Файл: Семейные конфликты и психолого-педагогическая коррекция их.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 598

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. «Семейная фотография». Эта техника используется для работы с любой семьей, члены которой могут вербально общаться. Применяется для изучения структуры семьи, ролей, коммуникаций и внутрисемейных взаимоотношений.

На основе данной техники можно проанализировать влияние прошлого семьи на ее настоящее. Эта техника поощряет членов семьи подвергать сомнению семейные мифы, правила, системы верований и роли, которые они играют. Методика используется для диагностики и коррекции семейных взаимоотношений.[12, с. 195]

Это упражнение интересно, не вызывает тревожности и служит целям стимулирования воспоминаний, вытесненного эмоционального опыта и эмоциональных переживаний. Во время обсуждения психологом анализируются такие специфические области внутрисемейных взаимоотношений, как власть, зависимость, близость, тревожность, мужские и женские роли членов семьи.[6, с. 94]

  1. «Семейная скульптура» и «Семейная хореография». Эти методики относятся к социометрическим методикам коррекционной работы с семьей.

Они представляют психологу следующие возможности: [16, с. 35]

  • уводят коррекционный процесс от интеллектуального и эмоционального обсуждения к реальному взаимодействию членов семьи. Это увеличивает активность каждого члена семьи, что, в свою очередь, повышает спонтанность и уменьшает сопротивление клиента, в основе которого лежит интеллектуальная сфера.
  • помещают настоящее, прошлое и предвидимое будущее в операциональную систему «здесь и сейчас». Клиент может помнить о прошлом, но не в состоянии его изменить. Клиент может предвидеть будущее, но не в состоянии жить в нем. Помещая все это в «здесь и сейчас» клиенты могут непосредственно взаимодействовать с прошлым и с будущим, изменяя при этом свое поведение, межличностное и в семье.
  • методики содержат в себе элементы личностной проекции и идентификации: чувства, установки поведенчески выражаются в межличностном взаимодействии и таким образом становятся доступными изучению и изменению.
  • рельефно представляют и драматизируют ролевое поведение. Члены семьи могут наблюдать, что каждый из них делает, как его поведение воспринимается другими, какие роли поддерживаются семьей, а какие - отвергаются.
  • содержат элемент неожиданности для клиентов - не соответствуют тому, как они представляют себе работу на коррекционном занятии, и поэтому могут снять сопротивление клиентов, с которым так или иначе приходится сталкиваться.
  • привлекают внимание и интерес клиента, представляя собой своеобразную форму метакоммуникации. Новые сообщения формулируются, выражаются и принимаются без каких бы то ни было предварительных обсуждений. Например, когда семья занимается ваянием скульптуры и отца помещают вне семейного круга, спиной к остальным членам семьи, здесь возникает множество мощных посланий для мужа, жены, детей и всей семьи как единого целого.
  • фокусируют внимание на социальной системе и процессе социального взаимодействия. Чувство изоляции и одиночества, возникающее у идентифицированного клиента, у того, кто, по мнению семьи, «болен», подвергается вызову по мере того, как семья как бы смотрит на себя со стороны. На основе социометрических методик можно наблюдать и изучать такие факторы, как индивидуализация, навыки разрешения конфликтов, регуляция близости, отдаленности и т.д.[1, с. 182]

Главным достоинствомэтой методики является ее невербальный характер, который позволяет преодолеть заинтеллектуализированность в обсуждении темы, снятию разнообразных защит, проекций и обвинений, зачастую существующих в семейной системе. Построение скульптуры требует от каждого члена семьи обобщения своего личностного опыта, осмысления его, а затем и интерпретации.

Во время построения скульптур психолог на бумаге фиксирует треугольники, альянсы и конфликты, которые появляются и наглядно и символически изображаются скульптором.

После того как каждый член семьи вылепил свою скульптуру, наступает следующая фаза работы - обсуждение полученных результатов.[6, с.58]

«Семейная хореография» – это методика является вариантом методики «Семейная скульптура». Она направлена на перестройку взаимоотношений в нуклеарной семье; отслеживание негативных образцов поведения и остановку их действия, последовательно изображая поведенческие акты, ведущие к усилению конфликта.[1, с. 283]

Объединение симптомов детей и образцов взаимоотношений их родителей обеспечивает членов семьи невербальными каналами коммуникации, позволяющими открыто выразить свои чувства.

Если термин «скульптура» скорее относится к статике внутрисемейных взаимоотношений (а эмоциональные взаимоотношения всегда находятся в движении), то термин «хореография» больше подходит для описания динамичного процесса.

Эффективность «семейной хореографии» связана с тем, что она оказывается понятной для любой семьи, особенно для тех семей, которым трудно словесно сформулировать проблемы. Проблемы и альтернативные способы их решения могут быть представлены в движении и визуально.[16, с. 69]

  1. «Ролевая карточная игра» - метод определения ролевого поведения, которое ожидается от членов семьи и воспринимается другими членами этой семьи как адекватное. Техника «ролевой карточной игры» представляет собой невербальную методику, выявляющую те роли и обязанности во внутрисемейном взаимодействии, которые выполняет каждый член семьи.[6, с. 52]

Методика позволяет выявить индивидуальные способности и особенности членов семьи, негативные механизмы и семейную динамику.

