Файл: Формирование инновационной кадровой политики (На примере конкретной организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 266

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.3 Совершенствования модели практической подготовки специалистов социальной работы

Социальная работа — это одна из разновидностей социального действия: основные усилия целенаправленных манипуляций в профессиональной социальной работе ориентированы на создание условий, при которых объект действия (клиент) будет социально функционировать на принципах самодостаточности, а также на проведение коррекционной или реабилитационной работы с лицами асоциального или девиантного поведения.

Основной категорией в социальной работе является понятие помощи. Социальная работа нередко понимается как совокупность конкретных практических действий по оказанию экономической, психологической, информационно-консультативной или иной помощи больным, немощным, социально незащищенным или социально дезадаптированным людям, нуждающимся в поддержке и защите извне. Однако не всякая помощь может отождествляться с социальной работой. В социальной работе помощь никогда не выступает как самоцель, но как метод, средство достижения определенной цели. Она носит лишь вспомогательный характер и прежде всего нацелена на активизацию самозащитных потенций индивида, группы или общины.

Социальная работа как профессиональная практика обладает чертами, отличающими ее от других схожих по характеру профессий социальной направленности (врача, педагога, психолога, юриста и др.). Одной из основных отличительных черт является сам характер процесса социального действия и интеракций между специалистом и клиентом.

Характер практической социальной работы глубоко противоречив. С одной стороны, социальный работник должен делать все возможное для оказания помощи человеку, во имя социального развития его личности, выступать в роли защитника его интересов и одновременно действовать, сообразуясь с интересами общества, государства, следуя официальной социальной политике, иногда вопреки интересам самого человека. [2]

В этом случае он вынужден заниматься вопросами социального контроля, социального принуждения. Но этот «срез» противоречивости не является единственным. Как практическая деятельность, социальная работа заключает в себе еще одно глубинное противоречие, практически не нашедшее отражения в научных трудах по данному направлению. Будучи рационалистической по своим функциям в обществе и объективной по своей сущности, социальная практика оказания помощи на уровне человек—человек неизбежно включает в себя иррациональный и субъективный компонент, поскольку иррациональность и субъективизм являются неотъемлемым свойством человеческого существа, руководствующегося чувствами, эмоциями, выходящими за границы разума и проявляемыми на подсознательном уровне. Полностью рационализировать, объективировать и технологизировать социальную работу невозможно. Именно поэтому на практике технологии социальной работы всегда носят лишь рамочный характер, поскольку человеческие отношения, устанавливаемые в процессе практической социальной работы, как правило, трудно предсказуемы. В них всегда вписана масса переменных величин, причем в произвольной комбинации, а причинно-следственные связи в процессе практики контактной социальной работы действуют довольно слабо. В этом отношении практическая социальная работа сродни искусству импровизации, недаром многие публикации посвящены проблемам артистизма в практической социальной работе.. Многие преподаватели зарубежных вузов подчеркивают, что такие курсы необходимы будущим специалистам, поскольку практически невозможно подготовить человека, готового к работе с людьми, на основе лишь универсальных практических приемов, которые можно было бы использовать при любой ситуации.


Что можно сделать, чтобы повысить степень надежности в оказании профессиональной помощи? Конечно же, повысить уровень практической подготовки специалистов.

Итак, основной подход к оказанию помощи — это разрешение проблемы плюс развитие благоприятных возможностей.

Начинающим практиковать социальную работу специалистам необходима практичная, работающая модель помощи, которая могла бы научить их:

  • во-первых, что им делать, когда нужно помочь человеку, а они столкнулись с такой проблемной ситуацией, которую не в силах разрешить;
  • во-вторых, как помочь клиенту использовать неиспользованные до этого им его ресурсы и возможности;
  • в-третьих, как технологически построить процесс оказания помощи;
  • в-четвертых, какие техники использовать, чтобы нормально шел сам процесс;
  • в-пятых, какие коммуникативные навыки необходимы, чтобы взаимодействовать с клиентом;
  • в-шестых, как научиться этим навыкам и техникам;
  • в-седьмых, что необходимо клиенту, чтобы он мог активно сотрудничать во время помогающего процесса, что ему необходимо для эффективного решения его проблемы;
  • в-восьмых, как оценить усилия, предпринятые специалистом и клиентом.

