Файл: Семейные конфликты и психолого-педагогическая коррекция их.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 545

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В течение всего периода развития человеческого общества остается актуальной проблема воспитания детей. Изначально этот процесс сводился к передаче накопленного опыта, навыков и знаний, которые необходимы для биологического существования. Развитие и становление общества, эволюция целей и задач претерпевали на каждом этапе некоторые преобразования. Современные ученые и исследователи, педагоги и психологи утверждают: всё, что есть в ребёнке - положительное и отрицательное - он берёт из детства. На формирование маленького человека оказывает влияние окружающая среда, люди, а в особенности близкие, ежедневное окружение, которое составляет постояный круг его общения.

Семья представляет собой особую социальную среду. Она имеет свои правила и нормы поведения, в ней может присутствовать своя иерархия. Именно в своей семье ребенок получает представление о примерах для подражания, ощущает первую реакцию людей на свои поступки и действия. В связи с этим представляется важным создание и выстраивание гармоничных семейных отношений, комфорта и благополучного климата в семье, что непосредственно зависит от супругов и родителей. От их действий и поступков зависит формирование полноценной личности ребенка. Любые патологии, нарушения и изменения в семейных отношениях негативно сказываются на развитии личности детей, на формирование их характеров, становлении самооценки и многих других психических качеств личности. Дети, воспитанные в семье с отклонениями, подвержены различным проблемам: состоянию повышенной тревожности, ухудшению успеваемости в школе, трудностям в межличностном общении и многим другим.

Факт неоспоримого влияния семьи на формирование личности ребенка доказан различными учеными, педагогами, психологами, психотерапевтами и другими.

На сегодняшний день состояние семьи как ячейки общества в целом в России можно назвать кризисным. Обесценивается семья, ее смысл и ориентация на воспитание детей. Все большее распространение находят асоциальные отношения в семьях, растет преступность и правонарушения подростков. Для того, чтобы преодолеть этот кризис, в котором на данный момент находится семья, необходима разработка и формирование новой системы психолого-педагогической работы с семьей, целью которой будет оказание всесторонней и всеобьемлющей помощи семье и детям в предолении кризисных ситуаций, решении разнообразных жизненных проблем путем коррекции, поддержки и реабилитации.


Сегодня важно помешать разрушению супружеских и внутрисемейных отношений, помочь преодолеть трудности межличностного взаимодействия в семье и на это должны быть направлены усилия общественности, педагогических структур и общества в целом. Эти обстоятельства подчёркивают актуальность нашего исследования.

Объектом исследования данной работы являются семейные конфликты. Предмет исследования - влияние семейных конфликтов на психологию детей. Целью работы является рассмотрение проблемы семейных конфликтов и психолого-педагогическую коррекцию их влияния на детей.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть понятие «семейный конфликт»;
  • рассмотреть причины конфликтов и способы их разрешения;
  • выявить влияние внутрисемейных конфликтов на воспитание детей;
  • рассмотреть психологические методы коррекции семейных отношений.

Методы исследования – теоретический анализ педагогической и методической литературы.

В психолого-педагогической литературе представлено большое количество исследований, которые раскрывают типы детско-родительских отношений, влияние этих отношений на формирование и развитие личности детей, особенности процесса социализации (Д. Боулби, Эльконин Б.Д., А. Я. Варга, В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, В. В. Столин, А. С. Спиваковская, М. Эйнсуорти и другие исследователи). Основным источником получения информации стала книга А.С.Спиваковской «Психотерапия: игра, семья, детство», изданная в 2000 году. Учебник по конфликтологии А.Я.Анцупова позволил исследовать теоретические аспекты изучаемой темы.

Данные исследования составляют авторитетное мнение и взяты за основу многим другим исследованиям в области семейной и детской психологии.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

1.1. СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

Семья представляет собой один из древнейших социальных институтов, возникновение которого произошло намного раньше классов, наций и государств в первобытном обществе. Социальная значимость семьи обусловлена ее «производством и воспроизводством» непосредственной жизни, воспитанием детей, формированием их индивидуального сознания.[1, с. 298]


Ни одна сфера жизни человека не обходится без конфликтов. Семья так же не является исключением.

