Файл: философия. 3 коллоквиум.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.09.2019

Просмотров: 689

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
      1. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

А) Философия науки


— раздел философии, изучающий понятие, границы и методологию науки.

1. Наука – деятельность по продуцированию, хранению и распространению новых знаний, способах их получения и использования.

Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социокультурном контексте. Философа науки интересует научный поиск, «алгоритм открытия», динамика развития научного знания, методы исследовательской деятельности.

Если основная цель науки — получение истины, то философия науки решает вопрос «как возможно достижение истины?».

2. Проблема разграничения (демаркации) науки и не-науки:

1) принцип верифицируемости: понятие или суждение имеет значение, только если оно эмпирически проверяемо;

2) принцип неверифицируемости: нетрудно получить эмпирические подтверждения почти любой умело скроенной теории, критерием демаркации является фальсифицируемость, принципиальная опровержимость любого утверждения относимого к науке, научное знание — непрерывный поток предположений (гипотез) и их опровержение (К. Поппер (1902-1994) «Логика и рост научного знания»).


3. Особенности научного знания (критерии научности, отличающие его от обыденного, религиозного, эстетического знания):

1) обнаружение объективных законов действительности;

2) прогнозирование (научное предвидение) дальнейшего познания и преобразования действительности

3) системность, взаимосвязанность знаний, образующих определенное единство;

4) постоянная методологическая рефлексия (осознание методов, с помощью которых исследуются данные объекты);

5) получение знаний, обладающих объективной значимостью (то есть, непредвзятых);

6) логическая доказательность (последовательность, аргументированность);

7) опытная обоснованность.


4. Два основных уровня научного знания:

1) эмпирический — цель: получение и описание фактов (живое созерцание, рациональный момент здесь имеет подчиненное значение, используются сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ);

2) теоретический — цель: открытие закона, т.е. сущностной взаимосвязи, обуславливающей функционирование и развитие изучаемого объекта (создание идеальных моделей, разработка теорий с помощью математической и логической обработки эмпирического материала, преобладание рационального, использование формализации, идеализации, моделирования, структурно-фукционального, системного подходов…).

5.Этапы научного исследования:

  1. постановка проблемы («знание о незнании»);

  2. формулирование целей и задач исследования;

  3. выбор методов исследования;

  4. формулирование гипотезы (предположительного результата исследования);

  5. накопление эмпирического материала (сбор фактов);

  6. проверка, оценка и систематизация фактов;

  7. построение теоретического положения, подтверждающего или опровергающего гипотезу.




Парадигмой (от греч. – образец) называется совокупность базисных теоретических взглядов, классических образцов выполнения исследования, методологических средств, которые признаются и принимаются как руководство к действию (Т. Кун (1922-1996) «Структура научных революций»).

Конце́пция, или конце́пт (от лат. сonceptio — понимание, система) — генеральный замысел, руководящая идея, определяющая стратегию систематического исследования; определённый способ понимания, трактовки явления.


6.Отрасли науки

Наука разделяется на множество отраслей (частных наук). По предмету и методу познания можно выделить науки о природе (естествознание), обществе (гуманитарные, социальные науки), мышлении (логика, гносеология). По удаленности от практикифундаментальные (где нет прямой ориентации на практику), и прикладные (с непосредственным применением результатов познания на практике).


7. Возникновение и развитие науки

Преднаука (доклассический этап) зарождается на Древнем Востоке, в Греции, Риме, Средние века). Наука возникает в Новое время (XVI – XVII вв.).

В своем развитии она проходит четыре этапа:

1) романтический — наука перестает быть любительским занятием и становится профессией; возникает опытное эмпирическое естествознание, внутри науки формируются отдельные дисциплины;

2) классический (XVII – XIX вв.) стремление исключить всё, что относится к субъекту, средствам его деятельности, господствует объективный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе безотносительно к условиям его изучения;

3) неклассический (первая полов. ХХ в.) отвергает объективизм, отбрасывает представление реальности как чего-то не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора;

4) постнеклассический (вторая половина ХХ в.) учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности субъекта, но и с его ценностно-целевыми структурами.


  1. 8. Революция в науке

– смена старых научных представлений (методов, парадигм, концепций, оценок, интерпретаций) новыми, вносящими коренные изменения в уровень познания.


      1. а) первая научная революция (XVII / XVIII вв.)

«Коперникановская революция» (Н. Коперник (14731543): переход от геоцентрической к гелиоцентрической картине мира); утверждение эмпирического метода познания (взамен знания, полученного чистой логикой). Механическая картина мира дала естественно-научное понимание многих явлений природы, освободив их от мифологических и религиозных схоластических толкований. Её недостаток — исключение эволюции, пространство и время не связаны.