Такая модель должна стать базовой для индивидуальной работы с клиентом, особенно когда речь идет о консультативной помощи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальная работа не только профессия, но и состояние души. Некоторые специалисты рассматривают её как призвание, которое даёт чувство причастности и преданности этой работе, без которого невозможно или очень трудно выдержать общение со страдающими людьми, с людьми, которые столкнулись с проблемами, подчас неразрешимыми, с людьми, которые в своей жизни испытали много потерь.

Важный момент социальной работы — убежденность в том, что чаще всего мы бываем не вправе решать за других людей, что им нужно, и должны позволять им самим выбирать из имеющихся вариантов тот, который их больше всего устраивает. Как правило, им нужна помощь в осознании имеющихся альтернатив, в оценке сравнительных достоинств и недостатков каждого из существующих вариантов поведения, в грамотном и рациональном принятии решений.

Современный социальный работник — это специалист в области социальной инженерии и технологии, глубоко разбирающийся в правовых, нравственных психологических особенностях жизнедеятельное людей, обладающий высокой юридической подготовленностью, медико-психологической компетентностью, наблюдательностью, вниманием, милосердием и любовью к человеку, высокими нравственными качествами.


Одной из важнейших задач в обучении студентов является интеграция теории и практики. Практика остается широким полем проверки теоретических знаний, накопленных студентами в вузе; она представляет собой базис для глубокого усвоения проблем, имеющих место в социальной сфере.

Одной из важных научно-методических проблем современной организации социального обучения является необходимость создания системы практической подготовки социальных работников в процессе обучения. В вузах России предпринята попытка структурирования всех активных форм обучения как важных элементов практики. С этой целью в учебных планах факультетов социальной работы предусматриваются не только сроки для прохождения практики на каждом курсе, но и отработка теоретических проблем с активным участием практиков.

Подготовка социальных работников основана на принципах гуманизма, толерантности, практической направленности и др., представляет собой многоуровневый процесс, каждый из уровней которого (ориентировочный, исполнительный, практический) имеет свой субъект, цель, задачи, способы и средства реализации. При этом системообразующим фактором является соответствие личностных качеств студентов, определяемых тестированием, практике обучения, соответствующего целям, условиям работы и задачам практической деятельности будущего специалиста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Михайлова О.В. Основные направления развития государственного управления в РФ и его эффективность // Инновационная экономика: Перспективы развития и совер­шенствования / Юго-Зап. гос. ун-т, Курск: ЗАО Университетская книга», Научно- практический журнал -2016. -№1(11).-С.166-172
  2. Михайлова О.В., Игнатова А.С. Проблемы формирования кадрового потенциала государственной и муниципальной службы в современных условиях / Поколение бу­дущего: Взгляд молодых ученых [Текст]: сборник научных статей 5-й Международной молодежной научной конференции (10-11 ноября 2016г.), в 3-х томах, Том 1. Юго- Зап. гос. ун-т, А.А.Горохов, Курск: ЗАО Университетская книга, 2016г. - С. 243-247.
  3. Михайлова О.В., Горлова Ю.С. Основные перспективы повышения эффективно­сти государственного управления в РФ/ Кластерные инициативы в формировании про­грессивной структуры национальной экономики [Текст]: сборник научных трудов 2-й международной научно-практической конференции (17-18 марта 2016г.), в 2-х томах, Том 2, Юго-Зап. гос. ун-т, Курск: ЗАО Университетская книга», 2016г.- С. 185-189
  4. Современные направления развития банковского дела: молодежный банкинг/ Ку­ваева Ю.В., Серебренникова А.И., Микрюков А.В., Черных А.Ю.// Инновационная эко­номика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 7 (17). С. 151-156.
  5. О роли банков в новой индустриализации/ Куваева Ю.В., Серебренникова А.И., Микрюков А.В., Черных А.Ю. // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. №7 (17). С. 156-161
  6. Проблемы взаимодействия банков с клиентами/ Серебренникова А.И., Микрюков А.В., Куваева Ю.В., Черных А.Ю. // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 7 (17). С. 330-335
  7. Внебюджетные фонды как компоненты социальной защиты в Российской федера­ции/ Пайкович П.Р., Горохов А.АЛ Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 1 (19). С. 259-266.
  8. Экономическое содержание и назначение государственных внебюджетных фон­дов/ Пайкович П.Р., Горохов А.АЛ Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 1 (19). С. 266-271.
  9. Сущность и характеристика мирового рынка золота/ Горохов А.А., Пайкович