Файл: Сотрудничество России с мировыми финансово- кредитными институтами (Деятельность МВФ в России).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Международные организации в системе международных публичных финансов
1.1 Понятие и необходимость создания международных финансовых организаций
1.2 Классификация и функции международных экономических и валютно-финансовых организаций
2 Взаимоотношения России и международных финансовых организаций
2.2 Взаимоотношения России с группой Всемирного банка
2.3 Перспективы дальнейшего сотрудничества России с международными финансовыми институтами
Все и региональные экономические организации, вхо в выше первые категории, межправительственными которые именуются также межгосударственными или многосторонними. межправительственных в включены международные неправительственные экономические организации и содействующие разви мирохозяйственных связей.
В современных выделяют следующие виды организа
- Межгосударственные организации, цель и деятельности которых представляют всех государств мира. них можно выделить МБРР и его организации – МФК, МАГИ.
- Межгосударственные организации регионального межрегионального характера, которые государствами для решения вопросов, в том экономических и финансовых. организаций первого типа ЕБРР.
- Международные экономические организации, полуформальными объединениями типа От состояния экономики лидеров мирового хозяйства многом зависит экономическая на всей планете. в ходе ежегодных рассматривают наиболее актуальные мировой экономики и общую линию поведения. решения часто определяют МВФ, МБРР и международных экономических организаций. этому виду организаций следует отнести Парижский стран-кредиторов (действующий на уровне) и Лондонский (действующий на межбанковском уровне).
- торгово-экономические, валютно-финансовые кредитные, отраслевые специализированные организации. ним относят МФК, МАР, БМР.
подробную классификацию известный специалист-международник Жуков Е.Ф. организации он по ряду критериев, в частности
1. зависимости от членов различают всеобщие или состава.
Всеобщие или международные экономические потенциально рассчитаны участие всех хотя даже сего в ООН не страны по причинам не участвуют.
некоторых МФО только промышленно страны (Лондонский Членами других – только одного региона (ЕБРР).
В зависимости характера компетенции делятся на общей и спе компетенцией.
международной организации это объект сфера её деятельности, а представляемые ей этого полномочия. международной организации договорную основу ограничена договорными рамками.
первом случае компетен не ограничена одной сферой со А специальные Международный банк реконструкции и развития Международная ассоциация (МАР), Международная корпорация (МФК), валютный фонд Многостороннее агентство гарантированию инвестиций (МАГИ).
По соотношению компетенции, передаваемой международной организации различают:
межправительственные организации, выпол координационные функции, которых перераспределенная остается совместной государства и организации;
международные организации, отдельные наднациональные обладающие исключительной по ряду и ограничивающие государств-членов в решении. Примером служить обязательность решений МВФ Мирового банка валютно-кредитной сфере стран-участниц;
— наднациональные созданные для правил, обязательных государств-членов, и контроля и принуж участников к этих правил. функциями наделены наднациональ органы Европейского Европейский совет, парламент и др.
В зависимости сферы международного ре международные организации классифи как:
— международные организации, регулирующие и промышленное со и отрасли экономики;
— международные организации, регулирующие ми торговлю;
— международные и финансовые (Международный валютный институты Мирового и др.);
— и региональные регулирующие предпринимательскую деятель (Межамериканская инвестиционная — МАИК, инвестиционный банк СИБ и др.);
международные неправительственные организа и объединения, развитию ми связей (Парижский клуб).
Главным неправительственных международных органи выделяется то, они созданы на основе договора, членами могут быть производителей, компании, научные общества другие организации.
Этот источник с зрения порядка в них органи подразделяет на (любое государство стать членом своему усмотрению) закрытые (прием согласия учредителей).
Независимо типа международные организации в международных отношениях существенную роль форма сотрудничества и многосторонней дипломатии.
происходящего в организации процесса в выявлении членов, их выработке на основе позиции и определении соответствующих а также и средств решения. Основные деятельности организации в обсуждении, при решения и за его Отсюда вытекают основных вида международной организации: контрольные, оперативные.
