Файл: Адаптация ребенка к школе (Понятие и виды школьной адаптации).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы процесса адаптации первоклассника к обучению в школе
Понятие и виды школьной адаптации
1.2 Возрастные особенности школьников
Глава 2. Адаптация детей и формы организации процесса обучения
2.1. Трудности и успешная адаптация детей к школе
2.2. Формы организации процесса обучения
Обратите внимание! Ребенок 5-6 лет не может работать долго, 10-15 минут - временной предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Поэтому все занятия должны быть рассчитаны на 10-15 минут.
- Тренируйте руку ребенка:
- развитию мелкой моторики руки ребенка помогут рисование, штриховка, раскрашивание небольших поверхностей, нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаика).
Обратите внимание! При выполнении любых письменных заданий следите за правильным положением ручки (карандаша), тетради, позой школьника! Рука не должна быть сильно напряжена, а пальцы - чуть расслаблены.
• копируйте фигуры. Это задание способствует развитию координации, умению правильно воспринимать фигуры, расположенные на плоскости листа, различать прямые, кривые, наклонные соблюдать соотношение штрихов и положения фигур между собой.
При выполнении графических задании, важны не быстрота, не количество сделанного, а точность выполнения - даже самых простых упражнений.
2.4. Памятка для учителя
Школьная адаптация – это приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д.
Есть несколько видов задач, которые необходимы для адаптационного периода первоклассников:
- Помощь ребенку вжиться в позицию школьника;
- Ввести понятие оценки, самооценки;
- Научить ребенка задавать вопрос (в смысле решимости);
- Подготовить родителей к новой роли – родителя школьника.
Для первоклассников очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью, а также реализовать свое желание быть понятым и принятым, поэтому задача учителя – познакомить детей друг с другом, создать общую доброжелательную атмосферу в классе, дать возможность детям почувствовать себя членами нового общества. Обучить навыкам сотрудничества ребенка с учителем и одноклассниками (умению прояснять учебную мысль – сформулировать и задать вопрос, выразить собственное мнение, договориться с собеседником о способе деятельности, оценить полученный результат по различным критериям и др.).
Три формы адаптации детей для памятки учителю:
Это - высокий уровень адаптации.
- Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно;
- учебный материал усваивает легко;
- глубоко и полно овладевает программным материалом; решает усложненные задачи, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля;
- проявляет большой интерес к самостоятельной работе (всегда готовится ко всем урокам);
- общественные поручения выполняет охотно и добросовестно: занимает в классе благоприятное статусное положение.
Средний уровень адаптации.
- Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний;
- понимает учебный материал, если учитель излагает его добротно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи;
- сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле;
- бывает, сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным (готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда);
- общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.
Низкий уровень адаптации.
- Первоклассник отрицательно относится к школе;
- случаются жалобы на здоровье;
- доминирует подавленное настроение;
- наблюдаются нарушения дисциплины;
- объясняемый учителем материал усваивает с трудом;
- самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса;
- к урокам готовится не регулярно, необходимы постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей;
- сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная помощь учителя и родителей;
- общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.
Педагог должен обладать такими качествами как честность, доброжелательность, глубокая заинтересованность в успехах своих учеников, уважение к их личности, чувство ответственности за результаты труда.
Выводы по второй главе
Для подготовки ребенка к успешному школьному обучению существуют различные подходы: специальные занятия в детском саду на этапе адаптации к школе, диагностика школьной готовности и подготовка до школы. Родители должны быть очень внимательны к дошкольнику. Не перегружать его и не требовать сверхестесственного. Все должно проходить постепенно.
Также не обойтись и без помощи педагога уже в школе. Он постепенно адаптирует ребенка и всех других школьников к новому режиму дня, к новым условиям, заданиям и пр.
Заключение
В последнее время в стране уделяется много внимания вопросу о детях, не готовых к школьному обучению и имеющих трудности школьной адаптации в 1 классе.
Школа — самый важный этап в жизни ребенка, предшествующий его полноценному вхождению во взрослую жизнь. Именно здесь он будет приобретать все необходимые знания, умения, получать навыки для дальнейшего творческого, профессионального и духовного развития. Ребенок не готовый к обучению в том, или ином аспекте школьной зрелости, испытывает трудности в адаптации к школе и может быть дезадаптирован. Ребенок, поступая в школу должен быть зрелым и в физическом, и в социальном отношении.
