Файл: Адаптация ребенка к школе (Понятие и виды школьной адаптации).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы процесса адаптации первоклассника к обучению в школе
Понятие и виды школьной адаптации
1.2 Возрастные особенности школьников
Глава 2. Адаптация детей и формы организации процесса обучения
2.1. Трудности и успешная адаптация детей к школе
2.2. Формы организации процесса обучения
Введение
Поступление в школу – не только большая радость для детей, но и огромные нагрузки, ведь первоклассник осваивает совершенно новый для себя мир. Процесс адаптации ребенка в школе сложен и физически, и психологически. От того, насколько эффективно пройдет данный процесс, будут во многом зависеть успехи, эмоциональное состояние ребенка, его дальнейшее отношение к школе. При успешной адаптации учеба воспринимается как увлекательный процесс познания, интересное общение со сверстниками и педагогами. В случае утраты ребенком способности приспосабливаться к условиям социальной среды школа превращается для ребенка в безрадостную повинность. Для привития детям положительных мотивов учения есть только один путь – максимальное соприкосновение школьного обучения к их жизни, потребностям, интересам.
Наверное, любой может согласиться с тем, что практически все дети, поступающие в первый класс, хотят быть хорошими учениками. Какой бы ни была их школьная мотивация, все-таки, большинство из них старается учиться хорошо. Но, к сожалению, не всем это удается, многие из них испытывают различные трудности в учебе. Педагог - это человек, который становится одним из самых близких людей при адаптации ребенка в школе.
Актуальность исследования определяется тем, что в настоящее время подобные затруднения, по данным разных авторов, испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы, причем отмечается тенденция к дальнейшему росту их количества и определили необходимость углубленного анализа проблемы школьной адаптации.
Поэтому изучение темы адаптации у детей младшего школьного возраста определил мой выбор исследования.
Принимая во внимание актуальность темы, я поставила цель исследования.
Цель исследования: анализ адаптации первоклассников к школе.
Объект исследования: процесс адаптации первоклассников.
Предмет: Адаптация ребенка к школе.
Задачи исследования:
- проанализировать, выявить и классифицировать факторы, влияющие на процесс адаптации первоклассников;
- разработка рекомендаций для учителей и родителей;
- определением условий успешной адаптации первоклассников;
Глава 1. Теоретические основы процесса адаптации первоклассника к обучению в школе
Понятие и виды школьной адаптации
В педагогике выделяют психическую и социальную адаптацию.
Адаптация психическая – явление, выражающееся в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды.
Адаптация социальная - активное приспособление человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств, которое характеризуется тем, что человек, сам осознав необходимость изменений в отношениях со средой, формирует новые способы поведения, направленные на гармонизацию отношений с окружающими.
Следствием адаптации является адаптированность – уровень фактического приспособления человека к жизни, взаимосоответствие его социального статуса и удовлетворенности или неудовлетворенности собой. Человек может быть гармоничен, и адаптирован или дисгармоничен и дезадаптирован.
Адаптированности ребёнка может способствовать адаптивная модель школы и адаптивность образовательной среды.
Адаптивная модель школы – новая модель разно уровневой и многопрофильной общеобразовательной массовой школы с набором всевозможных классов и образовательных услуг, открытой для детей разных возможностей и способностей вне зависимости от их индивидуальных психологических особенностей здоровья, склонностей, материальной обеспеченности семьи.
Адаптивность образовательной среды – способность образовательной среды устанавливать соответствие между предлагаемыми образовательными услугами и образовательными запросами семьи, общественности и отдельных граждан, создавать и поддерживать условия для продуктивной работы педагогических кадров, управленческого и обслуживающего персонала. Адаптивность образовательной среды для каждого ребёнка и взрослого проявляется в открытом и дружеском характере информационной и социальной среды во всех образовательных учреждениях; в разнообразии образовательных программ и согласованных с ними педагогических технологий, учитывающих индивидуальные особенности и интересы обучающегося; в полноценности духовно-нравственного, интеллектуального, физического развития, гражданского и профессионального становления.
