Файл: Центральный банк РФ, его задачи и функции (Статус центрального банка и его организационная структура).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12. Организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Банк России представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях.

Центральный Банк является проводником государственной валютной политики, включающей в себя комплекс мероприятий, нацеленных на укрепление внешнеэкономических позиций страны и осуществляет эту функцию в соответствии с Законом Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" и федеральными законами.

От имени правительства Банк России регулирует резервы иностранной валюты и золота, является традиционным хранителем государственных золотовалютных резервов. Он осуществляет регулирование международных расчетов, платежных балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота. Центральный Банк, как правило, предоставляет свою страну в международных и региональных валютно-кредитных организациях.

Для осуществления своих функций Банк России может открывать представительства в иностранных государствах.

13. Определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

14. Устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

15. Устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

16. Принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует его составление;

17. Устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты.

18. Осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Являясь по своему статусу финансовым агентом правительства, Центральный Банк осуществляет операции по размещению и погашению государственного долга, кассовому исполнению бюджета, ведению текущих счетов правительства, надзору за хранением, выпуском и изъятием из обращения монет и казначейских билетов, а также переводу валютных средств при осуществлении расчетов правительства с другими странами.


Важная роль Центрального Банка в решении таких проблем, как предоставление кредитов на покрытие государственных расходов и дефицита государственного бюджета, соответствует его функции кредитора государства. Основная форма государственных заимствований, используемых на цели финансирования государственных расходов и государственного бюджета - государственные займы.

Государственные займы используются для покрытия бюджетных дефицитов государства посредством аккумуляции временно свободных денежных средств физических и юридических лиц, предоставляются на определенный срок на условиях выплаты дохода и оформляются удостоверяющими долговыми обязательствами в бумажной или безбумажной форме.

Выполняя функцию финансового агента правительства, Центральный Банк осуществляет кассовое исполнение бюджета - прием, хранение и выдачу государственных бюджетных средств, ведение учета и отчетности. В основу кассового исполнения бюджета положен принцип единства кассы, т.е. все мобилизованные государственные доходы направляются на единый счет министерства финансов в Центральный Банк, с которого черпаются средства для осуществления государственных расходов, таким образом, Центральный Банк выступает кассиром правительства.

Единство кассы предоставляет министерству финансов возможность осуществлять постоянный контроль над поступлением средств на его счет и за движением кассовой наличности; обеспечивает централизацию государственных бюджетных средств и балансирование доходов и расходов каждого из бюджетов (федерального, местного), образующих в совокупности бюджетную систему страны; позволяет проводить операции по кассовому исполнению бюджета на всей территории страны. Осуществление кассового исполнения Центральным Банком дает возможность отделить функции распоряжения бюджетными средствами и распорядителя кредитами, которые выполняют финансовые органы, от функции приема, выдачи, хранения этих средств, которые входят в компетенцию Центрального Банка. В результате создаются необходимые условия для контроля над целевым использованием бюджетных средств.

Кроме того, Банк России осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства России все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России [17, стр. 7].


ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ЗАРУБЕЖНЫХ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ

3.1 Федеральная резервная система США

Американская банковская система имеет ряд особенностей. Функции центрального банка в США выполняет Федеральная резервная система (ФРС), основанная в 1913 году. Целями образования ФРС были создание здорового экономического климата в стране, поддержка и контроль за деятельностью банков.

По своей структуре ФРС - довольно сложная конструкция. Важнейшую роль в ней выполняют три основных звена: Совет управляющих ФРС; федеральные резервные банки; банки - члены ФРС. В настоящее время в ФРС входят 12 федеральных резервных банков, являющихся центральными для округов, на территории которых они расположены. Помимо этого банками - членами ФРС являются около 6000 коммерческих банков. Наблюдается тенденция к большей централизации ФРС, но это, как считают американские специалисты, процесс длительный, эволюционный.

Для выполнения своей главной задачи - способствовать поддержанию благоприятных экономических условий в стране - ФРС обладает рядом средств воздействия на состояние банковского кредита и денежного обращения. Объект непосредственного воздействия всего комплекса средств ФРС - банковские резервы. Федеральные резервные банки являются держателями депозитов банков-членов. Эти депозиты - основная часть всех определённых законом резервов банков - членов ФРС. Увеличение или сокращение резервов, обусловленное использованием ФРС того или иного метода денежно кредитного регулирования, оказывает либо стимулирующее, либо сдерживающее воздействие на экономические процессы. Проводится политика кредитной экспансии или политика кредитной рестрикции.

Федеральная резервная система США независима в финансовом отношении, имеет собственный бюджет и финансирует свою деятельность за счет доходов от операций и прибыли от эмиссии денег. После покрытия своих расходов и выплаты дивидендов банкам - членам ФРС ежегодно передает в государственную казну от 15 до 20 миллиардов долларов. Независимость ФРС выражается в том, что президент США не имеет права отдать ей какой-либо приказ или сместить её управляющих.

