Файл: .Понятие и классификация юридических фактов..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 180

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Решения Государственной Думы, принятые ранее в соответствии с иным порядком подведения итогов голосования, пересмотру в связи с данным толкованием не подлежат»[11].

Подобным образом следует поступать во всех случаях, когда первоначальная дефектность юридического факта в ходе последующих событий оказалась, преодолена и потеряла существенное значение. В целях поддержания стабильности правопорядка, видимо, не следует разрушать правоотношения, хотя и возникшие с определенными нарушениями, однако уже исполненные или реализующиеся, успешно выполняющие свои социальные и правовые функции. Очевидно, что данное доктринальное положение может быть сформулировано, как юридическая норма и закреплено в общей части целого ряда нормативных правовых актов.

Следующий сложный случай осуществления ограничивающей функции юридических фактов связан с их доказыванием. В ряде случаев законодательство не только устанавливает необходимые юридические факты, но и определяет способы их установления. Так, например, часть 1 и 3 статьи 160 Гражданского кодекса Российской Федерации «Письменная форма сделки» предусматривают:

«Сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.

Законом, иными правовыми актами и соглашением сторон могут устанавливаться дополнительные требования, которым должна соответствовать форма сделки (совершение на бланке определенной формы, скрепление печатью и т. п.), и предусматриваться последствия несоблюдения этих требований»[12].

Одновременно часть 1 статьи 162 ГК РФ устанавливает последствия нарушения простой письменной формы сделки:

«Несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства».

Если законом ограничены способы установления юридических фактов (в данном случае – сделок), то эти ограничения, разумеется, должны соблюдаться. Возможны случаи, и они реально встречаются на практике, когда юридический факт существует как физическая и социальная реальность, но не может быть доказан в силу ограничений на доказательства, установленных законом. Однако, в самом законе указан и выход из этого тупика: есть запрещенные средства доказывания, но немало и разрешенных средств доказывания, по крайней мере, их несколько. Приведенная выше статья 162 ГК РФ запрещает лишь «свидетельские показания», но допускает разнообразные «письменные и другие доказательства». Отметим, кстати, что в приведенном выше примере отчетливо видна как стимулирующая, так и ограничивающая функции юридических фактов, которые в данном случае осуществляются одновременно.


Обозначим еще один «пограничный» аспект реализации ограничивающей функции юридических фактов – возможность конкретизации юридических фактов в процессе усмотрения и, соответственно, изменения объема ограничений, которые устанавливаются юридическими фактами.

По вопросу усмотрения в праве существует обширная литература, к которой можно адресовать заинтересованного читателя[13], поэтому ограничимся по данной теме следующим итоговым замечанием. Недопустимы как необоснованная формализация правового регулирования, попытки ограничения усмотрения, когда оно необходимо, так и обратная крайность – необоснованное расширение пределов усмотрения там, где оно может представлять опасность. Сложность данной проблемы заключается в том, чтобы в каждом конкретном случае найти ту оптимальную меру усмотрения, которая обеспечивала бы, с одной стороны, определенность и стабильность правового регулирования, а с другой стороны – его гибкость, учет особенностей конкретных ситуаций.

И, наконец, последнее замечание. Жизнь не стоит на месте, вслед за ней меняется, приобретает новые формы правовое регулирование. Это касается и юридических фактов. Появляются новые виды юридических фактов, которые не укладываются в стандартную, изучаемую студентами классификацию. В том числе, например, это расчетные (или вычисляемые) юридические факты, которые в современных условиях достаточно широко используются в государственном управлении. Особенность расчетных юридических фактов заключается в том, что они одновременно как бы и существуют, и не существуют. В каждом конкретном случае они рассчитываются на основе комплекса первичных фактов, сигналов, показателей и т. п. Расчетными юридическими фактами являются, например, индексы, на основе которых начисляются премии, устанавливаются наценки или скидки, рассчитываются размеры штрафов, компенсационных платежей и т. д. Другим примером применения расчетных юридических фактов может служить Указ Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 года № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»: все 12 показателей эффективности, установленные этим Указом, имеют расчетный характер[14]. Расчетными юридическими фактами являются также ряд показателей, присутствующих в функционировании блокчейна и системы Интернета вещей.

Таким образом, подводя итог, можно отметить, что на условной «границе», отделяющей права от обязанностей, разрешенное от запрещенного, юридически значимые ситуации от ситуаций юридически безразличных – время от времени появляются новые юридические факты, правовая природа и особенности функционирования которых требуют дополнительного научного анализа.


Классификация юридических фактов

Далее рассмотрим классификацию юридических фактов.

В первую очередь хотелось бы указать основные признаки данной классификации, а именно. В первом случае речь идет о волевом критерии, который позволяет разделить юридические факты на определённые события и действия. С учетом второго признака можно сказать, что действия можно разделить на правомерные и неправомерные. Если обратиться к третьему признаку, то в данном случае можно сказать о том, что действия подразделяются на юридические поступки и юридические акты.

