ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.09.2019

Просмотров: 249

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Внезапно начала плясать, причем с заходом на стол. Буквально садилась в «плие». Игриво покачивала пышной юбкой. Намекала на «канкан». Мне страшно не понравилось соседство ее ног и моих «крок-месье».

Партнерский брат смотрел на нее со странным выражением. Иногда говорил:

- Позора с тобой не оберешься. Совсем  ты ополоумела.

Гости увлеклись карточными играми, не забывали и про горячие бутерброды, я в основном сновала из кухни в зал. Каждое новое блюдо предваряла звучным кулинарным названием, это всем нравится обычно. Все шло хорошо вроде бы, но волнение не покидало меня. Выставляя на стол знаменитые «крок-мадам», я изящно произнесла, подразумевая близость партнерской жены к Европе, Парижу и всему такому:

- А вот это специально для Вас! Название очень подходящее...

И замолчала. Потому что забыла это очень подходящее название. Бутерброды сверкали глянцевито жареными яйцами. Жареные яйца представляли собой верхний слой. Под ними скрывался тунец, а также листья салата, ломтик помидора и майонез. Я вспомнила, обрадовалась, и с облегчением закончила фразу:

- Юбки кверху!

Все развеселились. Партнерская жена густо покраснела и залпом допила пивной коктейль. Остаток вечера она промолчала, к «плие» не возвращалась и даже блефовать перестала, а то была большая охотница. Ее муж сверкал очами. Ему шла хорошая карта.

- Покерная погода! – говорил он негромко. А потом добавлял, - юбки кверху!


ОЧЕРК

«Комсомольская Правда»

Сборник «Таежный тупик» 1982 г (первая публикация)


АГАФЬЯ


Первое впечатление: блаженный, отсталый умственно человек – странная речь, босая, в саже лицо и руки, все время почесывается. Но, привыкнув к речи и как следует приглядевшись, понимаешь: нет, с головой все в порядке! Отсталость у этой неопределенного возраста женщины, как сказали бы знатоки человеческой сущности, социальная . Мир, в котором росла Агафья, ограничен был хижиной, огородом и кружочком тайги. Рассказы о мире родителей. Но что могли они рассказать, если и сами выросли на обочине жизни, были темны, суеверны и фанатичны.

Фанатизм у Агафьи не очень заметен. «Нам это не можно», – говорит она у костра, наблюдая, как мы попиваем чай со сгущенкой. Краешком глаза она посматривает на отца – «нет, не можно». Если бы снят был запрет, она, мне кажется, с удовольствием попила бы чаю, отломила бы даже кусочек плитки со странным названием «шоколад».

Через два дня я уже хорошо понял: Агафья не только умна, но человек она с чувством юмора и иронии, умеет над собой пошутить.

Агафья умеет шить, стряпать, владеет топором – этим летом срубила что то вроде таежного зимовья на втором огороде, стол в хижине ею сработан. «А чего же не братья?» – «Их просишь, просишь, легче самой».

Если б Агафья заполняла своим «карандашом с трубочкой» какую нибудь анкету, то нашла бы в ней место заметить, что человек она «не избяной», ее стихия – огород и тайга.


С Дмитрием вместе Агафья рыла ямы для ловли маралов, может зверя освежевать, она готовила и сушила над костром мясо. Знает Агафья повадки зверей, знает, «какую траву в тайге можно есть, а от какой умрешь». В позапрошлом году разрешила она задачку, которая не по силам оказалась даже и Дмитрию, знавшему «все, что бегает по тайге, как свои персты на руке». В яму попался зверь. В суматохе и в сумраке все решили, что это лосенок. Но когда опустили лестницу в яму – заколоть зверя, «лосенок» рявкнул. Савин и Дмитрий с недоуменьем разглядывали диковинку – такого зверя они не знали. И тут Агафья сказала: «Это польска́я свинья! Маменька, помните, говорила, что есть такие». И в самом деле – геологи подтвердили – польска́я (дикая, полевая) свинья, кабан то есть. Зашли кабаны в это место совсем недавно.

Имея прекрасную память, Агафья вместе с Савином вела очень важное для семьи дело – счет времени.

Сейчас заботы Агафьи умножились. Печь, огород, заготовка продуктов на зиму, разные мелкие хлопоты. Не теряет надежды поймать и марала – «мясца то надо на зиму хоть малость».

В поселке геологов бывает Агафья охотно. «Это прямо как святой праздник. Уж так со всеми глаго олишь, глаголишь». Конечно, в этих беседах непременно кто нибудь скажет: «Агафья, выходила б ты замуж. Вон какой парень у нас!» – и укажут обычно на красивого рослого Ваську бурильщика. Агафья шутки вполне понимает. И отвечает всегда одинаково: «Нет, это не можно. Я Христова невеста».

Осторожно выясняя отношения в семье, мы с Николаем Устиновичем спросили Агафью: кто из братьев ей больше нравился? «Ми тя! – аж вся просияла Агафья и вдруг поднесла к глазам кончик дареного ей платка. – Ми итя!»

Такова эта единственная зеленая веточка на усыхающем дереве Лыковых.