Файл: Ф подготовка к коллоквиуму.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.09.2019

Просмотров: 149

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Коллоквиум (10 октября)

1 Предмет Ф

Предмет изучения – что есть мир и какое место в мире занимает Ч., он «океанический», (охватывающий всю существующую реальность).

Реальность разделяется на объективную (существующую независимо от человека) и субъективную (созидаемую самим человеком в сознании). Объективная: существование природы и общества, субъективная: человеческие мышление и чувства. Предмет философии — наиболее общие законы существования природы, общества и познания.

Стремление философии быть «наукой наук» и вобрать в себя всё имеющееся знание продолжалось (Аристотель, Ф. Аквинский, Г. Гегель, просветители, П. Флоренский). к XIX веку знаний оказалось накоплено так много, что охватить их философии было уже не под силу. От «матери наук» начинают отпочковываться естественные, точные, гуманитарные дисциплины (физика, химия, астрономия, биология, математика, психология, этика, эстетика, логика).

«Кризис философии»: Ф потеряла свой предмет исследования и занимается философией языка, философией хозяйства, философией науки, философией права и тд.


2 Когда возникло Осевое время

Понятие ОсВр, введено в 20 веке немецким экзистенциалистом К. Ясперсом в книге «Смысл и назначение истории».

в 7-4 вв. до н. э (Философия возникает 2600 лет назад, в «осевое время истории»)

В ОсВр закладывается духовный интеллектуальный фундамент современной культуры. Примерно в одно время, независимо друг от друга, рождаются перекликающиеся философские и религиозно-философские учения. Одновременно в Древней Греции (Гераклит, Платон, Аристотель), Индии (буддизм, чарвака, индуизм, брахманизм), Китае (конфуцианство, даосизм – Лао-Цзы), Др Персия (зороастризм – Заратустра) , Др Иудея (проповеди ветхозаветных пророков).

ОсВр – вхождение в период зрелости народа. Схожие идеи появляются у разных народов, тк есть общечеловеческая родовая природа.


3 Из каких частей состоит Ф (13)

    1. онтология — учение о бытие (бытие — всё сущее, вся реально существующая действительность);

    2. гносеология — учение о познании, процессе постижения истины (то есть, знания, соответствующего реальности) т.е.: Цель – найти истину. Истина – то знание, кт соответствует действительности. Гл способ проверки истинности и правильности знания – практика (деятельность по взаимодействию с миром);

    3. методология – учение о методах познания;

    4. аксиология — учение о ценностях (религиозных, светских, этических, эстетических);

    5. праксиология — учение о практике, то есть, о материальном преобразовании мира и Ч;

    6. диалектика (у греков — «искусство спора») — учение о развитии и взаимосвязи;

    7. метафизика — а) «послефизика» (от книги Аристотеля, написанной после книги «Физика», и посвящённой изучению сверхматериальных процессов), б) противоположность диалектики (подход, допускающий рассмотрение предметов в статике и изоляции);

    8. философская антропология — учение о сущности человека, смысле его жизни, его происхождении и развитии;

    9. социальная философия — учение об обществе, его отличии от природы, его строении и развитии;

    10. история философии — учение о возникновении и этапах развития философской мысли от древности до современности.

    11. Логика – учение о законах мышления

    12. Этика – правила поведения, нравственность

    13. Эстетика – учение о прекрасном.



4 Функции Ф (6)

Функции философии — предназначение философского знания

  1. мировоззренческая абстрактно-теоретическое, системно-понятийное объяснение мира;

  2. гуманистическая – соотнесённость всех размышлений с человеком, пониманием его места и предназначения в мире;

3) прогностическая — построение картины будущего;

4) критическаясомнение в безусловности существующего знания;

5) аксиологическая — нравственное оценивание знаний, событий;

6) социальная — стремление объяснять общественное бытие и способствовать его изменению


5 Основной ? Ф

Вопрос о соотношении материи и сознания. Лежит (этимологически) в основании ответов на главные вопросы, то есть, задает угол зрения на мироздание. Другие формулировки ?: «существует ли Бог?», «что такое истина?», «что такое хорошо?».