В процесс совершения юридических актов граждане, государственные органы и другие субъекты целенаправленно создают, изменяют, прекращают правовые отношения для себя либо для других субъектов следующие юридические факты: События. Юридические события также довольно часто разделяются на две группы. К первой группе относятся абсолютные события, иными словами, обстоятельства, которые произошли без участия воли людей и никаким образом от нее не зависят. Ко второй категории относятся события, которые связаны с деятельностью людей, но при этом участвуют в данных правоотношениях независимо от породивших их причин. В качестве примера можно привести ситуацию с рождением ребенка или аварией на производстве.

События также можно классифицировать с учетом различных оснований[15]:

•по происхождению различаются природные и зависящие в своем происхождении от человека;

•в зависимости от повторяемости события можно классифицировать на уникальные и повторяющиеся;

•по протяженности во времени;

•по количеству участников;

•по характеру наступивших последствий.

Следующим видом юридических фактов являются деяния, которые понимаются как определенные волеизъявления, результат сознательной деятельности людей.

Хотелось бы также сказать, что юридические действия являются достаточно разнообразными и играют различную роль в процессе правового регулирования.

В данном случае можно классифицировать юридические факты на правомерные деяния и неправомерные.

Что касается правомерных деяний, то здесь речь идет о юридических актах, точнее о действиях людей которые совершаются или осознанно с целью вызвать юридические последствия. В данном случае можно указать решение суда, прием на работу и т.д.


Что касается неправомерных деяний, то в данном случае подразумеваются действия, которые изначально не направлены специально на возникновение правоотношений, но становятся причиной наличия тех или иных правовых последствий.

Неправомерные деяния также можно разделить на несколько определённых видов[16]:

•преступления и проступки;

•принятие незаконных актов.

Следующим видом юридических фактов выступают юридические состояния, иными словами жизненные обстоятельства, которые стали причиной наступления юридических последствий.

В некоторых случаях для возникновения правоотношений появляется необходимость не в одном юридическом факте, а в нескольких. Если речь идет о вступлении в брак, то важно: достижение определенного возраста, заявление будущих супругов о регистрации брака и акт его регистрации в органах ЗАГСа.

Возможна классификация юридических фактов с учетом различных оснований.

•Позитивные и негативные;

•Правопорождающие и правопрепятствующие;

•Главные и подчиненные.

В первом случае речь идет о делении способа связи с явлением действительности.

Далее хотелось бы выделить следующие виды юридических фактов:

• материальные и процессуальные.

• оформленные и неоформленные;

• латентные и расчетные.

В первом случае речь идет о юридических фактах, которые связаны с фактическими обстоятельствами которые становятся причиной наступления «материальных» правоотношений. Во втором случае речь идет о юридическом процессе, его движении и развитии.

С учетом характера действий можно выделить факты однократного действия и факты непрерывного юридического действия.

С учетом разграничения продолжительности существования фактических обстоятельств, существующие юридические факты можно разделить на факты краткосрочного действия и факты длительного действия. В качестве примера можно привести создание художественного произведения, которое становится причиной возникновения авторского правоотношения.

Наиболее важным элементом классификационного исследования юридических фактов можно указать классификацию по наличию или отсутствию признака дихотомичности деления. При этом необходимо отметить, что количество дихотомических делений неограниченно. Хотелось бы указать наиболее важные из них. С учетом признака документального деления можно разделить юридические факты на оформленные и неоформленные. Основная часть при этом относится к оформленным в определенном виде. При этом некоторые обстоятельства могут быть не оформленными, в частности устная сделка между гражданами, отказ от осуществления права. С учетом признака определённости нормативной модели юридические факты подразделяются на определенные и относительно определенные.


Далее рассмотрим наличие сложных юридических фактов и составов.

Под сложными юридическими фактами подразумеваются такие фактические обстоятельства, которые содержат в себе несколько наиболее значимых сторон.

При этом нельзя путать сложные юридические факты и фактические составы. В качестве последнего понимается совокупность юридических фактов, которые могут быть использованы в случае наступления определённых правовых последствий – возникновения, изменения, прекращения правоотношения.

Отличительной особенностью сложного юридического факта от фактического состава состоит в том, что последний состоит из нескольких юридических фактов. В некоторых случаях может возникнуть необходимость не только в наличие всех элементов, но и в строгом соблюдении порядка их «накопления» в фактическом составе.

2. Роль юридических фактов в механизме правового регулирования

2.1. Определение роли юридического факта в механизме правового регулирования

Общественные отношения законодателем упорядочиваются при правовом воздействии, осуществляемом различными способами, которыми формируется правовое состояние в обществе[17]. Правовое регулирование – это один одним из видов по воздействию права на отношения, которые возникают в обществе для их упорядочения, осуществляющееся системой юридических средств в целом. Необходимо отметить, что регулируются не все обстоятельства реальности, а только интересы, охраняемые законом и являющиеся общественно значимыми. Важно учитывать, что при правовом регулировании выполнения поставленных задач государству необходимо опираться на реальность, которая объективно существует, на действительно реальное положение дел и комплексно регулировать поведение людей.

То есть тут необходимо говорить о системе правовых средств и механизме по правовому регулированию. Механизмом правового регулирования является система правовых средств, которые направлены на закрепление, упорядочение, а также развитие, включающее совершенствование общественных отношений для реализации интересов граждан, общества и государства[18].