
- полу чить информацию о наличии опы та, мотивации, дело вых качеств;
- выяв ить возможные недос татки к выпол нению данной раб оты;
- определить степ ень соответствия работ ника организационной куль туре;
- уточнить и проверить форма льные сведения, привед енные в рез юме и станда ртной форме.
Гла ва 2. Анализ влия ния человеческого факт ора в управ лении организацией Г АУ Р С(Я) Р Г «Мирнинский рабо чий»
2.1 Организационно-экономи ческая характеристика органи зации
Газета из дается с 1960 года, 1 янв аря 2020 года исполн илось 60 лет с о дня вых ода первого ном ера. Газета выхо дит 4 раза в неделю, тир аж в сред нем 6 тысяч экземп ляров (по вторн икам, субботам – 5,5 ты с., в пятн ицу доходит д о 8, 5 тысяч) и имеет поря дка 4 тысяч подпис чиков.
Мирн ый — город в России, админист ративный центр Мирнин ского района Респу блика Саха (Яку тия), образует город ское поселение, алма зная столица Рос сии.