А) Первая сторона. Те мыслители, которые считают, что материя первична, называются материалисты (атомисты-досократики (Демокрит), древнеиндийская локаята (чарвака), Т. Гоббс, М.В. Ломоносов, Л. Фейербах). В отличие от классического материализма, не отрицающего наличие духовного, сознания, существует ещё вульгарный материализм (К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт), считающий, что мир — только материален («Как печень выделяет желчь, так мозг выделяет мысль» (К. Фогт).

Те, кто считает, что первично сознание — идеалисты. Различаются объективные и субъективные идеалисты. Первые (Платон, Г. Гегель, В. Соловьёв) считают, что до человека, вне и независимо от него существует вечное духовное первоначало мира (Мировой Дух, Мировой Разум, Бог), творящее человека и весь материальный мир. Вторые (Д. Юм, Дж. Беркли, Й. Фихте) — полагают, что мир — лишь проекция человеческих представлений о нём («Мир — комплекс моих ощущений» (Д. Юм).

Материалисты и идеалисты, признающие первоосновой мира то или иное единое начало, называются монистами (идеалистический монизм – Платон, материалистический монизм – Фалес). Мыслители, считающие, что у мира — два первоначала (одновременно, и материя, и дух) — дуалисты (Аристотель, Р. Декарт, И. Кант). Мыслители, считающие, что у мира множество первоначал — плюралисты (Эмпедокл, Лейбниц).

Б) Вторая сторона. Мыслители, считающие, что мир непознаваем, называются агностики (софисты (Протагор), скептики, нигилисты, субъективные идеалисты, И. Кант (познаваемо лишь явление, но не сущность). Их доводы: мир бесконечен, непрерывно меняется, воспринимается лишь субъективно. Занимающие противоположную им позицию исследователи, считают что мир познаваем, доказательством чему — наука и применение её открытий на практике, и вообще, способность человека (и не только) выживать в мире, то есть верно ориентироваться в нём, распознавая, например, опасности, и избегая их.


6 Возникновение буддизма

6-5 века до н.э.

Индийская философия – (ортодоксальные (признают авторитет Вед))/неортодоксальные (не признают) – буддийская школа (отсутствует образ Бога, а миром правят законы).



7 Главная книга Б

Трипи́така (санскр. त्रिपिटक, «Три корзины»; пали, Типи́така ; кит. 三藏, Сань Цзан; яп. 三藏, Сандзō) — свод буддийских священных текстов, составленный вскоре после смерти Будды Шакьямуни на Первом Буддийском соборе. В буддийском мире существует множество версий Трипитаки, в которые входит огромное количество различных текстов. Наибольшей известностью пользуется палийский канон традицииТхеравада, или Типитака.

«Трипитака» в переводе означает «три корзины», что соответствует разделению священных книг на три раздела: Винайя-питака (Виная-питака), Сутра-питака (пали: Сутта-питака) и Абхидхарма-питака (пали: Абхидхамма-питака).  Название питака («корзина») традиционно объясняется тем, что свитки из пальмовых листьев, на которых были написаны тексты, хранились в трёх плетёных корзинах.

Первый раздел, Винайя-питака, содержит тексты, призванные регулировать жизнь сангхи — буддийскоймонашеской общины.

В Сутра-питаке собрано более 10 000 сутр (аконичное и отрывочное высказывание, афоризмы), приписываемых лично Будде или, иногда, его ближайшим ученикам.

Третий раздел, Абхидхарма-питака, представляет собой сборник философских трактатов, содержащих систематизацию учения Будды и предлагающих глубокий, практически научный, анализ основных доктринальных положений Дхармы. Если первые два раздела Трипитаки излагают практическое учение о достижении Просветления, то третья корзина посвящена теоретической разработке основ учения. 


8 Основатель Б

Традиция связывает возникновение буддизма с именем царевича Сиддхартхи Гаутамы. Отец скрывал от Гаутамы плохое, тот жил в роскоши, женился на любимой девушке, которая родила ему сына.

Толчком к душевному перевороту для царевича, как гласит предание, послужили четыре встречи. Вначале он увидел дряхлого старика, затем страдающего проказой и похоронную процессию. Так Гаутама узнал старость, болезнь и смерть — удел всех людей. Потом он увидел умиротворенного нищего странника, которому ничего не было нужно от жизни. Всё это потрясло царевича, заставило его задуматься о судьбах людей. Он тайно покинул дворец и семью, в 29 лет он стал отшельником и пытался найти смысл жизни. В результате глубоких размышлений в 35 лет он стал Буддой — просветлённым, пробуждённым. 45 лет Будда проповедовал своё учение, которое кратко может быть сведено к учению о четырёх благородных истинах.


