ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.09.2019
Просмотров: 5660
Скачиваний: 158
Министерство образования РФ
Кемеровский государственный университет
Кафедра философии
О.И. Жукова, В.П. Щенников
Ф и л о с о ф и я
Учебное пособие
Кемерово 2011
Печатается по решению редакционно- издательского совета
Кемеровского государственного университета
Рецензенты: Золотухин В.М. доктор философских наук, профессор
Жуков В.Д. кандидат философских наук, доцент.
Жукова О.И, Щенников В.П.
Философия: Учебное пособие / Кемеровский госуниверситет. – Кемерово, 2011. – с.304
Учебное пособие написано в соответствии с Программой государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Философия», разработанного Госкомитетом Российской Федерации по высшей школе для студентов-бакалавров. В пособии изложены основные аспекты философского знания, представлены ведущие историко - философские школы, раскрыты основные теоретические направления современной философии.
с. Жукова О.И.,
с Щенников В.П.,2011
с. Кемеровский госуниверситет,2011
Содержание.
Введение……………………………………………………….……с.4
Раздел I. Предмет философии. Основные цели, задачи, методы.................................................................................................с.5
Раздел II. Исторические типы философии и философствования………………………………………………….с.21
Глава 1.Философия Древнего Китая, древней Индии..............с21
Глава II.Античная философия...................................................с.30
Глава III.Философия средневековой Европы...........................с.52
Глава IV.Философия эпохи Возрождения............................... с.61
Глава V.Европейская философия XVII - XIX вв. …………...с.73
Глава VI. Русская философия XIX - нач. XX в......................с.131
Глава VII. Современная западная философия........................с.142
. Раздел III. Теоретическая Философия……………………..с.178
Глава I.Онтология: учение о бытии…………………………с.178
Глава II. Гносеология. Основные проблемы познания.........с.194
Глава III. Проблемы сознания в философии………………..с.209
Глава IV.Философские проблемы науки................................с.221
Глава V.Философская антропология......................................с.239
Глава VI. Аксиология–теория ценностей…………………..с.257
ГлаваVII. Социальная философия…………………………..с.280
В В Е Д Е Н И Е
В связи с переходом высшего профессионального образования Российской Федерации на двухуровневую систему – бакалавриат и магистратуру, кафедра философии Кемеровского государственного университета подготовила учебное пособие по философии для бакалавров.
Данное учебное пособие представлено в трех разделах.
В первом разделе «Предмет философии. Ее цели, задачи, методы» студенты ориентируются на получение общих сведений о специфике философского знания, содержании понятия «философия», его историческом, концептуальном и структурном изменении. Обращается внимание на роль философии в анализе реалий современной жизни.
Во втором разделе «Исторические типы философии и философствования» студентам предлагается ознакомиться с основными идеями и концепциями философии.
Главная задача заключается в том, чтобы через анализ основных типов философского познания выявить роль философии в осмыслении исторических форм человеческих мыслей, чувств, представлений, указав их значения для современности.
В третьем разделе «Теоретическая философия» студенты знакомятся с основными разделами философского знания: онтология, гносеология, философская антропология, социальная философия. Важное место в этом разделе отводится осмыслению человеческой деятельности и ее последствий.
Данное учебное пособие не претендует на очень широкий охват философских тем и проблем, для этого студенту необходимо обращаться к первоисточникам и работам монографического порядка, что позволит глубоко усвоить философские знания.
Раздел I. Предмет философии. Её цели, задачи, методы
Термин "Философия" происходит от греческих слов "phileo" - любовь и "sophia" - мудрость и означает - любовь к мудрости. Но греческое понятие "sophia" не соответствует нашему понятию "мудрость", которое означает сугубо эмпирическое и практическое знание, приспособление к решению повседневных жизненных проблем. "Sophia", напротив, означает, по существу, абстрактное знание, имеющее весьма отдаленное и опосредованное отношение к делам повседневной жизни. Первым, кто объяснил слово: "философ", был Пифагор (2-я пол. VI - н. V вв. до н.э.). Он говорил: "Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные - торговать, а самые счастливые - смотреть; так и в жизни: иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы - до единой только истины". Итак, согласно Пифагору, смысл философии - в поиске истины.
Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Поэтому с его точки зрения философами не становятся, а рождаются.
По мнению Аристотеля, задача философии - постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. При этом философия является единственной наукой, которая существует ради самой себя и представляет "знание и понимание ради самого знания и понимания".
Философию отличает разнообразие подходов к своему собственному предмету. Особенно отчетливо это проявилось во второй половине XIX - нач. XX вв., когда возникает множество самых различных по своему характеру философских школ и направлений.
Смысловой центр философии составляют определенные вопросы, в которых рефлективное человеческое сознание видит загадку и которые, приводят его в замешательство. Напрямую размышлять о них – лучший способ приступить к изучению философии.
Главная забота философии – критически исследовать и осмыслить самые обыкновенные идеи, которыми каждый из нас, не задумываясь, пользуется изо дня в день. Историк задается вопросом о том, что случилось в такой-то момент прошлого, а философ спрашивает: «А что такое время?». Математик исследует отношения между числами, а философ спрашивает: «Что есть число?». Физик занят строением атома и объяснением гравитации, а философ спрашивает: «Откуда мы знаем, что вообще что-либо существует вне нашего сознания?» Психолог изучает процесс овладения языком у детей, а философ спрашивает: «Что придает словам смысл?».
Человек живет, по большей части не задумываясь над понятиями «число», «время», «знание», «язык», «добро» и «зло», считая это чем-то очевидным, само собой разумеющимся. Но философия исследует эти предметы сами по себе, как таковые. Ее цель – хоть немного продвинуться в нашем понимании мира и самих себя. Разумеется, это не так просто. Чем фундаментальнее те понятия, которые человек пытается осмыслить, тем меньше в его распоряжении исследовательских инструментов. Не так уж много можно счесть очевидным или принять на веру. Так что, с этой точки зрения, философия – это в чем-то весьма и весьма странное занятие с позиции здравого смысла, тем более, что лишь очень немногие ее результаты остаются не оспоренными хоть сколько-нибудь долгое время.
Немецкий философ ХХ века М.Хайдеггер, размышляя о специфике философского знания, обращает внимание на то, что философию могут переоценивать, ожидая от нее непосредственной пользы, или, недооценивать, «находя в ней, (но только в «абстрактном» виде), все то же самое, то, в чем уже и без того успело вполне осязательно удостовериться на опыте наше общение с вещами. Однако подлинное философское знание никогда не бывает какой-то запоздалой прибавкой предельно всеобщих представлений к уже известному сущему; совсем наоборот: - в нем забегающее, заскакивающее вперед видение сущности вещей, сущности, всё вновь и вновь затаивающейся.» М. Хайдеггер. Работы и размышления разных лет М.1993. с 234/
Безусловно, следует помнить о том, что каждая философская школа, каждый философ пытается дать свое собственное понимание мира и человека, однако сказанное вовсе не означает, что различным философским концепциям не присуще общее. Можно выделить существенные моменты, свойственные философскому знанию вообще:
- Исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Сюда относят следующие основные категории: бытие и небытие; бытие природы, общества, человека. Философское учение о бытии получило название «онтология» (от греч. ontos - сущее, logos - учение).
- Анализ наиболее общих вопросов познания. Сюда относят проблемы познаваемости мира; каковы возможности, методы, цели познания и что есть истина; каков субъект и объект познания. При этом философии не интересны конкретные методы познания (физические, химические, биологические и т.д.), хотя она их не игнорирует. Философское учение о познании получило название «гносеология» (греч. gnosis - знание, logos - учение);
- Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества. Формально это проблема, конечно, находит свое место в учении о бытии. Но поскольку именно общество оказывает основное влияние на развитие личности, формирует социальные качества человека, поэтому выделяют особый раздел, который изучает общественную жизнь, получивший название – «социальная философия».
