Файл: Твардовский - Реферат.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.08.2019

Просмотров: 389

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Чрезвычайно корректным и осторожным было его отношение к вопросу о вмешательстве редактора в авторский текст. Об одном из редких случаев непосредственного внесения Л.Т. Твардовским правки в поэтический текст вспоминает известный поэт К. Ваншенкин:

«Дважды он сам, без меня, исправлял всего по одному слову. Я принес стихи, он был в отъезде и прочел их уже в верстке. Заведовавшая отделом поэзии С.Г. Караганова, встретив меня, сказала: «Все в порядке, Александр Трифонович заменил у вас одно слово». Я не помню где, но очень хорошо. А я сразу понял - какое, но не догадался - каким. Там было стихотворение «Дом» и в нем четверостишие:


Не диван, не кровать,
Не обоев краски.
Нужно дом
создавать
С верности и ласки.


Мне не нравилось слово «создавать», звучащее здесь как-то казенно и выспренне. Я поставил «затевать», но оно тоже было в данном случае не мое и коробило едва уловимым оттенком лихости, развязности. Я оставил «создавать». А он зачеркнул и написал «начинать»:

Нужно дом начинать
С верности и ласки.

Насколько лучше! Так и печатается».

А.Т. Твардовский значительно упрочил творческое начало редакционно-издательской деятельности, резче очертил ее гражданскую направленность, способствовал повышению ее социальной эффективности и профессионализма. Примечательно, что ему удалось сделать это исключительно благими методами.



    1. Журнал «Новый мир» в жизни Твардовского


Твардовский был редактором «Нового мира» шестнадцать лет (1950 – 1954 гг. и 1958–1970 гг.), однако четыре года он пребывал в должности рядового корреспондента. Его снимали с поста главного редактора за «идеологические ошибки» на страницах журнала и собственное неблагонадежное творчество, а именно в 1954 г. – попытка опубликовать «Теркина на том свете»; в 1970 г. – попытка напечатать поэму «По праву памяти».

В 1958 г. Твардовский вновь принял руководство журналом. Под его руководством «Новый мир» придерживался таким позициям: «правдивое, реалистическое отражение действительности, в простой, но не упрощенной форме, чуждой формалистической замысловатости, более близкой к классической традиции, не избегая новых средств выражения, оправданных содержанием»14. По предыдущему опыту, журнал был вынужден удовлетворять потребности общественного сознания, по решению XX съезда КПСС.

Журнал отличала особая, новомирская этика, основанная на необходимости правды. Напечатанные в журнале очерки В. Овечкина положили начало смелой и честной постановкой острых вопросов руководства сельским хозяйством. Стремления к документальности и фактичности проявились в мемуарах, дневниках и очерках. Такие жанры позволяли увеличить процент правдивой информации в прессе. Яркими примерами являются «Люди, годы, жизнь» И. Эренбурга, «Годы войны» генерала А.В. Горбатова, «Дневник Нины Костериной», военно-исторические очерки С.С. Смирнова. Твардовский поощрял издание честной мемуаристики, практически не публиковавшейся при Сталине.


Журнал собрал вокруг себя лучшие литературные силы. В нем сотрудничали писатели В. Гроссман, В. Быков, Ф. Искандер, В. Астафьев, из старшего поколения — К. Паустовский, В. Катаев;

поэты Б. Пастернак, А. Ахматова, Н. Заболоцкий; критики А. Синявский, А. Светов, И. Виноградов, Ст. Рассадин поддерживая идеи Твардовского, боролись с официозной, лживой беллетристикой. Свежие литературные таланты также появлялись в «Новом мире» — С. Залыгин, В. Войнович, Ч. Айтматов, Р. Гамзатов.

Демократическое направление журнала вызвало нападки консервативных органов печати. Цензура агрессивно преграждала публикацию журнала, поэтому номера «Нового мира» выходили реже, однако аудитория ждала и относилась к задержкам с пониманием. Часто Твардовскому приходилось защищать журнал в органах цензуры, против «Нового мира» и его главного редактора в частности, постоянно фабриковали статьи, создающие «черный» образ писателю. Дошло и до требования отставки Александра Трифоновича15. Его обвиняли в выступлении против «главных духовных ценностей нашего общества», являясь проводником буржуазной идеологии и космополитизма.

9 февраля 1970 г. А.Т. Твардовский оставил пост главного редактора, так как власти сменили состав редколлегии, внедрив в неё новых литераторов. Одной подобной атаки было достаточно для увольнения главного редактора, ведь редколлегия журнала была испорчена и вести журнал в прежнем духе стало невозможно.

«Новый мир» смог пройти очень далеко в сопротивлении тоталитаризму. Позицию Твардовского можно квалифицировать как пример героизма. Многие исследователи говорят о том, что его деятельность подготовила страну к провозглашению свободы мысли и мнения, отмене цензуры, к подлинному расцвету основных течений русской литературы конца XX века, а таланты, раскрывшиеся на почве журнала, смогли сыграть большую роль в литературной жизни страны, а также в новейшей истории.




