Файл: Правовое регулирование валютного рынка: понятие и общая характеристика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- валютный своп, операция которая объединяет в себе одновременно и куплю и продажу различных валют с немедленной поставкой.

1.3 Государственные структуры, регулирующие валютный рынок

Государственное регулирование финансового рынка является одной из самых важных задач государства. Грамотный контроль финансовых рынков обеспечивает успешное развитие и функционирование экономики страны.

В Российской Федерации регулирование финансового рынка и регулирование рынка финансовых услуг в большей степени обеспечивает государство, и в частности, Федеральная Служба по Финансовым Рынкам (ФСФР). Как такого полноценного закона о финансовых рынках не существует, но о полномочиях Федеральной Службы по Финансовым Рынкам и управлению по финансовым рынкам можно судить по Постановлению Правительства РФ от 29 августа 2012 года «О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации».

В данном Постановлении говорится, что Федеральная Служба по Финансовым Рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

Помимо ФСФР и управления по финансовым рынкам к государственным органам по регулированию финансового рынка также относятся Центральный Банк, Министерство финансов, Федеральная антимонопольная служба.

Совместно с развитием государственного регулирования финансового рынка происходит становление негосударственных форм контроля финансовых рынков. В частности, отметим создание СРО НП ЦРФИН (Центр Регулирования внебиржевых Финансовых Инструментов), который появился в 2012 году с целью создания и систематизацииединых правил и требований к брокерам на валютном рынке FOREX-услуг (от англ. FOReign Exchange - рынок межбанковского обмена валют по свободным ценам).


Отсутствие единого и полного закона о финансовых рынках в России подталкивает его участников к проявлению самостоятельной активности и приведению рынка к цивилизованному облику, в том числе, осуществлению контроля за финансовыми рынками в своей отдельной сфере.

Создание нормативно-правового поля процесс сложный и длительный, требует от участников финансового рынка полной самоотдачи. В каком соотношении распределятся полномочия за контролем финансового рынка в России между государством и СРО сейчас говорить сложно, но главное, процесс идет, и российский рынок все больше приходит к мировым стандартам и нормам.

2 Анализ политики Банка России на валютном рынке

2.1 Банк России как орган регулирования и контроля валютного рынка

Валютное регулирование проводится в целях пресечения валютной спекуляции, манипулятивных сделок с неправомерным использованием инсайдерской информации.

Важнейшим направлением валютного регулирования выступает использование принципа государственно-частного партнерства путем привлечения государством валютных ресурсов корпораций и банков для кредитования совместных проектов, для чего предоставляются валютные льготы.

Валютный контроль - комплекс мер регулирования, принимаемых государством в целях воздействия на рынок национальной валюты законодательными методами. Валютный контроль, как и регулирование, является средством реализации валютной политики. Его основная цель - соблюдение резидентами и нерезидентами валютного законодательства, проверка обоснованности платежей в иностранной валюте, обеспечить полноту и объективность учета и отечности по валютным операциям и рублевым сделкам нерезидентов.

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

  • приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
  • исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
  • единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
  • единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  • обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Валютное законодательство основано на Законе РФ от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Данный нормативно-правовой акт - составная часть системы валютного законодательства, определяющая ключевые понятия валютных отношений.

Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» содержит ряд норм, устанавливающих статус ЦБ РФ как органа валютного регулирования и контроля.

ЦБ РФ организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ (п.12 ст.4). В его обязанности входит определение порядка осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами (п. 13 ст. 4).

ЦБ РФ: устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю (п. 15, ст. 4); принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует его составление (п. 16. ст. 4); проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации публикует соответствующие материалы и статистические данные (п. 18. ст. 4); утверждает графическое изображение рубля в виде знака (п. 2. ст. 4).

2.2 Анализ валютных интервенций, проводимых Банком России (2014-2016)

Если центральный банк регулярно прибегает к валютным интервенциям, то он разрабатывает политику проведения операций на валютном рынке: определяет цели, сроки, объем и порядок проведения интервенций. В меньшей степени формализованная политика операций на валютном рынке востребована в случае режима фиксированного валютного курса. В условиях фиксации курса центральный банк не контролирует сроки и объемы операций на валютном рынке, поскольку он автоматически должен обеспечивать предложение иностранной валюты в ответ на изменение спроса.

Напротив, при режиме плавающего валютного курса интервенции осуществляются по усмотрению центрального банка, когда они необходимы для поддержания низкой волатильности валютного курса, увеличения резервов и обеспечения адекватного уровня ликвидности на валютном рынке.

