Файл: Основные теоретические положения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.09.2019

Просмотров: 201

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Очерк

Публицистика. Своеобразие публицистического отображения действительности. Цель, роль, функции, классификация публицистики. Художественная публицистика в системе современной журналистики. Жанрообразующие признаки (предмет, цель, методы отображения действительности, язык и стиль, автор и читатель).

Очерк как жанр художественной публицистики. Природа очерка. Виды очерка. Классификация очерка по предмету (А.А. Тертычный). В зависимости от предмета очерка выделяют разные виды очерка: портретный, проблемный и путевой очерки. Предметом портретного очерка является личность, герой, то, каким ценностям он служит, в чем видит смысл своего существования.  От художественного рассказа очерк-портрет отличается тем, что он строго документален и публицистичен: журналист пишет портрет конкретного человека, с именем и определенной судьбой, в которой ничего нельзя изменить. Чаще всего герой интересует автора как тип, судьба героя – как частное проявление судьбы нации. А художественность, образность присутствует, прежде всего, в авторских оценках, описаниях, ассоциациях. Предметом отображения в проблемных очерках выступает некая проблемная ситуация. Именно за ходом ее развития и следит в своей публикации очеркист. Автор исследует актуальные явления социальной, экономической, нравственной сфер жизни общества. Предмет путевого очерка – события, происшествия, встречи с людьми, с которыми автор сталкивается в ходе своего творческого путешествия, поездки, командировки и т.д.

Классификация очерка по методу отображения действительности (М.Н. Ким). Художественно-изобразительные. К этой разновидности относятся путе­вые очерки и зарисовки. Автор в подобного рода произведениях может вести повествование в лирическом ключе, де­лясь собственными эмоциональными переживаниями, мысля­ми и суждениями. Художественно-публицистические. В этом виде очерка цен­тром изображения является человек. К этой разновидности относится портретный очерк. В этих произведениях воссоз­дается не только образ человека, но и дается развернутая ав­торская трактовка судьбы конкретной личности. Исследовательские очерки. В этом виде на первое место вы­двигается социально важная проблема, рассмотрению которой и посвящается произведение. К этой разновидности относят­ся «проблемные» и «очерки-исследования».  Для данной группы характерно публицистическое изложение, связанное с открытым отстаиванием авторской мысли, позиции, мнения и т.д. В центре «проблемного» очерка стоит проблемная или конфликтная ситуация. К разновидностям «очерка-исследования» можно отнести судебные очерки, очерки-расследования, очерки нравов, бытовые.

Классификация портретного очерка (М.И. Шостак). М. Шостак выделяет следующие типы портрета: портрет «социальный тип», портрет личности, политический портрет, портрет деятеля, нравственного учителя, полемичный портрет, антигероя.

Язык и стиль («очерковость» и интимизация изложения). Сюжет и композиция очерка. Сюжет в очерке – творческое преобразование взятых из жизни фактов, которое происходит в свете публицистического исследования. Композицию обычно определяют как построение произведения, расположение его составных частей, порядок изложения событий. Виды композиционного построения очерка (Т.А. Беневоленская). Выделяются: 1. Хроникальное построение материала (описание явлений, событий, человеческой жизни в их временной последовательности). 2. Структуры, основанные на логике причинно-следственных связей (очерк-исследование, анализ, где нет рассказа о событии, явлении или каком-либо отрезке жизни героя «во времени», а все повествование строится по принципу не временной, а логической последовательности, как движение мысли, система положений, система выводов и доказательств). 3. Эссеистская, свободная форма построения, основанная на сложных ассоциативных связях и образных обобщениях. Наиболее распространена и совмещает в себе элементы обоих предыдущих типов.

Образ в очерке. Типизация и ее виды. Художественное и публицистическое начала в очерке. Особенности позиции автора (Л.Г. Кайда).

Русский очерк первой половины XIX века.