Заключение


На примере Александра Трифоновича Твардовского, можно подтвердить суждение о том, что современный редактор выполняет организационные, методические, информационные, творческие задачи. Действительно, будучи заглавной фигурой редакционно-издательского процесса, он обеспечивает удовлетворение потребностей в чтении различных категорий читателей. Пример работы Твардовского как главного редактора журнала «Новый мир» можно использовать в качестве образца подражания даже в современных условиях.

За много лет преобразования всех сфер жизни общества, деятельность корректора слегка изменилась по причине образования новых норм русского языка, однако перемены незначительны. В то время как работа редакторов и их взаимодействие с авторами изменилось куда больше: в современных реалиях цензура и идеологическое управление практически невозможно, что дает полную свободу творчества и журналистики; привычные в то время способы коммуникации, почта, телеграф, остались в истории, а на замену им пришло интернет-общение – социальные сети дают простор для эффективного взаимодействия между автором и редактором; новые виды СМИ и использование в них мультимедийных средств также расширило возможности в сфере журналистики, например, архивные видеозаписи в свободном доступе реально увеличивают процент достоверности информации; конъюнктура, всё же, до сих пор имеет место быть, а ориентация на традиционные, незыблемые категории журналистского творчества может и вовсе стать редким явлением; «сотворчество» присутствует в современной журналистике и успешно развивается, однако в погоне за личными выгодами, имя редактора, зачастую, помещается в авторстве к тексту, но несмотря на это, «сотворчество» - незаменимый метод усовершенствования навыков у молодого поколения.




Библиографический список


  1. Антонова С.Г., Соловьев В.И., Ямчук К.Т. Редактирование.

Общий курс: Учебник для вузов. М.: МГУП, 1999.

  1. Беззубов А.Н. Введение в литературное редактирование:

Учебное пособие. СПб., 1997.

  1. Буторин В. Чтобы эта работа была видна // Литературная газета.

1 октября 1986.

  1. Вадим Соколов. Один с сошкой – семеро с ложкой // Литературная газета. 1 октября 1986 г.

  2. Гинзбург В. Л. Заметки по поводу юбилея // Природа. №10, 1986.

С. 80 – 95.

  1. Из переписки А. А. Любищева и П. Г. Светлова. 1936-1969 // Природа. 1986. № 8. С. 90 – 101.

  2. Интернет сервис «Glvrd» [Электронный ресурс] – URL: https://glvrd.ru.

  3. Лащук О.Р. Редактирование информационных сообщений.

Учебное пособие для студентов и вузов. - М., 2004.

  1. Морозова В.А. Редактирование. Общий курс.

Ульяновск: УлГТУ, 2002.

  1. Накорякова К. М. Литературное редактирование.

М.: Издательство ИКАР, 2004.

  1. Против чего выступает «Новый мир»? // Огонек. №30, 26 июля 1969 г.

  2. Сикорский Н.М. Теория и практика редактирования.

М.: Просвещение, 1968.

  1. Словарь издательских терминов. М., 1983.

  2. Твардовский А.Т. – поэт, редактор, человек: Воспоминания.

М., 1992, № 5 – 6.

  1. Твардовский А.Т. По поводу юбилея // Новый мир. №1, 1965 г.

  2. Твардовский Александр Трифонович [Электронный ресурс] // Электронная энциклопедия «Википедия».

URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Твардовский_Александр_Трифонович

1 Морозова В.А. Редактирование. Общий курс. - Ульяновск: УлГТУ, 2002

2 Словарь издательских терминов. М., 1983

3 Беззубов А.Н. Введение в литературное редактирование: Учебное пособие. СПб., 1997

4 Сикорский Н.М. Теория и практика редактирования. М.: Просвещение, 1968.

5 Интернет сервис «Glvrd». – URL: https://glvrd.ru.

6 Вадим Соколов. Один с сошкой – семеро с ложкой // Литературная газета. 1 окт. 1986 г.

7 Природа. 1986. № 8.

8 Природа. 1986. № 10.

9 Буторин В. Чтобы эта работа была видна // Литературная газета. 1 окт. 1986.

10 Лащук О.Р. Редактирование информационных сообщений. Учебное пособие для студентов и вузов. - М., 2004.

11 Накорякова К. М. Литературное редактирование. М.: Издательство ИКАР, 2004.

12 Антонова С.Г., Соловьев В.И., Ямчук К.Т. Редактирование. Общий курс: Учебник для вузов. М.: МГУП, 1999.

13 Твардовский А.Т. – поэт, редактор, человек: Воспоминания. - М., 1992, № 5 – 6

14 Твардовский А.Т. По поводу юбилея // Новый мир. №1, 1965 г.

15 Против чего выступает «Новый мир»? // Огонек. №30, 26 июля 1969 г. Подписались: М. Алексеев, С. Викулов, С. Воронин, В. Закруткин, А. Иванов, С. Малашкин, А. Прокофьев, П. Проскурин, С. Смирнов, В. Чивилихин, Н. Шундик.