Файл: .Понятие и классификация юридических фактов..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 174

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При проведении анализа строения структуры механизма правового регулирования, выявляется что однозначное единство взглядов по этому поводу у ученых отсутствует. Мы придерживаемся позиции, в соответствии с которой структура механизма правового регулирования состоит из таких элементов как: юридические факты; юридические нормы; правоотношения; акты по реализации юридических обязанностей и субъективных прав[19].

Юридические нормы в качестве элемента механизма правового регулирования – это первая стадия процесса в правовом регулировании - нормативно-юридическое регламентирование общественных отношений. Именно тут осуществляется определение правил поведения, направленных на удовлетворение потребностей и интересов участников правоотношений. Юридическими нормами выполняется роль по регламентации общественных отношений.

Немаловажным является и то, что юридические нормы – это предпосылка действия механизма по правовому регулированию общественных отношений, при оказании упорядочивающего воздействия на имеющиеся общественные связи, не принуждают к конкретной социальной деятельности человека. Юридические нормы, при закреплении конкретного варианта поведения в обществе, имеют направленность на неограниченное число лиц.

Юридический факт – это вторая стадия в процессе по правовому регулированию, на которой определяются специальные условия, в случае наступления которых запускается действие заданных программ, дающих возможность перехода к более детальным правилам от общих.

Правоотношение – это общественное отношение, охраняемое государством и урегулированное правом. При проведении анализа правоотношения в качестве элемента в механизме по правовому регулированию, выявлено что оно соответствует третьей стадии в правовом регулировании – выявлению конкретной юридической связи с определенным делением субъектов на обязанных и управомоченных.

Акты по реализации юридических обязанностей и субъективных прав –это четвертая стадия в правовом регулировании, на которой правовым регулированием достигаются его цели. Используя акты по реализации юридических обязанностей и субъектных прав осуществляется претворение в жизнь прав и обязанностей при определенном поведении субъектов. Такие акты выражаются тремя формами: соблюдением, исполнением и использованием[20].

Усложнения появляющиеся в механизме по правовому регулированию возникать могут как в пределах рассмотренных элементов, так и в дополнительных включаемых в механизм факультативных элементах, к примеру в актах государственных органов (в некоторых случаях актах общественных организаций), направленных на принудительную властную реализацию юридических обязанностей.


Рассмотренные элементы в механизме по правовому регулированию можно представить как основные элементы, которые могут состоять из различных юридических средств, которые объединяются одними, едиными задачами – иначе говоря, о своеобразные системы первичного правового инструментария.

То есть строение структуры механизма по правовому регулированию можно представить как логично организованную систему юридических средств, располагающихся последовательно. Такое построение необходимо для обеспечения реализации целей по правовому регулированию. Данная система – подвижна, динамична, так как направлена на непрерывное изменение правовых средств, включающее и их совершенствование.

При наиболее детальном рассмотрении юридических фактов, необходимо учесть, что сами по себе юридические нормы порождать какие-либо правовые отношения не способны, их направленность нацелена на установку критериев допустимости определенного поведения в обществе и не ими не вызываются к жизни юридические обязанности и субъективные права участвующих в правоотношениях. Норма представляет или возможность выбрать один из вариантов поведения, который предложен, или запрещает определенное поведение, либо предписывает субъекту определенным образом под страхом привлечения к ответственности. То есть субъекты фактически ведут себя упорядоченно в определенных пределах и ограничениях.

Соответственно в целях эффективного правового регулирования важно установить основания действия механизма по правовому регулированию. Именно юридические факты выступают в роли таких оснований. Они являются определенными жизненными обстоятельствами, с которыми нормами права связывается возникновение, изменение либо прекращение правоотношений.

Многообразие социальных контактов между членами общества формируется под влиянием явлений объективного и субъективного характера, а присвоение юридического значения осуществляется только по отношению к фактам, служащим причиной или признаками наличия известных интересов, или их изменениям и исчезновениям. Конечно, отнести деятельность человека к правовой можно только при нахождении социальных контактов субъектов под нормативными воздействиями, так как правовой может являться не любая деятельность индивидуума (многие сферы, связанные с существованием личности находятся вне пределов нормативного воздействия).

Общественные отношения становятся правовыми только в случае наличия предпосылок в правовом регулировании жизненных обстоятельств. Такие жизненные обстоятельства являются связующим звеном нормы объективного права и конкретного правового отношения и юридическими фактам. Соответственно справедливо высказывание С.С. Алексеева – так как без нормы не существует юридического факта, то без юридического факта не может быть наступления никаких юридических последствий[21].


Как и большее число ученых, мы придерживаемся той позиции, в соответствии с которой юридический факт в большем числе случаев является актом поведения, приводящим в действие механизм по правовому регулированию как по воле лица, так и без его воли. То есть, с юридического факта берет начало жизнь правовой нормы, реализуемой в правоотношении, осуществляется проверка ее реальности, действенности. «Юридический факт» в качестве правовой категории имеет многоаспектность по причине многообразия жизненных ситуаций. Соответственно при определении юридического факта в качестве правовой категории, необходимо вести речь об определенном обстоятельстве в реальной действительности, с появлением либо отсутствием которого юридическими предписаниями связываются определенные юридические последствия, включая и возникновение, изменение либо прекращение правоотношений[22].