- Исследование наиболее общих и существенных проблем человека. Это тоже один из важнейших разделов философии, поскольку именно человек является исходным и конечным пунктом философствования. Философия человека называется «философской антропологией».
Исходя из вышесказанного, можно философию определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношения человека и мира. Философия всегда оформляется в виде теории, формирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление. В последнем случае философия выступает как мышление о мышлении. Как и любая наука, философия имеет свой метод. Однако философия выступает в качестве наиболее общей методологии, и в этом суть ее собственного метода. Можно сказать, что философский метод (от греч. methodos - путь познания) есть система наиболее общих приемов теоретического и практического освоения действительности, а также способ построения и обоснования системы самого философского знания.
Однако различные философские школы и направления, в соответствии со своей спецификой и пониманием, формируют и используют различные философские методы. Плюрализму философских концепций соответствует и плюрализм методов.
Говоря о методах философии, следует, прежде всего, указать на материализм и идеализм. Деление на указанные направления существовало с самого начала развития философии. Немецкий философ XVII-XVIII вв. Лейбниц называл Эпикура самым крупным материалистом, а Платона - самым крупным идеалистом. Классическое же определение обоих направлений впервые было дано немецким философом Ф. Шлегелем. "Материализм - писал он, - все объясняет из материи, принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей. Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю".
Теория познания во многом определяется тем, что берется за первичное: материя или сознание, дух или природа.
Следующий аспект дифференциации философских методов - диалектика и метафизика.
Диалектика понимается как учение о всеобщем развитии бытия и познания.
Метафизика рассматривается как учение о сверхчувственных принципах и началах бытия. Метафизика исследует первые причины и предельные основания бытия мира вещей и явлений, в том числе и человека. Методы метафизического познания не включают в себя чувственный опыт и предметно – практические действия и проверки; они ограничиваются рассуждениями в пространстве чистой мысли. Но, когда речь заходит о метафизике как противоположном методе диалектики, то здесь имеется в виду однозначная, статичная картина мира, стремление к абсолютизации и изолированному рассмотрению тех или иных моментов бытия.
Т.е. диалектический метод предполагает видеть мир изменчивым, релятивным, метафизический метод видит во всем устойчивое, неподвижное, раз и навсегда данное. Помимо указанных методов философия, включает в себя и другие:
- Сенсуализм (от лат. sensus - чувство) - методологический принцип, в котором за основу познания берутся чувства и который стремится все знания вывести из деятельности органов чувств, ощущений, абсолютизируя их роль в познании (Эпикур, Локк, Беркли, Гольбах, Фейербах и др.).
- Рационализм (от лат. ratio - разум) - метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум (Спиноза, Декарт, Лейбниц, Гегель и др.).
- Иррационализм – метод, отрицающий или ограничивающий роль разума в познании, уделяющий основное внимание иррациональным способам достижения бытия, таким как инстинкт, воля, интуиция, чувство, любовь и др. (Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Дильтей, Бергсон и др.).
Все названные философские методы находятся между собой в диалектической взаимосвязи и образуют целостную систему, благодаря чему философия и выступает как общая методология познания и освоения мира.
Предмет и специфику философии нельзя раскрыть полно, не затрагивая вопроса о ее функциях. Прежде всего, это мировоззренческая функция, которая связана с абстрактно-теоретическим, понятийным объяснением мира в отличие от всех других видов и уровней мировоззрения.
Необходимо выделить прогностическую функцию философии, ее способность не просто давать адекватную оценку существующей реальности, но и заглядывать далеко в будущее и совершенно точно описывать будущие реалии общественного развития.
Критическая функция философии. Она распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию. Принцип "подвергай все сомнению", со времен античности проповедуемый многими философами, как раз и свидетельствует о важности критического подхода и наличии определенной доли скепсиса по отношению к существующему знанию и социокультурным ценностям. Он играет антидогматическую роль в их развитии.