Под следует понимать проявления процессов деятельности по возложенных на задач. При организация вправе свои функции в пределах за ней ком
Регулирующая является сегодня наибо важной. Она со в принятии определяющих цели, правила поведения госу Такого рода обладают лишь обязательной силой, не менее, воздействие на отношения и международное право недооценивать: любому трудно противостоять международной организации.
Резолюции непосредственно не созда международно-правовых норм, оказывают серьезное как на так и правоприменительный процесс. принципы и нор международного права первоначально сформулированы резолюциях. Им важная функция международных проблем их подтверждения конкретизации применительно реальностям международной применяя нормы конкретным ситуациям, раскрывают их содержание.
функции состоят осуществлении контроля соответствием поведения нормам международного а также В этих организации вправе и анализировать информацию, обсуждать и выражать мнение в Во многих государства обязаны представлять доклады выполнении ими и актов в соответ области.
Оперативные функции международных организа заключаются в достижении собственными средствами организации. подавляющем большинстве случаев воздействует на реальность суверенные государства-члены. Вместе тем постепенно растет и непосредственной деятельности. оказывают экономическую, научно-техническую другую помощь, предоставляют кон услуги.
2 Взаимоотношения России и международных финансовых организаций
2.1 Деятельность МВФ в России
В связи с вступлением стран бывшего СССР в МВФ для осуществления с ними взаимодействия в структуре Фонда в конце 1991 г. было специально создано новое крупное подразделение - Европейский департамент II. В него вошли созданные ранее в рамках Европейского департамента I четыре отдела и вновь учрежденный Балтийский отдел. В настоящее время эти отделы и сфера их деятельности таковы: Балтийский - страны Прибалтики; Восточный - государства Средней Азии и Казахстан; Западный - Белоруссия и Украина; Центральный - Российская Федерация и межреспубликанские учреждения; Южный - республики Закавказья и Молдавия.
Таблица 1
Квоты 15 бывших республик СССР в МВФ в 1993 году
Страны |
В соответствии с девятым пересмотром квот |
|
в млн. СДР |
в % |
|
Азербайджан Армения Белоруссия Грузия Казахстан Киргизия Латвия Литва Молдавия Россия Таджикистан Туркменистан Узбекистан Украина Эстония Всего |
117,0 67,5 280,4 111,0 247,5 64,5 91,5 103,5 90,0 4313,1 60,0 48,0 199,5 997,3 46,5 6837,3 |
0,08 0,05 0,20 0,08 0,17 0,04 0,06 00,07 0,06 3,00 0,04 0,03 0,14 0,69 0,03 4,76 |
Программа международной финансовой помощи России и другим странам бывшего СССР от МВФ оценивается в 24 млрд. дол.
После распада СССР входившие в его состав государства, большая часть которых образовала Содружество Независимых Государств (СНГ), пошли по пути индивидуального вступления в бреттоно-вудские институты. Российская Федерация подала заявление о присоединение к МВФ и МБРР 7 января 1992 г. Одновременно с учетом требований МВФ был разработан «Меморандум об экономической политике Российской Федерации», утвержденный правительством 27 февраля 1992 г.
27 апреля 1992 г. Совет управляющих МВФ проголосовал за примем России и 14 других бывших советских республик. После подписания российскими представителями Статей соглашения (устава) МВФ 1 июня 1992 г., учредительных документов МБРР 16 июля 1992 г. и МФК 12 апреля 1993 г. Россия официально стала участницей этих организаций.
В ходе дискуссий о предполагавшемся вступлении СССР в МВФ специалисты оценивали возможную квоту Советского Союза в диапазоне от 4 до 7млрд. дол. (3,5-6% от капитала Фонда). После распада СССР МВФ разделил рассчитанную для него квоту между 15 бывшими советскими республиками.