Исаак Ньютон доказал закон всемирного тяготения, открыл «небесную механику», сформулировал основные идеи механической картины мира: Вселенная от атомов до человека — совокупность неделимых и неизменных атомов, взаимосвязанных силами тяготения в пустом пространстве; природа — машина, части которой подчиняются жесткой механической детерминации


      1. а) вторая научная революция (кон. XVIII  — 1-я пол. XIX вв.)

Механистическая картина мира перестает быть общемировоззренческой. Возникает идея развития (биология, геология). Начало возникновения парадигмы неклассической науки, признание допустимости множества теоретических интерпретаций в физике, сомнение в незыблемости законов мышления.

      1. в) третья научная революция (кон. XIX — сер. XX в.)

Материя — и как вещество и как электромагнитное поле. Ламарк — целостная концепция эволюции живой природы. Теория клетки, единство происхождения и развития всего живого. Дарвин: причины эволюции — наследственность и изменчивость. Резерфорд, Бор — планетарная модель атома. Эйнштейн — общая теория относительности — связь между пространством и временем. Зависимость знания от применяемых исследователем методов. Мышление изучает не объект, а то, как явилось наблюдателю взаимодействие объекта с прибором. Научное знание характеризует не действительность как она есть, а сконструированную чувствами и рассудком исследователя реальность. Допущение истинности нескольких отличных друг от друга теорий одного и того же объекта. Относительная истинность теорий и картины природы, условность научного знания.

      1. г) четвертая научная революция (с кон. XX в.)

«Постнеклассическая наука». Объекты её изучения: исторически развивающиеся системы (ЗемляВселенная и т. д.). Синергетика. Субъект познания не является внешним наблюдателем, существование которого безразлично для объекта. Наука впервые обращается к изучению исторически развивающихся систем, непосредственным компонентом которых является сам человек: биосфера, биотехнологические (генная инженерия) объекты. Идеал ценностно-нейтрального исследования здесь неприемлем. Рациональное познание утрачивает приоритет перед дорациональным и внерациональным.


Сциенти́зм (от лат. scientia — наука, знания) — представление о научном знании как наивысшей культурной ценности и основополагающем факторе взаимодействия человека с миром. Абсолютизация роли науки как способа решения всех острейших стоящих перед человечеством проблем (глобальных, в том числе).

Антисциенти́зм (от греч. anti- — против и лат. scientia — знания) — критическая оценка науки, её роли в культуре и отношениях человека к миру. Наука предстаёт в качестве силы, противостоящей человеческой свободе (Н. А. Бердяев, Л. А. Шестов). Религиозный антисциентизм отвергает возможности мировоззренческой независимости науки, настаивает на необходимости религиозной мотивации научного познания. Нучно-технические достижения делают человеческую жизнь более комфортной, но не более гуманной, счастливой, нравственной...




Б) Филосо́фия те́хники —

раздел философии, изучающий первопричины техники, её внутреннее развитие и влияние на общество (Э. Капп «Основные направления философии техники» (1877).


1) Техникапроизведённые человеком (искусственные) средства (артефакты) для осуществления деятельности («орудия, созданные орудиями», «прикладная наука»).

В основе техники – органопроекция: техника создается по образцу живого организма. Создание техники не есть создание нового, но раскрытие естественных возможностей организма.

В архаической культуре орудия включались в анимистическую картину мира: человек верил, что в них присутствуют духи, помогающие или препятствующие ему. В средние века техника понималась как проявление божественного творчества. В Новое время она понимается как процесс (сила, энергия) природы и результат собственного творчества человека.

2) Этапы развития технических знаний:

донаучный (до второй половины XVIII века) — знания добываются эмпирическим путем, не подразумевается их использование;

зарождение технических наук (вт. пол. XVIII в. — 70-х гг. XIX в.) — начинают использоваться естественнонаучные знания, появляются первые технические науки;

классический (до середины XX века) — формирование технических теорий, образовавших фундамент дальнейшего развития;

постклассический (с середины XX века) — технические науки начинают интегрироваться с естественными и общественными, зарождаются комплексные исследования, технические науки все больше дифференцируются от естественных и общественных наук.


3) Основные этапы развития техники:
    I. Ручной труд — с 50-го тысячелетия до н. э. (самое совершенное «орудие» – человеческая рука, все орудия труда – продолжение и дополнение тела человека, используется физическая сила домашних животных (лошадь, бык) и природные источники энергии (ветер, река).

  II. Механический — с середины XVII века (использование парового двигателя);
   III. Электромеханический — с девяностых годов XIX века (использование электрического двигателя);

IV. Электронный — с сороковых годов XX века (1945 г. – первая ЭВМ) – по настоящее время (использование цифровой техники).