Определение понятия «адаптация» представляет собой сложную философскую и методологическую проблему.
Ответ на вопрос, какой аспект адаптации имеет большее значение, достаточно прост – все ее аспекты должны находиться в постоянном взаимодействии, поэтому процесс психолого - педагогического сопровождения требует наличия единой системы инструментов воздействия, обеспечивающих быстроту и успешность адаптации. Какой составляющей уделить наибольшее внимание, определяется конкретной ситуацией и личностью ребенка. Можно создать определенную систему комплексной программы, в которую можно включить следующие методические приемы:
– создать игры, которые помогли бы во время перемены снять статическое напряжение. Важно подобрать игры, которые будут безопасными, позволят задействовать различные группы мышц, снять усталость.
– регулярно проводить во время уроков физкультминутки;
– разрешить детям при появлении признаков усталости встать из – за парты или сесть так, как им удобно;
–оборудовать кабинет для первоклассников с игровым пространством, игрушками.
– создать благоприятные условия в классной комнате.
Снизить напряжение помогут красивые растения, живой уголок, чистота и
порядок в классе;
– использовать в течение дня элементы ароматерапии в помещении.
Основные процедуры в рамках школы:
- Диагностика первоклассников и их семей на предмет готовности к учебному процессу;
- Оказание персонифицированной помощи детям, с выраженными признаками дезадаптации;
- Организация и правильная реализация психолого-педагогических занятий (как индивидуальных, так и групповых), которые направлены на освоение нового социального пространства, умения взаимодействовать со сверстниками, соблюдать правила и нормы школьной жизни;
- Правильное позиционирование первой учительницы с акцентом на систематический учебный процесс, разбавленный периодами отдыха, непринуждённого общения и плавным переходом от концепции воспитательницы с амплуа преподавателя с точки зрения детей.
При организации социально психологической адаптации первоклассников могут быть задействованы следующие приемы и формы работы:
- Межличностные контакты. Они предполагают знакомство друг с другом.
- Рассказ о себе. «Раскрыть» каждого ребенка, показать одноклассникам его достоинства, приподнять ребенка в его собственных глазах помогут социально психологический тренинг или развивающая программа.
- Вхождение в коллектив. Детей, которые испытывают трудности межличностного общения (застенчивые, малообщительные, агрессивные, не сдержанные, эгоистичные и т.п.), необходимо адаптировать к системе межличностных отношений, проведя с ними тренинг по формированию навыков коммуникативной компетентности.
- Общее дело. Ничто так не сплачивает коллектив, как общие дела. Педагогам необходимо продумать их перечень, направленность, целесообразность и регулярно проводить коллективные дела для создания классного содружества.
Процедура социометрии позволяет установить статус ребенка в группе, его симпатии и антипатии при выборе партнера по общению. Результаты социометрии мы используем как основу для работы с детьми, которые не являются успешными в общении.
Также не обойтись и без подготовки дома. Приведем некоторые примеры домашних мероприятий:
- Соблюдение благоприятного психологического климата без ссор и истерик;
- Поощрение даже малых успехов на первых этапах обучения;
- Детальный разбор школьного дня — как он был проведен первоклассником;
- Снижение требований к оценкам в контексте того, что ребенка любят не за хорошие оценки, а, безусловно;
- Поиск и нахождение дополнительной сферы деятельности, где ребенок хочет себя проявить в рамках школьных кружков или иных занятий, естественно не в ущерб отдыху и развлечениям;
- Максимальная оптимизация суточных ритмов отдыха и активной деятельности, обеспечение полноценного сна;
- Полноценное разнообразное и рациональное питание, а также организация дополнительных сухих рационов в школу (даже при наличии школьного обеда) — печенья, яблок, воды, сока;
- Во время эпидемий ОРВИ — дополнительные витаминно-минеральные комплексы.