Ролевая техника позволяет увидеть распределение обязанностей в семье и представить их в графическом виде. [1, с. 28] Такой подход отличается от вербального способа обсуждения семейных ролей, когда члены семьи начинают спорить и выяснять отношения. Данная методика дает возможность членам семьи в атмосфере позитивной групповой работы взять на себя новые роли и отбросить старые. После проведения игры возможно обсуждение, в котором исследуются умения семьи; негативные механизмы, которые проявляются; семейная динамика.


  1. «Семейный ритуал». Методика относится к структурным методикам психокоррекционной работы в семейных отношениях.[16, с.72]

Цель структурных методик - так реорганизовать систему, чтобы ее члены могли перейти с одной позиции на другую, от одной роли к другой, установить и поддержать адекватные границы между позициями в системе и, таким образом, способствуя тому, чтобы система реорганизовала сама себя.

Структурные методики особенно важны и применяются на начальных стадиях коррекционной работы.

Таким образом, семейные методики по работе спсихологическим состоянием каждого члена семьи и интегрирования в общий процесс деятельности являются одними из наиболее действенных методов работы семейного психолога, выполняющего задачи помощи в урегулировании семейных конфликтов, коррекции поведения в конфликтных ситуациях и создании позитивного семейного микроклимата.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблемы, связанные с семьей – одни из самых сложных и многогранных проблем, с которой приходится встречатся психологу в современном мире. Это и семейные взаимоотношения, и семейная социализация, внутрисемейные конфликты и преодоление зависимостей, и многие другие. В связи с этим приобрело большое значение изучение и теоретическое осмысление конфликтных ситуаций в семье, а также практическиое применение методов коррекции конфликтных ситуаций.

Конфликты – это противоречия между людьми, столкновение точек зрения, различие мыслей, которое, как правило, происходит с негативными эмоциями и чувствами. Поэтому воспитание ребенка в атмосфере конфликтных ситуаций нежелательно, так как дети чувствуют весь негатив и впитывают пример и образец поведения, выражение своих эмоций.

Важно отметить, что причинами конфликтных ситуаций могут быть не только нарушения со стороны основных характеристик семьи, но и индивидуальные особенности членов семьи, социально-экономиечская ситуация в обществе.

Известно немало фактов в пользу принципиальной значимости и незаменимости семьи для формирования личности ребенка. Не меньшее значение имеет семья и для взрослых, являясь источником эмоционального и физического благополучия, чувства уверенности, оптимизма.

В современном мире у родителей имеется огромное количество возможностей для саморазвития и самосовершенствования в вопросах воспитания детей и их необходимо использовать, так как при развитии личности ребенка важно учитывать его индивидуальные особенности, чтобы не подавлять и не сломать психологически.


Если конфликтные ситуации повторяются регулярно и семья не в состоянии справится самостоятельно, рекомендуется обратиться к опытному психологу, который сможет подобрать верную психологическую программу коррекции семейных взаимоотношений, которые будут положительно влиять на формирование здоровой в личности ребенка.

Вот некоторые рекомендации по избежанию конфликтных ситуаций:

  • Контролируйте эмоции ( помните – все, что сказано на эмоциях, не вернуть обратно);
  • Не надумывайте и не выдумывайте лишнего (лучше обсудить с партнером, задать инетресующие вопросы);
  • Выбирайте время (бывают совсем неподходящее время для ссор и выяснения отношений, что усугубляет ситуацию);
  • Анализируйте причины, а не зацикливайтесь на следствиях (выходите за рамки конфликта, копайтесь в себе);
  • Не копите проблемы, обиды (иначе выльется все в снежный ком и конфликтнеизбежен);
  • Не оскорбляйте, не унижайте (оскорбления и унижения – показатели слабости, неправоты и беспомощности);
  • Не манипулируйте и не устраивайте истерик (ваша цель – не утихомирить конфликт, а решить его).

В процессе исследовательской работы были решены поэтапно поставленные задачи. Первая глава посвящена теоретическому осмысленю и обзору психолого-педагогических и социально-психологических аспектов избежания конфликтных ситуаций, а также было проведено изучение причин возникновения конфликтов в семье, знание которых поможет оптимизировать семейные взаимоотношения.

Анализ теоретического материала позволил сделать вывод, что семья – это многогранное, многослойное и всестороннее психолого-педагогическое образование, к которому сводится упоминание практически во всех плоскостях социальной действительности. Семья включает в себя признаи и свойства социальной организации , структуры и института, в связи с чем она подвергается тем же социально-психологическим противоречиям, что и любая малая социальная группа.

Во второй главе было рассмотрено влияние семейных конфликтов на психологическое состояние детей. Было выявлено негативное отражение конфликтных ситуаций на развитие личности ребенка. Данные факторы могут стать причинами повышенной тревожности у ребенка, появлением сложностей с межличностынм общением, трудностями в школе, низкой самоценкой и тд.

В третьей главе были приведены некоторые методики коррекционной работы с определенными семьями, попавшими в сложную кризисную ситуацию.

Эмоциональные отношения в семье играют важную интегрирующую роль, благодаря которой члены семьи ощущают себя, единой общностью и чувствуют теплоту и поддержку друг друга. Нарушение эмоциональных отношений в семье оказывает негативное влияние на формирование личности ребенка. Он видит, что родители относятся к нему с отчуждением, возникает эмоциональная дистанция. Ребенок тогда уходит в свой внутренний мир, становится замкнутым, грубым, необщительным.