Истоки и предпосылки формирования жанра. История русского очерка XVIII в. – первой половины XIX в.  Формирование типологии русского очерка. Формированию путевых очерковспособствовали давние традиции литературы пу­тешествий, поэтому развитие их шло быстро (А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин).  В путевых очерках присутствовали черты, из которых впоследствии развились другие виды жан­ра – нравоописательные (бытовые), «физиологические», порт­ретные и другие очерки. Нравоописательные очерки 20-30-х годов (А.С. Грибоедов, Н.В. Гоголь). Первые «нравоописания» относятся к 1820-м годам. Они также были связаны с путешествиями, хотя и не столь далекими, как кругосветное или в дальние страны. Традиции того времени требовали, чтобы автор наблюдал жизнь не там, где он живет, а в иных местах. Физиологический   очерк:   история   возникновения,   новизна   тематики, специфика     отражения     действительности.   Писатели, «увлеченные достижениями современного естествознания, теориями и открытиями, старались придать своим наблюдениям над общественной жизнью особую научную точность, стремились объяснить социальные особи породившей их средой. Им хотелось провести и в человеческом обществе строгую классификацию типов, определить их по какой-либо одной черте, доказав единство их строения, установить господствующую социальную или профессиональную основу их облика. В системе характеристик человеческого типа резко возрастало значение его общественно-бытовой данности, повышалась цена деталей, мелочей. Классификация охватывала не только социальные типы в их замкнутой характерности. Физиология и заключалась именно в попытках подсмотреть внутренние тайны жизнедеятельности социального типа, общественного слоя, города, страны» (Кулешов 1986: 7).   Историческое значение физиологического очерка с точки зрения эволюции жанра (Н.А. Некрасов, Д.В. Григорович, В.И Даль).

Русский очерк второй половины XIX века.

Преломление традиций физиологического очерка и новаторство очерковых форм в творчестве И.В. Тургенева и Л.Н. Толстого. Усилие роли публицистики в 60-х годах XIX века. Качественные изменения затронули все виды очерков. В центре повествования –  социальные проблемы. Авторская позиция выражена открыто, публицистически. Поскольку борьба в это время шла, прежде всего, вокруг осво­бождения крестьян, естественно, в очерках господствовал кре­стьянский вопрос, как и вообще в публицистике. В демократической литературе 60-х годах XIX в. наблюдается расцвет таких видов очерков, как путевой, нравоописательный,  «физиологический», портретный. В то же время появляются циклы очерков, объединенных одной большой социальной проблемой. Новые формы жизни вызвали новые методы ее отражения, новые методы типизации. Формируется проблемный очерк и циклы проблемных очерков (крестьянская тема в очерках Г.И. Успенского, В.Г. Короленко). Очерк конца XIX века (А.П. Чехов).

Русский очерк ХХ века.

Русский советский очерк начала ХХ века (А.М. Горький, М. Кольцов). В первой трети ХХ века систематически печатали очерки «Правда», «Известия». Особой популярностью стал пользоваться очерк портретный. Развивается теория жанра.  Очерк оказался жанром настолько востребованным,  что не раз проводились всероссийские совещания очеркистов (1931, 1934 гг.), выступавшие журналисты и очеркисты обсуждали вопросы теории и практики жанра. Жанр очерка укрепился, а возникшие дискуссии касались вопроса соотношения факта и вымысла в очерке. Военная очеркистика периода Второй мировой войны. Международный очерк (А.М. Горький, М. Кольцов, И. Ильф и Е. Петров, М. Стуруа, Г. Боровик). Проблемный очерк второй половины ХХ века (А.А. Аграновский). В. Песков и «Окно в природу».

История эссе

Истоки жанра: Япония Х века, дзуйхицу Сей Сёнагон («Записки у изголовья»); Франция, 80-е гг. XVI в.,   Мишель де Монтень  и его «Эссе», книга, представлявшая собою сборник прозаических этюдов –  размышлений о судьбе человека и общества. Публицистичность книги предопределяло именно это сочетание: лич­ностный характер размышлений и стремление приобщить читате­ля к своему пониманию проблем современности. Особенности новой формыФормируется так называемая эссеистская манера письма, под которой понимается свободное ассоциирование, переложение в новый текст уже готовых идей, высказываний, текстов. Эпоха Просвещения и нравоучительные эссе Р. Стиля и Дж. Аддисона в журнале «Зритель». Массовизация прессы в XIX в.Эссеистика Э. Золя в газете «Фигаро» («Новый поход»). Западноевропейское эссе ХХ в.: Дж. Оруэлл; У. Эко.