Объемы целевых (плановых) интервенций определяются с учетом оценки внешнеторгового баланса страны и динамики цен на энергоносители на мировых рынках. Проведение целевых интервенций направлено главным образом на нейтрализацию устойчивых ожиданий участников внутреннего валютного рынка относительно изменения обменного курса рубля, формирующихся под влиянием сложившейся внешнеэкономической конъюнктуры.


Валютные интервенции, совершаемые Банком России сверх установленного целевого объема, осуществляются в целях сглаживания колебаний обменного курса рубля, не обусловленных действием фундаментальных экономических факторов.

Данные валютной интервенции, проведенных центральным банком в 2015-2016 гг приведены ниже в таблице 1.

Таблица 1 Данные по интервенциям Банка России 2014-2016 гг

Отчетный период

Объёмы операций с долларами США, всего за период, млн. долл. США

Объёмы операций с евро, всего за период, млн. евро

Покупка

Продажа

Покупка

Продажа

Всего

Целевые

Всего

Целевые

Всего

Целевые

Всего

Целевые

2016

10143,69

0

2341,49

0

0

0

0

0

2015

2794,16

0

78922,59

216,2

236,99

0

5647,23

17,5

2015

2794,16

0

78922,59

216,2

236,99

0

5647,23

17,5

2014

970,34

714,92

25231,69

14767,57

111,05

72,57

2158,83

1298,74

В отличие от режима фиксированного валютного курса в условиях плавающего курса интервенции носят выборочный и ограниченный характер.

Интервенции являются более эффективными, когда они проводятся относительно редко и в достаточно больших объемах. Эффективность интервенций возрастает также, когда политика проведения операций на валютном рынке обладает информационной прозрачностью.

Приверженность центрального банка определенным целям интервенций позволяет участникам рынка соотносить заявленные цели и фактические действия. Транспарентность интервенций также является одним из элементов подотчетности центрального банка обществу. В конечном счете, информационная прозрачность позволяет выстраивать доверительные отношения между центральным банком и рынком.

Хорошим примером информационной прозрачности является публикация сведений о политике интервенций в Австралии и Швеции с указанием оснований для проведения интервенций. К основным факторам успеха интервенций относят международную координацию операций, их объем и рыночные условия, в которых они проводятся.


Анализ эффективности интервенций востребован при разработке и реализации денежно-кредитной политики по нескольким причинам.

Во-первых, он необходим для оценки результатов политики интервенций при заданном режиме валютного курса и оптимизации операций центрального банка.

Во-вторых, анализ проводят для оценки целесообразности изменения действующего режима валютного курса и денежно-кредитной политики.

В-третьих, анализ эффективности интервенций нужен для оценки среднесрочных перспектив управления валютным курсом со стороны центрального банка и необходимого уровня валютных резервов.

Для Банка России до 2016 г. главным критерием эффективности было «сглаживание». Объясняется это тем, что официально Банк России с 1 сентября 1998 г. до 10 ноября 2015 г. придерживался управляемого плавания курса рубля без предопределенного диапазона колебаний. Оно подразумевало, что центральный банк управляет валютным курсом, не задавая его среднесрочный целевой уровень или динамику колебаний.

При управлении валютным курсом центральный банк руководствовался широким перечнем макроэкономических показателей, включая состояние платежного баланса, объем международных резервов и др. В условиях управляемого плавания интервенции не осуществлялись в «нейтральном» диапазоне плавающего операционного интервала, однако в определенных объемах они проводились в зависимости от близости текущего значения валютного курса к границам операционного интервала по заранее установленным параметрам.

Преимущество управляемого плавания заключается в том, что денежные власти не связаны обязательствами по поддержанию курса, и в то же время они могут проводить денежно-кредитную политику, которая, на их взгляд, оптимальна для макроэкономической ситуации.

В 2000, 2009 и 2016 г. были проведены замеры эффективности интервенций Банка России в условиях различной политики валютного курса. Результаты обработки данных сведены в таблице 2. Проверка статистических гипотез выявила систематическую закономерность колебаний валютного курса после проведения эффективной интервенции, т. е. в целом интервенции оказывали влияние на валютный рынок.

Сравнивая последние оценки с выводами аналогичных исследований предыдущих лет, можно заметить определенные изменения в политике проведения интервенций Банка России. В 1997–1998 гг. центральный банк удерживал колебания валютного курса в наклонном валютном коридоре в пределах от 4,45 до 7,15 руб. за 1 дол. США.