Конфликт - это столкновения, серьезные разногласия, во время которых человека обуревают неприятные чувства и переживания. [3, с. 15] Конфликты неизбежны и неискоренимы, они появляются при любых жизненных обстоятельствах и сопровождают нас всю жизнь. Конфликты бывают внешними (конфликт с другими людьми) и внутренними (конфликт с самим собой). При внутренних конфликтах внешнего оппонента нет. Однако это не значит, что внутренние конфликты - пустяк или что они не важны для принятия решений. Внутренние конфликты определяют нашу систему ценностей, нередко вердикт «верно» или «неверно» является результатом внутреннего конфликта. Эти конфликты - основа этики и морали. Если бы люди в тех или иных ситуациях не ощущали внутреннего конфликта, они никогда бы не задумывались бы о вопросах нравственности. Понятию «внутренний конфликт» очень близко понятие «совесть». [6, с. 29]

Споры и конфликтные ситуации могут способствовать образованию трещины в семейных отношениях, разладу между супргуами, а также распаду союза.

Конфликтными супружескими союзами называются такие, в которых между супругами имеются постоянные сферы, где их интересы, потребности, намерения и желания приходят в столкновение, порождая особо сильные и продолжительные отрицательные состояния. Однако при этом брачный союз может длительно сохраняться благодаря другим факторам [1, с. 67].

Внимательный анализ литературы дает основание говорить о том, что конфликт перестал рассматриваться однозначно, как сугубо негативное явление, все больше стали говорить о позитивном значении конфликта, о конструктивных конфликтах. Существует множество типологий семейных конфликтов. К числу наиболее распространенных можно отнести разделение всех конфликтов на конструктивные и деструктивные. Признаками конструктивного конфликта является возникновение в результате столкновения взаимоприемлемого решения и ощущения удовлетворенности. Признаком деструктивного конфликта является недовольство исходом конфликтного взаимодействия, ощущение неизбежности новых столкновений, остающееся эмоциональное напряжение. Такие конфликты снижают удовлетворенность браком у супругов, вызывая чувство непонятности, напряженности, раздражения и досады. Повторяющиеся конфликты такого рода могут закрепить эти чувства, развить их до неприятия и отчуждения, когда само существование брака кажется тягостным и обременительным.


Нарушение функции семьи приводит к затруднению ее жизнедеятельности. Способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов. С точки зрения С. В. Дворяк факторами, определяющими возникновение супружеских конфликтов являются физический, сексуальный, материальный, культурный, психологический [8, с. 58].

С точки зрения Ю. Е. Алёшиной, Л. Я. Гозман, С. М. Дубовской на характер супружеских конфликтов оказывают влияние особенности распределения между супругами внутрисемейных ролей, личные характеристики супругов, стадия семейного цикла, на которой в данный момент находится данная супружеская пара, материальное благосостояние супругов, принадлежность их к определенному классу и социальному слою [3, с. 128].

С точки зрения А. В Сысенко факторами, определяющими возникновение конфликтных ситуаций, являются:

  • фоновые причины (социально-политические и социально-экономические, влияющие на ценностные различия членов семьи, уровень жизни семьи, её материально-бытовое положение);
  • социально-психологические (межролевые конфликты, связанные с распределением обязанностей, регулированием семейного бюджета и т. д.);
  • нравственно-психологические (случаи измены, лжи);
  • индивидуально-психологические (различия в области здоровья, сексуальные и психологические расстройства) [1, с.342].