9 4 благородные истины (8 путь спасения)

1. Жизнь есть страдание ( преимущественно материальный земной мир (сансара) стремится подчинить нематериальную душу себе, загоняя её в «тюрьму», «могилу»;

2. Причина страдания есть желание (низменные желания губят душу, а возвышенные — трудно осуществимы);

3. Чтобы избавиться от страданий, надо избавиться от желаний (стараться низменные желания подавлять, а возвышенные осуществлять);


Для избавления от желаний нужно пройти восьмеричный путь спасения (знание 4 благородных истин, праведное чувство, праведная мысль, праведная речь, праведный поступок, праведная жизнь, умение входить в состояние просветления, умение пребывать в состоянии просветления непрерывно).


10 Модель мира в Б

(см в тетради)


11 Дзен буддизм

дзен (санскр. — «сосредоточенное созерцание», медитация, отстранённость) — «сердце Будды» (любовь и великое сострадание) — одна из самых популярных школ буддизма.

Главное – духовная практика, направленная на раскрытие индивидуальности человека («убей Будду!») и его творческого потенциала (одно неотделимо от другого); на антистандартность, антистереотипность мышления и поведения (что чрезвычайно актуально в век массовой культуры и глобализации). В отличие от буддизма, дзен – нерационален (ведь именно находясь в (иррациональном) состоянии медитации Будда и открыл «благородные истины»). Отсутствуют тексты с готовыми ответами на мировоззренческие вопросы, к этим ответам (в собственной оригинальной версии) человек должен придти сам.

+ 3 ступени медитации

+ 2 модели обучения учитель-ученик

Три яда, из которых возникают страдания и заблуждения: 1) неведение о своей природе (глупость, иллюзии, заблуждения, безразличие); 2) отвращение (гнев, неприязнь, ненависть); 3) привязанность (к идеям, вещам, нирване, к желаниям, страхам, ко всему внешнему миру, к собственному «я»).


12 Конфуцианство

__

Особенности китайской философии

1. Базисная идея – органическое единство человека и мира.

2. Понимание вещей как подвижных, текучих образований.

3. Всё сущее – единство противоположных начал — «Ян» (мужского) и «Инь» (женского), поочередно доминирующих, обеспечивающих пульсацию перемен, бесконечный процесс движения; обусловливающий сущность Пяти Элементов: Металла, Дерева, Воды, Огня и Почвы.

4. Необходимо постоянное соответствие с изначальной гармонией великой триады Небо — Человек — Земля. Обладать знанием значит «знать свое дело», действовать.

5. В центре внимания – этико-политические проблемы; деятельность по упорядочению Поднебесной – важнейший фактор поддержания вселенской гармонии.

6. Правитель — Сын Неба, призванный гармонизировать Поднебесную. В свою очередь, на мир и благополучие в Поднебесной Небо отвечает правильным порядком природных процессов, хаос в обществе вызывает природные катаклизмы.

7. Состояние дел в Поднебесной зависит от упорядоченности жизни и знания каждого человека.

8. Конфуций и Лао цзы разрабатывают взаимодополнительные модели познания и поведения. Конфуций опирается на упорядоченность человеческого поведения посредством строгого следования правилам церемониала. Даосизм же отстаивает «следование естественности»; отказ от всякой преднамеренности в поступках, «недеяние», позволяющее приобщиться к «дао» как общемировому естественному ритму событий.


__

6-5 века до н. э.

Книга:«Четверокнижие» («Лунь-юй» («Суждения и беседы Конфуция»), «Мэн-цзы», «Учение о середине», «Великое учение»)

Главные идеи:

государство – одна семья

концепция исправления имён

идеал благородного человека

система воспитания.

Идеалом конфуцианства является создание гармоничного общества по древнему образцу, в котором всякая личность имеет свою функцию. Гармоническое общество построено на идее преданности — лояльности в отношении между начальником и подчинённым, направленная на сохранение гармонии и самого этого общества.