Файл: ответ про салтыкова.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.09.2019

Просмотров: 125

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина. Своеобразие жанра сказки в

публицистике писателя. Анализ 1-2 сказки на выбор. «Мелочи

жизни» - тематика, проблематика цикла, жанровая специфика.


 В них сплетается воедино фантастическое и реальное, комическое и трагическое, широко используется гротеск, гипербола, ирония, удивительно проявляется искусство Эзопова языка, фольклорные традиции. Герои этих сказок изображены как маски-символы, объединенные в собирательные образы социальных типов. 


Самый общий мотив щедринских сказок - это мысль о непримиримости интересов трудового народа и его эксплуататоров. 


МЕЛОЧИ ЖИЗНИ

Начав, в первых главках «Введения», с перечисления «мелочей», опутавших жизнь современного человека, составляющих единственное и исчерпывающее ее содержание, «управляющих миром», Салтыков переходит к обобщениям, которые позволяют уяснить философско-исторический смысл самого понятия «мелочи жизни»2. Прежде всего, Салтыков классифицирует, разделяет «мелочи» на две группы — мелочи «постыдные», «баттенберговские», и мелочи «горькие», «терзающие».


Анализ убеждает, что важную смысло- и жанроразличительную функции выполняет категория «событие». Событие отсутствует в очерках («Хозяйственный мужичок», «Сельский священник», «Помещик», «Мироед», «Серёжа Ростокин», «Евгений Люберцев», главы раздела «Читатель», «Ангелочек», «Полковницкая дочь», «Газетчик», «Адвокат», «Земский деятель», «Празднощатающийся»), объединённых мотивами остановившегося времени (своеобразной вариацией мотива «исторического перерыва» из Введения), куколыюсти, автоматизма жизни героев. Жизнь по «обычаю», по «преданию», состоящая из бесконечной череды запрограммированных ситуаций, исключает возможность события.


Всеобщему автоматизму противостоят живые герои рассказов и повестей («Черезовы, муж и жена», «Чудинов», «Христова невеста», «Сельская учительница», «Портной Гришка», «Счастливец», «Имярек»), не умещающиеся в заданный социальный «футляр». Событием становится пробуждение в «среднем человеке» личностного, индивидуального начала, потребности служения, любви, осмысленного существования. Судьбы-прозрения за счёт использования автором художественного приёма «предвестия» оказываются главными событиями лирического сюжета, предвосхищая прозрение Имярека.

Отказавшись в итоговом цикле от гротеска, изображая подчёркнуто реальные собьпия, автор убеждает в ненормальности происходящего путём введения больного человека как персонажа, глазами которого (в соответствии с фабульной логикой) и воспринимается действительность. Мотивы болезни, ночи, сумерек, ненастья, доминирующие в художественном мире «Мелочей жизни», нагнетают особую мрачную атмосферу на «горизонтали». На «вертикали» же образ-символ болезни соединяет в единую ассоциативную цепочку больного автора Введения, больных и страдающих героев рассказов и повестей («Черезовы, муж и жена», «Чудинов», «Портной Гришка»), и замыкает цепочку Имярек. Героев отличает особая ментальность, духовность, открывающие возможность для прозрения. Болезнь воспринимается как символ избранности, ей сопутствуют мотивы «оброшенности», духовного одиночества человека на пути Истины.


Мотив пробуждающейся жизни (основной для «вертикали»), пунктиром намечавшийся в первых пяти разделах, усиливается к финалу. В повестях «Портной Гришка», «Счастливец», а затем рассказе «Имярек» автор ведёт героев по пути пробуждения самосознания. Логика расположения глав состоит в увеличении к финалу плана изображения. Автор подсказывает выход из лабиринта «мелочей» монтажом эпизодов: не найдя спасительного исхода в основных сферах общественной жизни, он даёт крупным планом личность.