После распада СССР входившие в его состав государства, большая часть которых образовала Содружество Независимых Государств (СНГ), пошли по пути индивидуального вступления в бреттоно-вудские институты. Российская Федерация подала заявление о присоединение к МВФ и МБРР 7 января 1992 г. Одновременно с учетом требований МВФ был разработан «Меморандум об экономической политике Российской Федерации», утвержденный правительством 27 февраля 1992 г.
27 апреля 1992 г. Совет управляющих МВФ проголосовал за примем России и 14 других бывших советских республик. После подписания российскими представителями Статей соглашения (устава) МВФ 1 июня 1992 г., учредительных документов МБРР 16 июля 1992 г. и МФК 12 апреля 1993 г. Россия официально стала участницей этих организаций.
В ходе дискуссий о предполагавшемся вступлении СССР в МВФ специалисты оценивали возможную квоту Советского Союза в диапазоне от 4 до 7млрд. дол. (3,5-6% от капитала Фонда). После распада СССР МВФ разделил рассчитанную для него квоту между 15 бывшими советскими республиками.
Вступление в МВФ позволило России пользоваться значительными кредитами для финансовой поддержки мер по осуществлению экономических реформ и восстановлению равновесия торгового и платежного балансов. Россия по ныне действующим нормам имеет возможность получать валютные средства в Фонде в виде резервных кредитов в пределах 4,0 млрд. дол. (68% от квоты) вплоть до достижения максимального уровня в 17,7 млрд. дол., т.е. 350% от квоты. Фактические размеры этих кредитов определяются в ходе переговоров с Фондом, с учетом реальной экономической ситуации в стране и политики ее властей, и чаще всего оказываются ниже максимально оцениваемых величин.
В 1995 г. было согласовано предоставление России резервных кредитов МВФ на сумму, близкую к российской квоте. В марте 1995 г. было подписано соглашение между правительством, ЦБ России и МВФ, которое стало основанием для выделения кредитов поддержки и составило основу сотрудничества с МВФ на будущее.
МВФ считает определяющими следующие реформы в России: резкое снижение уровня инфляции (до 5-7% в год), ужесточение кредитно-денежной политики, замедление прироста денежной массы, сокращение вдвое бюджетного дефицита, упразднение основной массы налоговых льгот, перераспределение налогового бремени на топливно-энергетический комплекс, либерализация внешней торговли, сокращение разброса ставок импортных пошлин, завершение приватизации, ускорение проведения земельной реформы, создание и укрепление механизмов социальной защиты населения.
МВФ и Россией согласован конкретный механизм постоянного взаимодействия: Россия регулярно предоставляет МВФ текущую информацию об экономической ситуации, для чего создана специальная экспертная группа из представителей Министерства финансов, Министерства экономики и Центрального банка РФ.
По величине квоты 5,9 млрд СДР, или 8,3млрд дол. по курсу Россия занимает девятое место вслед за Канадой. Такая квота не дает России право на постоянное место в Исполнительном совете в отличие от пяти стран с наибольшими квотами (США, Германия, Япония, Великобритания, Франция), за которыми устав МВФ закрепляет такое место. Однако, располагая 59704 голосами (3% общего их количества), она, подобно двум другим странам – Китаю и Саудовской Аравии, не входит в какую-либо группу государств – членов, образуемую для избрания исполнительного директора, а единолично «избирает» собственного директора.
В соответствии с уставом МВФ Россия оплатила в конвертируемой валюте 25% суммы своей подписки на капитал Фонда.
Членство в МВФ возлагает на Россию и другие страны СНГ обязательство выполнять требования, зафиксированные в Статьях соглашения МВФ.
Во-первых, в соответствии со статьей VII устава обязанностью стран – членов МВФ является устранение валютных ограничений, поддержание конвертируемости валют в сфере международных текущих валютных операций, неучастие в дискриминационных валютных соглашениях. Однако введение конвертируемости валют не рассматривается в качестве предварительного условия вступления страны в Фонд. Статья XIV позволяет вновь принятым странам в течении «переходного периода» (продолжительность его не зафиксирована) сохранять или устанавливать вновь те или иные валютные ограничения.