Конфликт, как правило, порождается не одной, а комплексом причин, среди которых весьма условно можно выделить основную. По основной причине, т.е. по ведущему мотиву, С. Г. Шуман и В. П. Шуман выделяют следующие факторы:[3, с.164]

  1. стремления одного или обоих супругов реализовать в браке, прежде всего личные потребности (развитая направленность на себя, т. е. эгоизм);
  2. сильно развитые материальные потребности у одного или обоих супругов;
  3. неудовлетворённая потребность к самоутверждению;
  4. наличие у одного или обоих супругов завышенной самооценки;
  5. совпадение представлений супругов о содержании ролей мужа, жены, отца, матери, главы семьи;
  6. неумение супругов общаться друг с другом, с родственниками, друзьями и знакомыми, коллегами по работе;
  7. неумение супругов разобраться в причинах, вызывающих нежелательное поведение одного из них, в результате чего возникает взаимное непонимание;
  8. нежелание одного из супругов участвовать в ведении домашнего хозяйства;
  9. нежелание одного из супругов заниматься воспитанием детей, несовпадение взглядов на методы их воспитания;
  10. разницы в типах темперамента супругов и неумение учитывать тип темперамента в процессе взаимодействия [3, с. 27].

В качестве узловых моментов, относительно которых могут возникать конфликтные ситуации, можно назвать и такие, как:

  • количество поколений в семье;
  • количество брачных партнёров в семье;
  • тип брачно-семейных отношений;
  • правовая основа семьи.

Отрицательная и негативная психологическая установка наиболее часто является неосознаваемой причиной возникновения споров и ссор. В состоянии эмоциональной усталости человек часто становится придирчивым, несдержанным. Одним из действенных способов нивелирования конфликта является демонстрация понимания причины срыва, например: «Я понимаю, ты сегодня устал и поэтому так придирчив…», такое проявление доброжелательности обычно помогает виновному одуматься. Если же партнеру вовремя не удается сдержаться, ссора нарастает, как снежный ком.[1,с. 54]

Недостаточно ясное выражение отношения к какому-либо делу супругов ыедет за собой так же конфликтные ситуации, и являются их причинами. Чтобы поссориться используется все: и как чистят зубы, и как держат ложку, и увлечения партнера. Для этого нужна только соответствующая установка. И если взята установка на «войну» в доме, то ссора неизбежна. И нет большей обиды, чем та, которая нанесена близким человеком. Он может «ударить» больно, потому что знает, куда нужно бить, чтобы причинить боль. Обида - тяжелейшее переживание. Хотя здесь есть и такой аспект: необоснованная и чрезмерная обидчивость некоторых. Психологи обращают внимание вот на что. Обида может вызвать агрессию, которая включает все иммунные механизмы, начинающие работать вхолостую. Любой же гормон, который не использован человеком, превращается для него в яд, а значит ослабляет человека. Если постоянно думать о своих обидах, организм будет подвергаться постоянным перегрузкам. Для того, чтобы освободиться от этих болезненных явлений психики, нужно заниматься самовоспитанием мысли. Преодолеть излишнюю обидчивость - значит найти пути к более гибкому межличностному общению. [8, с .58]

Выбор средств взаимодействия конфликтующими супругами зависит от уровня культуры, типа темперамента, особенностей характера, степени психолого-педагогической готовности к семейной жизни, возраста и т.п. [1, с. 410]

Конфликт может быть как разрушительного характера, так и созидательного – это зависит от того, какие средства выбрали супруги для его разрешения и нивелирования. Средства и методы, которые разрушают семью и отношения – скорбления, унижения, желание проучить, посильнее обидеть, перекладывание вины за конфликт друг на друга. [3, с. 29] Как результат – исчезновение взаимоуважения, а супружеское взаимодействие становится в тягость и оставляет неприятные впечатления. В обратном же случае, когда конфликт носит созидательный характер, супруги прикладывают усилия для выбора средств выяснения причин конфликта, прежде всего, в своих действиях, поступках, словах, пытаются выразить взаимную готовность к изменениям сложившейся ситуации и улучшению взаимоотношений.[1, с. 43]