Научно-техническая революция (НТР)середина XX в., переход от трёхзвенной системы производства (человек – средства труда – предмет труда) к четырёхзвенной (человек – ЭВМ – средства труда – предмет труда). Превращение науки в непосредственную производительную силу общества, человек из непосредственного участника производства превращается в его оператора-контролёра.


Техницизмстремление любые проблемы разрешать по образцу алгоритмов технического знания.


4) Актуальные проблемы развития науки и техники:

– наука развивается «не в ствол, а в куст» (специализация преобладает над интеграцией);

– прикладная наука опережает развитие фундаментальной науки (в силу большей эффективности и быстрой прибыльности);

– техника опережает развитие науки (технически уже возможно клонировать человека, более широко внедрять ГМО, «командировать» нанороботов в человеческий организм… но наука не может просчитать последствия этих прорывов, которые могут сказаться не сразу, приводя к постепенному накоплению мутаций);


– отрыв науки и техники от этики (научное сообщество нередко снимает с себя ответственность за производимые открытия и изобретения (широко известным стал ответ физиков на упрёк в создании ядерной бомбы: «Для нас это просто хорошая физика»));

– различение естественного и искусственного, степень их допустимого сопряжения (вживление чипов в тело человека, создание киборга…);

– рынок научно-технической продукции манипулирует сознанием человека, лишая его свободы выбора;

– создаваемая как дополнение и придаток человека, техника постепенно и незаметно превращает человека в своё продолжение и дополнение («восстание машин», превращение человека в обслугу и функцию «умной машины»).

Цитаты и афоризмы

«То, что принято без доказательств, может быть отвернуто без доказательств» (Эвклид)

«Если бы геометрические аксиомы задевали интересы людей, они бы опровергались» (Т. Гоббс)

«Если бы наука сама по себе не приносила никакой практической пользы, то и тогда нельзя было бы назвать её бесполезной, лишь бы только она изощряла ум и заводила в нём порядок» (Ф. Бэкон)

«Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред» (М. Монтень)

«Вечная трагедия науки: уродливые факты убивают красивые гипотезы» (Т. Гексли)

«Дело науки – возведение всего сущего в мысль» (А. Герцен)

«Миллионы людей видели, как падают яблоки, но только Ньютон спросил почему» (Б. Барух)

«Эта теория недостаточно безумна, чтобы быть верной» (Н. Бор)

«Если теория не красива, она не верна» (?)

«Три стадии признания научной истины: первая - "это абсурд", вторая - "в этом что-то есть", третья - "это общеизвестно"» (Э. Резерфорд)

«Наука - это то, что Вы знаете, философия - то, чего не знаете» (Б. Рассел)

«Наука сделала нас богами раньше, чем мы научились быть людьми» (Ж. Ростан)

«Самое непостижимое в этом мире, то, что он постижим» (А. Эйнштейн)

«Техника подвергает человека процессу расчленения, в силу которого он перестаёт быть природным существом, каким был ранее» (Н.А. Бердяев)





А К С И О Л О Г И Я

Аксиология (axios-ценность, logos-учение) – учение о ценностях.

Ценности – предпочтения людей, рассматриваемые в контексте их целей и интересов. Ценности выражают личное отношение человека к миру, его заинтересованность в определённых объектах.


1. Потребности, интересы, ценности

Потребности – состояние неудовлетворённости, нужды, которое человек стремится преодолеть. Является движущей силой активности человека, связи с внешним миром, служит основой существования общества. Потребности подразделяются на первичные (в еде, питье, одежде, поддержании нормальной температуры тела, безопасности, половом влечении) и вторичные (в образовании, искусстве, религии).

«Пирамида потребностей» А. Маслоу

С «Пирамидой» А. Маслоу можно поспорить: 1) потребность в безопасности вполне можно отнести к базовым потребностям (когда очень страшно, не хочется ни есть, ни спать);2) «закон возвышения потребностей» для многих людей не работает: они живут на уровне первых двух ступеней + развлечения, чем выше «Пирамида», тем меньше людей остаётся; 3) материальные потребности первичны, духовные – вторичны, сначала надо подумать о теле (еда, одежда, жильё), а потом уже – о душе, но до души так можно и не дойти; духовные потребности – также базовые для человека; 4) почему высшая ступень – самоактуализация, а не любовь (и Н. Бердяев, и Э. Фромм высшими ценностями человеческой жизни называют свободу, творчество и любовь); 5) для «общества торжествующего индивидуализма» самореализация – высшая цель, для коллективистского, солидарного, соборного общества таковой ценностью будет самопожертвование (выхаживание матерью больного ребёнка, альтруизм, смиреномудрие, служение Богу); для христианского миросозерцания высшей ценностью является не развитая индивидуальность, а святой.