Итак, по закону каждый банк - член ФРС должен определенную долю привлеченных средств держать в форме бездоходных резервов частью в виде наличных денег, частью - в виде депозита в федеральном резервном банке своего округа. Не члены ФРС тоже должны держать резервы (кроме штата Иллинойс), но, во-первых, нормы резервов в разных штатах разные в соответствии с местным законодательством, во-вторых, этим банкам резервы нередко разрешается держать в формах, приносящих доходы (срочные вклады в других банках, вложения в некоторые виды краткосрочных государственных ценных бумаг и др.). Поэтому нередко банки штатов либо не желают вступать в ФРС, либо выходят из нее. Это подтверждает вывод о том, что в США нет единой государственной политики регулирования банковской деятельности.


Центральный банк России и Федеральная резервная система США как центральные банки государств, прежде всего, являются посредниками между государством и экономикой через сеть коммерческих банков. В качестве таких учреждений они, будучи главным звеном денежно-кредитных систем, призваны регулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ними в законодательном порядке. Но какие функции не возлагались бы на центральный банк, он всегда остается органом регулирования, сочетающим черты банка и государственного ведомства.

По мнению Макконнелла и Брю, Федеральная резервная система США выполняет следующие основные функции:

- хранит вклады банков и сберегательных учреждений, которые называются резервами;

- обеспечивает механизм инкассации чеков;

- выступает в роли фискального агента федерального правительства;

- наряду с Федеральной корпорацией по страхованию депозитов и контролером денежного обращения осуществляет надзор за деятельностью входящих в нее банков;

- несет ответственность, в конечном счете, за контроль над предложением денег.

При этом многие авторы называют последнюю функцию самой главной.

Сравнивая список функций Центральных Банков Российской Федерации и США, на первый взгляд мы замечаем только два сходства: хранение вкладов банков и осуществление кредитно-денежной политики. Но на деле сходств между функциями Банка России и ФРС США гораздо больше, а несовпадения могут возникать в виду различного названия одних и тех же функций или разного определения списка основных функций. Так, очевидно, что и ФРС США монопольно осуществляет денежную эмиссию, кредитует банки и выдает краткосрочные ссуды правительству (правительство, по сути, является для него одним из клиентов), а Банк России контролирует банки на предмет выполнения ими гигантского числа предписанных им правил, выявляет сомнительные операции или мошенничество.

Однако, несомненно, между функциями центральных банков двух разных государств могут существовать и значительные различия.

Но основной функцией и ФРС США и Банка России является регулирование денежного обращения в соответствии с потребностями экономики, т.е. осуществление кредитно-денежной политики. Неудивительным поэтому является совпадение основных методов кредитно-денежной политики. Ими являются:

- изменение учетной ставки;

- операции на открытом рынке;

- изменение нормы резервирования.

При осуществлении этих операций центральный банк не только реализует свою кредитно-денежную политику, но и содействует коммерческим банкам в поддержании на необходимом уровне их ликвидности, то есть способности своевременно выполнить свои обязательства перед клиентами - как юридическими, так и физическими лицами.


Таким образом, Банк России и Федеральная Резервная Система США как центральные банки государств играют чрезвычайно важную роль в процессах регулирования денежного обращения, являются главным звеном денежно-кредитных систем стран; среди функций ЦБР и ФРС США есть общие функции (и механизмы их реализации) центральных банков, но есть и специфические, связанные с различием экономической и политической ситуации в странах, с их историческим развитием.

3.2 Национальный банк Китая

В 1983 году на Народный банк Китая законодательно были возложены функции центрального банка страны, он стал осуществлять контроль и регулирование всей денежно-кредитной сферы страны: страхования, зарождавшегося фондового рынка и банковских учреждений, включая кредитную кооперацию и финансовые компании.

В начальный период становления Народного Банка Китая в качестве центрального банка контроль и регулирование банковского сектора страны сводились преимущественно к контролю за соответствием нормативам, т. е. основными действиями по контролю и ревизии кредитных учреждений была проверка учреждений на соответствие их деятельности нормативам, а также политическим установкам. По мере развития экономики и денежно-кредитной сферы ограниченность такого метода контроля становилась все более очевидной. Денежно-кредитная сфера -- это отрасль с высокой степенью риска, и насущно необходим контроль этого риска.

Отдельные финансово-кредитные учреждения, риск экономической деятельности которых стал вполне очевидным, по решению Народного Банка Китая были удалены с рынка.

Тем не менее, несмотря на все попытки начиная с 1994 года реформировать систему контроля финансово-кредитных учреждений и сделать ее предельно рациональной, в отдельных сферах контроля и регулирования центрального банка имелись слабые звенья. Это обусловливало необходимость дальнейшего совершенствования функций денежно-кредитного контроля и регулирования центрального банка КНР.

В 1995 году в соответствии с законом о Народном Банке Китая он осуществил перераспределение функций различных контрольных департаментов головного офиса, четко разграничил компетенцию головного офиса и отделений банка.

В головном офисе было увеличено число департаментов денежно-кредитного контроля и регулирования, осуществлена узкая специализация функций контроля.

Эта реформа оздоровила систему контроля центрального банка, кардинально изменились функции отделений банка. Основные функции региональных отделений Народного Банка Китая по распределению лимитов кредитования были заменены в новых условиях на контроль и регулирование денежно-кредитных учреждений.