Русское эссе: М.В. Ломоносов «О качествах стихотворца рассуждения» (1755 г.); Н.М. Карамзин «Что нужно автору» (1794 г.), А.С. Пушкин «Ломоносов», «О прозе», «О поэтическом слоге», «О журнальной критике», «Путешествие из Москвы в Петербург» (1834 г., эссеистская полемика с А.Н. Радищевым). Русский эссеизм ХХ века: М. Горький, И. Эренбург.  М. Эпштейн – теоретик эссе. «Парадокс эссеистского жанра в том, что он не включается в одну из глобальных систем или «дисциплин» человеческого духа, как роман включается в художественную, трактат – в философскую и т.п., а, напротив, включает способы и орудия этих дисциплин в качестве составляющих» (Эпштейн 1987: 21).

Эссе: своеобразие жанра

Определение. Жанроопределяющие признаки эссе. Предмет (широкий содержательно-тематический разброс; понятие «цитатное письмо» (С.И. Сметанина)). Виды эссе в зависимости от предмета (А.А. Тертычный): публицистическое (повод – актуальные вопросы действительности); литературно-критическое (о неких общих закономерностях литературного творчества, о судьбах литературы, ценностях, которым она призвана служить или служит в данный момент); искусствоведческое (рассуждения о прекрасном и безобразном в жизни и искусстве, о социальном служении искусства, о роли таланта в становлении искусства, о низком и высоком, о массовом и элитарном); научно-популярное (о технических достижениях и судьбах цивилизации, о конфликте техники и человека, о гуманизации целей и методов науки); философское (материя и дух, жизнь и смерть, их неразрывное единство, их вечная борьба, добро и зло, которые не существуют друг без друга, истина и пути ее постижения).

Цель (человек ставит опыт на себе: внимание переключается с объекта рассуждения на субъект). Методы отображения действительности (художественный образ рождается на основе авторских ассоциаций, становится центром авторского размыш­ления). Авторское «я». Понятие «искренности». «Искренность, как имманентное качество любого эссеистического текста, является не только сознательной задачей жанра, но и естественным и неотъемлемым следствием той особой (в сравнении с эстетически оформленными произведениями) позиции в отношении самого себя (собственной внутренней духовной жизни), которую занимает автор в процессе написания эссе» (Дмитровский 2006).

Композиционно-речевой план эссе (свободное движение мысли, переходы от конкретного к абстрактному; линейный, циклический и фрагментарный типы композиции). Язык (образность и афористичность; повтор ключевых слов, амплификация; терминологизация слова-образа, парадокс).



Сатирические жанры художественной публицистики

Понятия комического и смешного. Этапы изучения комического в философии, эстетике, литературоведении. Модификации комического: ирония, сатира, юмор (А.Н. Тепляшина).

Ирония – интеллектуальная категория, действие которой основано на противопоставлении логичного и алогичного. В ней содержится указание не только на субъек­тивное отношение к объекту иронии (как правило, насмешка), но на логику развития объекта – на диалектику видимого и скрытого, видимости и сущности. В связи с этим ирония может использоваться как риторический прием (тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме), как похвала «с двойным дном», как двусмысленность, в которой за положительной внешней оценкой стоит отрицание и насмешка. Таким образом, ирония – это своеобразное притворство: про­износя «да», на самом деле говорят «нет», и наоборот. Но при­твориться – не значит обмануть: сущность иронии заключается в том, что «я», говоря «да», не скрываю своего «нет», а именно выражаю, выявляю его.

Сатира в отличие от иронии предполагает однозначно отри­цательное отношение автора к осмеиваемым объектам. Она может быть саркастической, гневной, язвительной и рассчитана на то, чтобы вызвать аналогичное отношение у читателя. Для сатиры обязательно наличие той отправной точки, с которой вырабатывается неприязненное отношение к событию, явлению или человеку. Этой константой могут служить определенные идеалы, мировоззренческие, нравственные и иные ориентиры, нормы, представления, стереотипы, бытующие в обществе, а также личные убеждения автора, принципы, его представления о желаемом и должном.