У юридического факта, как и другой категории, социально-правовой действительности есть формально-юридическая и материальная сторона. С одной стороны, юридическими фактами представляется объективная реальность (материальная составляющая), а с другой они представляют жизненные явления, подвергающиеся юридической оценке при процессе действия механизма по правовому регулированию[23].

Юридический факт, таким образом, нам представляется в качестве обязательного и самостоятельного элемента в механизме правового регулирования, приводящем правоотношения в динамическое явление правового характера и оказывающем на всех этапах его существования влияние на него.

При этом не всеми учеными признается самостоятельный статус юридического факта в механизме по правовому регулированию. В данном случае, происходит присвоение юридическому факту роли обеспечения перехода из одной стадии в правовом регулировании к другой, и является он только предпосылкой правового отношения, но не более того.

С.И. Реутов считает, что понимание юридического факта в качестве всего лишь предпосылки для движения правоотношения не учитывает его истинного значения как важной составляющей части в механизме правового регулирования[24].

Предопределяется самостоятельное значение юридического факта механизма по правовому регулированию его взаимосвязанностью и с правоотношением, и с другими частями составляющими механизм по правовому регулированию. То есть, существует необходимость закрепления юридических фактов в гипотезе юридических норм соответственно установленным правилам в случае разработки правотворческими органами нормативно-правовых актов. Установление юридического факта в достоверном и полном объеме является предпосылкой в применении правовых норм, без невозможной обойтись.


То есть, юридические факты, имеющие значение основания возникновения, прекращения либо изменения правоотношений, направлены обеспечивать стабильное и надежное функционирование механизма по правовому регулированию через обеспечение перехода от общих моделей обязанностей и прав к определенному правоотношению.

2.1. Юридические презумпции и фикции как юридические факты

В современном законодательстве правовые презумпции применяются практически во всех его отраслях, но, несмотря на это, понятие «презумпция» в российском законодательстве отсутствует. «Презумпция» в переводе с латинского означает «предполагаю», «ожидаю», то есть это предположение, которое может быть подтверждено либо опровержено, и которое может выступать средством выявления искомых обстоятельств.

В юридической литературе под правовой презумпцией понимается зафиксированное в законодательстве предположение о наличии или отсутствии определенного юридического факта, с которым нормы права связывают наступление правовых последствий[25]. Следует отметить, что такого рода предположения не являются достоверными, а являются вероятными, по этой причине они существуют настолько долго, пока не будут специально опровергнуты.

Для правовой презумпции наделены следующими характерными признаками: презумпция это вероятностное предположение; презумпция основана, как предположение, на связи явлений в форме статистической закономерности. Презумпция выступает индуктивным умозаключением, то есть является общим выводом из большого числа частных случаев, которые наблюдаются на практике и которые подтверждены предшествующим опытом; презумпция является юридической категорией, она выступает в качестве регулятора общественных отношений; презумпция имеет императивный характер, то есть является обязанностью; презумпции позволяют определять наличие или отсутствие фактов, которые приводят к правовым последствиям.

Правовые презумпции в зависимости от вышеперечисленных признаков, возможно, разделить на виды. Классификация презумпций имеет большое практическое значение. Она позволяет выявить место в механизме правового регулирования, как в целом презумпций, так и отдельных ее видов. Презумпции можно классифицировать по следующим основаниям[26]:


1) по факту их правового закрепления: фактические презумпции, то есть презумпции, в основу которых положен житейский опыт, и не требующие какого-либо формального закрепления, например, компетентность вышестоящего руководителя; легальные (законные) презумпции, то есть непосредственно закрепленные в законе. Такая разновидность презумпций была известна еще в древности.

2) по сфере действия: опровержимые или оспоримые (невиновности в уголовном или виновности в гражданском праве; справедливости и целесообразности нижней границы относительно-определенной санкции нормы права); неопровержимые или неоспоримые (знание законов; неспособность лица, не достигшего определенного возраста, руководить своими действиями, а значит, и нести ответственность за их совершение и прочее). Следует отметить, что деление презумпций на опровержимые и неопровержимые, многие авторы не признают, так как это противоречит природе презумпций.

3) по сфере действия: общеправовые это презумпции, которые распространяют на всю правовую сферу свое действие (знание законов и запретов всеми участниками; недееспособность малолетнего; добропорядочность граждан и прочее); отраслевые это презумпции, которые действуют в одной или нескольких отраслях, например, в уголовном праве презумпция невиновности имеет абсолютный характер, а в гражданском ее воздействие относительно; межотраслевые (при разделе имущества равенство долей каждого из супругов, отцовство и другие).

Презумпции, как регуляторы общественных отношений, имеют юридико-техническое и юридико-прикладное функциональное значение. Юридико-техническое значение презумпций заключается в том, что: презумпции согласуют между собой нормы определенной отрасли права; с их помощью достигается связь между различными отраслями права; презумпции уясняют содержание иной правовой нормы; некоторые презумпции выступают в качестве принципов права[27].

В правоприменительной практике проявляется юридико-практическое значение презумпций: участники судебного процесса освобождаются посредством презумпции от доказывания определенных фактов; бремя доказывания распределяется при помощи презумпций; при рассмотрении дела, а также в случаях недостаточности доказательств, презумпции позволяют достичь определенный юридический результат. Презумпции, также, обладают важным политическим, социальным и организационным значением. Именно на их основе государство показывает свое определенное отношение к человеку и способствует своевременному выполнению своих функций государственными органами.