Этот момент является новым возрастным периодом в жизни ребенка, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность.
На основе этой деятельности развиваются психологические новообразования: в центр сознания выдвигается мышление, происходит переход к стадии формальных операций, развивается память. В этот период восприятие становится более анализирующим, принимает характер организованного обучения, эмоциональное состояние начинает влиять на отношения с товарищами. Младший школьник становится импульсивным, появляется склонность незамедлительно действовать, общая недостаточность воли. К окончанию начальной школы у ребенка формируется трудолюбие, прилежание, дисциплинированность, аккуратность, изменяется отношение к учебной деятельности, формируется интерес к результатам своего труда, произвольность. Приступая к какой – либо деятельности, человек адаптируется к новым условиям, постепенно привыкает к ним. В этом ему помогает накопленный опыт, который с возрастом расширяется и обогащается.
Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Для достижения эффективности в обучении необходимо формировать положительное эмоциональное отношение к занятиям.
Оптимальный адаптационный период составляет один-два месяца. В зависимости от различных факторов уровень адаптации детей к новым
условиям может быть разным: высоким, нормальным и низким. Адаптация ребенка к школе – процесс не односторонний: не только новые условия воздействуют на малыша, но и сам он пытается изменить социально – психологическую ситуацию.
Главная роль в создании благоприятного климата в классе принадлежит учителю. Ему необходимо постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, создавая ребенку ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассникам.
Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей, школьного психолога и социального педагога способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.
Целью социально – педагогической деятельности является создание педагогических условий, позволяющих ребенку функционировать и развиваться в школьной системе отношений. Социально педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе осуществляется работой психолога, социального педагога, классного руководителя, а также работой с семьей. В обеспечении комфортности обучения большую роль играют взрослые участники образовательного процесса.
Создание и развитие общего положительного эмоционального фона отношений в новом социальном пространстве, где сотрудничество учителя и родителей обеспечивает снижение уровня тревожности у всех действующих в нем субъектов. Это позволяет сделать период адаптации первоклассников недолгим, а результаты его – высоким.
Школа — самый важный этап в жизни ребенка, предшествующий его полноценному вхождению во взрослую жизнь. Именно здесь он будет приобретать все необходимые знания, умения, получать навыки для дальнейшего творческого, профессионального и духовного развития. Ребенок не готовый к обучению в том, или ином аспекте школьной зрелости, испытывает трудности в адаптации к школе и может быть дезадаптирован. Ребенок, поступая в школу должен быть зрелым и в физическом, и в социальном отношении.
Как показывает практика, даже успешные и лояльные в детском садике дети, тяжело воспринимают абсолютно новый для себя социум, с массой строгих требований, необходимостью полноценной и планомерной учебы, дисциплины, не говоря уже о тех будущих первоклассниках, кто вообще не посещал дошкольное учреждение. Для всех них нужна правильная, системная адаптация.
Использованная литература
- Активные методы в работе школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1991.
- Баданина Л. П. «Адаптация первоклассника: комплексный подход» Начальная школа. Плюс до и после. - 2007. - N 12. - С. 59-62.
- Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М. 1991.
- Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М., 1991.
- Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? – М., Просвещение, 1991.
- Битянова М.Г. Адаптация ребенка в школе. М, 1998г.
- Битянова М.Г. Организация психологической работы в школе. – М., 1997.
- Бугаева Н.Н. Комфорт младших школьников в образовательной деятельности // Нач. школа, 2004,№ 2.
- Варламова А.Я. Школьная адаптация. Волгоград, 2005.
- Глассер У. Школа без неудачников, Прогресс, 1991.
- Гуткин Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Образование, 1996.
- Диагностика школьной дезадаптации. М., 1993
- Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1987.
- Зеленова М.Б. Психологические особенности педагогического влияния на адаптацию ребенка в начальной школе: Канд. дис. М., 1991.
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М. 1983.
- Мухина В.С. Детская психология М. 1985.
- Никоненко В. К Адаптация первоклассников к школе. // Интернет-ресурс: Netparents. ru., 02.10 2006.
- Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста. /Под ред.Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера / М. 1988.
- Платонова А.А. Успешное завтра будущего первоклассника // Нач. школа, 2005, № 5.
- Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. М., 2002.
- Шинтарь З.Л. Введение в школьную жизнь: Учеб.-метод. пособие. –Гродно: ГрГУ, 2002. – 119 с.