Юмор, как модификация комического, отличается от иронии и сатиры примиряющим отношением к объекту осмеяния, выража­ющим внутреннее принятие мира таким, каков он есть. Юмор – этобеззлобный смех над недостатками и слабостями. Юмор часто лиричен. Юмор отражает процесс переоценки событий. Он рассматри­вает несовершенство жизни и человеческие слабости как нечтотакое, с чем следует мириться, что заслуживает снисхождения. Цель юмориста –  дружеская критика недостатков.

Жанр фельетона. История возникновения термина. Первоначально французское слово «фельетон» (feuillefeuilleton – лист, листок) применительно к прессе означало «листок, прилагаемый к газете», следовательно, нечто отличное от собственно газеты. К жанру это слово сначала не имело никакого отношения.  Первый фельетон появился 28 января 1800 г. во французской газете «Журналь де деба». В этот день газета вышла в удлиненном формате, c нижним «этажом», который и назывался «фельетоном». Между «подвалом», где размещался фельетон, и собственно газетой проходила линия отреза («подвальная черта»). Подписка допускалась и без фельетона – в таком случае фельетон отрезался. Развитие жанра в России. Виды фельетона (беллетристический и публицистический). Советский фельетон в творчестве М. Кольцова, И. Ильфа и Е. Петрова, М. Зощенко и др.

Жанрообразующие признаки. Фельетонный факт. Сатирическая типизация.  Приемы сатирической типизации: карикатура, гротеск, гипербола, литота и др. Карикатура – это словесно-иллюстративный прием сати­рического преувеличения, иронического переосмысления реальных фактов, лиц посредством слова или штриха с целью большего снижения объекта осмеяния. Ги­пербола – юмористическое преувеличение (литота – юмористическое преуменьшение), одно из сильных средств сати­рической типизации, подчиненное определенной объектив­ной оценке явлений. В сочетании с фантастикой (гротеском) она выступает как средство ино­сказания. Гротеск – еще более сильный и универсальный инструмент сатирического анализа, один из главных способов комическо­го сгущения, уплотнения, обобщения, заострения до крайно­сти, иногда до фантасмагории. Гротеск достигается благода­ря искусственному преувеличению внешних и внутренних черт (свойств характера) объекта, сплетению реального и фанта­стического сочетаний, не встречающихся в природе и обществе (часто – смешение человеческих и звериных черт). Это особая иносказательная форма отображения действительно­сти, она предполагает алогичное нарушение правдоподобия ради достижения наибольшего сатирического эффекта. Каламбур. В языке много слов, которые имеют не одно, а два или несколько значений. В речи же, т. е. в контексте, многозначное слово обычно выявляет лишь одно из них. Но в особых целях, а именно для создания каламбура, автор специально вводит в контекст слово, выражающее сразу два значения. Каламбур основан на комическом сближении, сопоставлении или сравнении таких понятий, которые в обычных условиях несопоставимы. Стилевой контраст. Из числа художественно-публицистических жанров самым проницаемым с точки зрения стилистического контраста оказывается фельетон.

Памфлет. История памфлета от Античности и до наших дней. Русский и советский памфлет: Д.И. Писарев «Пчелы»; Я. Галан, Л. Леонов. Жанрообразующие признаки памфлета. Для всех памфлетных форм характерны: 1) обличительная направленность, острое политическое звучание: если в произведении отсутствует полемическое на­пряжение, если обличительная позиция автора не прояснена, текст утрачивает памфлетный характер; 2) злободневность,  социальный характер предмета, изображение только негативного в предмете; 3) тенденциозность: это не предвзятость, которая навязывается читателю, а идейная направленность произведения;  автор памфлета не только обличает, он в то же время за что-то борется, к чему-то призывает, что-то противопоставляет вредному, неприемлемому, агитирует за новое, пропагандирует его; 4) использование сарказма.