1.2 Возрастные особенности школьников
Дети растут, развиваются и постоянно меняются. Совсем недавно вы бегали за ребенком в сад, но вот ему уже 7 лет, пора идти в школу. И у родителей появляется страх. Как правильно себя вести с младшими школьниками? Как не навредить ребенку и сделать этот период максимально комфортным?
Самое главное - ваш ребенок остался прежним, просто у него появились новые интересы, обязанности. И чтобы помочь ему, необходимо просто знать возрастные особенности младших школьников.
Младший школьный возраст – это период с 6-7 до 10 лет. Сейчас ребенок меняется физиологически. Особенности развития в этом периоде - растут мышцы, ребенку хочется активности и подвижности. Особое внимание стоит уделить осанке – она формируется именно в возрасте 6-7 лет. Запомните – спокойно младший школьник может сидеть за столом от силы десять минут! Поэтому очень важно грамотно организовать его рабочее место, следить за правильным светом, чтобы беречь его зрение.
Особое внимание стоит уделить психолого-возрастным особенностям младших школьников. Внимание в этом возрасте недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Они не могут усидеть на месте, необходима частая смена вида деятельности. Основным способом получения информации по - прежнему остается игра – дети отлично запоминают то, что вызывает у них эмоции. Наглядность и яркие, положительные эмоции позволяют младшим школьникам легко запоминать и усваивать материал. Используйте различные таблицы, рисунки, игрушки, когда занимаетесь с ребенком дома. Но во всем нужна мера. Небольшие физкульт-минутки позволяют снять мышечное напряжение, расслабиться и переключиться с учебы на отдых, повысив тем самым мотивацию учения. Именно сейчас формируется отношение ребенка к учению – вера в свои силы, желание учиться и получать знания.
Младшие школьники очень активны, инициативны. Но не стоит забывать, что в этом возрасте они очень легко поддаются влиянию окружающей среды. Дети осознают себя личностью, сравнивают себя с другими, начинают выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Психологическая особенность младших школьников - податливость, доверчивость. Немаловажную роль для детей в этом возрасте играет авторитет. И здесь очень важно проконтролировать среду, в которой находится ребенок. Следите, с кем общается ваш малыш. Но самым главным все равно должен быть авторитет родителей. Общайтесь с вашим ребенок, высказывайте свою точку зрения, выслушивайте его. Взаимопонимание очень важно для младших школьников, ведь именно сейчас начинает формироваться его собственная позиция и самооценка. И вы должны полностью его поддерживать и помогать в этом.
Но вообще, ребенок в 6-7 лет уже готов на смену деятельности и правила, которые предъявляет ему школа. Он социализируется, адаптируется к новой школьной среде, учитывая требования и точки зрения взрослых, сверстников. Мальчик или девочка уже могут сосредотачиваться не только на интересной, любимой работе, но и на том, что делать необходимо. При этом прилагаемые усилия к семи годам могут возрастать по времени. Ребенок способен волевым усилием осваивать знания, которые ему не интересны. Он хочет учиться потому, что психологически и мотивационно готов к этому. Он уже интеллектуально зрелый, и игра в этот период из ведущего вида деятельности переходит на задний план, а основной формой деятельности становится учебная. Также мальчики и девочки в это время очень сильно ориентированы на внешнюю оценку. Самостоятельно им еще трудно себя оценить, а похвала мамы и бабушки, оценка учителя как раз и служат тем мотиватором, который к концу первого класса формирует отношение школьника к учебе. Это либо интерес и понимание своей ответственности и новых обязанностей, либо выполнение новых функций без энтузиазма, по требованию взрослых и по формирующейся привычке.
Выводы по первой главе
Поступление в школу ведет к кардинальному изменению в системе социальных отношений и деятельности ребенка и совпадает с периодом второго физиологического кризиса, приходящегося на возраст 6-7 лет.
Педагог должен выражать свое умение найти оптимальные меры воспитательного воздействия в любых ситуациях (в том числе и в конфликтных), не унижая достоинства ребенка и не вызывая у него сопротивления воспитанию.