Файл: Специфика понятия социальная перцепция.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 757

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Социальная психология- это раздел в психологии изучающий закономерности поведения и деятельности людей в ходе общения определенном кругу общения. Эта наука очень уникальна, потому что ее нельзя отнести полностью к психологии или полностью социологии.

Психология- это сложная наука, которая построена на общении и взаимопонимании, если нет эмпатии и рефлексии - то и общения не будет.

В итоге объектом социальной психологии является отдельно взятая социальная группа людей (может быть малая группа, средняя или же большая) и, конечно же, личность. Предметом социальной психологии является изучение закономерности поведения личностей, исследование психического взаимодействия личностей.

Личность в социальной психологии играет огромную роль. Человек не может жить в обществе и никогда не взаимодействовать с окружающими его людьми, все люди рано или поздно нуждаются в общении.

Как наука социальная психология появилась во второй половине 19-го века, тем самым отделившись от философии. Во многих философских трудах Платона и Аристотеля встречаются социально-психологические идеи, французские философы-материалисты и социалисты-утописты внесли существенный вклад, а позже труды Гегеля и Фейербаха. 

Социальная перцепция понимается как восприятие человека человеком .

Но так же есть более узкий термин который рассматривает познание человека человеком «межличностная перцепция»

Ученный который изучал социальную перцепцию :Дж.Брунер

Социальная перцепция в наше время ,на самом деле , очень актуальна, ее проблемы, решение проблем , восприятие человека и общения человека, это все было и будет актуально пока человек – это социальное существо.

Предмет исследования является социальная перцепция;

Объект исследовательской работы взаимодействие человека с человеком путем перцептивной стороны общения.

Цель курсовой работы:

  1. изучение социальной перцепции и ее механизмы,
  2. рассмотрение общения в социальной перцепции

Теоретическая значимость исследовательской работы заключается в пояснение социальной перцепции;

Практическая значимость заключается в:

  • подробное изучение и общения, восприятия
  • рассмотрение механизмов социальной перцепции.

Каждый из нас в какой-то степени является субъектом человека. Каждая личность познает своего собеседника, даже не осознавая это. Все люди в общении могут воспринимать, познавать, понимать человека. Психологи это делают осознанно, как раз это может отличить обычного индивида от психолога. Именно поэтому познание человека человеком это главная часть человеческой жизни.


Человек очень интересное существо. У него присутствуют множество стереотипов. Например, был поставлен эксперимент, двум группам показали фото мужчины. Один человек был в курсе этого эксперимента и присутствовал во второй и в первой группе. И он говорил свое мнение как ему сказали экспериментаторы .Тем самым вызвал определенное мнение людям согруппникам .Кто-то говорил что он ученый а кто-то был убежден что он серийный убийца.
Как же сильно на нас влияют стереотипы. Как легко человеку что-то навязать. И как же сложно людям друг друга понять.

Чаще всего мы путаем сформированные образы предметов ( которые сложились от восприятия) с восприятием, но они на самом деле не являются восприятием. Предметом восприятия служит внешняя среда. Предмет сопоставление средой посредством восприятия как раз являются явления и образы.

2.Социальная перцепция понятие

Социальная перцепция-это процесс восприятия в ходе, которого человек познает и изучает, собеседника и самого себя. Мы как бы «читаем» внутренний мир другого человека и стараемся понять его эмоциональное состояние к воспринятому. В социальной перцепции присутствует оценка другого человека, после чего идет впечатление о той или иной личности. Оценка может быть дана по внешним данным (как человек одет и ухожен), по эмоциональным ( эмоции, которые сейчас человек испытывает), по ситуационным поступкам (как человек ведет себя в какой-либо экстремальной ситуации). Процесс познания и оценивания одним человеком другого это неотъемлемая часть общения, и этот процесс, в общем, может быть условно назван, перцептивной стороной общения.

На основе восприятия личности человеком формируется представление о мыслях, способностях, эмоциях, намерениях и установок партнера по общению. Каждый партнер, при общении друг с другом, уподобляется, чтобы симпатизировать и иметь какую-то связь для более комфортного общения в дальнейшем. Человек должен помнить о восприятии своего партнера, тт.е. о том каким видит человека его партнер.

В социальной перцепции выделяют четыре основные функции:

1)самопознание в общении с партнером;

2)познание собеседника/партнера;

3)налаживание контактов в группе при помощи взаимопонимания;

4)установление эмоциональных отношений.

В коллективе индивидуальные понятия людей друг о друге оформлены в групповые оценки личности, которые выступают в процессе общения в виде общественного мнения.


Структура социальной перцепции:

1.наблюдатель (кто воспринимает)

2.наблюдаемый (кого воспринимают)

3.контекст процесса восприятия.

Этапы социальной перцепции:

1.)Наблюдатель усваивает внешний облик и поведение наблюдаемого и определенным образом оценивает их.

2.) Наблюдатель объясняет поведение наблюдаемого, т. е. строит гипотезы об особенностях его личности и о мотивах поведения, на основе собственных выводов формирует собственное эмоциональное отношение к наблюдаемому .

3. )Наблюдатель предсказывает дальнейшее поведение наблюдаемого.

4.) Наблюдатель определяет стратегию собственного поведения в отношении наблюдаемого.

Взаимопонимание это социально-психическое явление, центром которого является эмпатия.

Социальная перцепция является одним из важных и серьезных явлений в социальной психологии. Термин «социальная перцепция» впервые ввел Дж. Брунер в 1947 году в ходе разработки «Нового взгляда» на восприятие. Брунер понимал этот термин как социальную детерминацию перцептивных процессов.
Перцепция зарождается в ходе взаимодействия личностей друг с другом и объединяет в себе восприятие, оценивание, уразумение и прохождение индивидом и социальных объектов.

Если рассматривать процессы социальной перцепции в полном объеме, то получится сложная, разветвленная схема, в которой существуют различные варианты субъекта и объекта восприятия.

Социальная перцепция в жизни психолога играет важную роль, так как психолог должен «видеть человека насквозь» это ему помогает найти контакт и начать общаться с клиентом. Если же психолог не имеет эту самую социальную перцепцию, то связь будет сложно найти и человек, поняв, что между вами нет контакта - уйдет.

В общении социальную перцепцию лучше использовать термин как «межличностная перцепция». Этот термин более узок по сравнению с «социальной перцепцией». В него включены процессы общения, которые мы собственно и рассматриваем.

Механизмы и эффекты межличностной перцепции

Человек в общение всегда вступает как личность и воспринимается другим человеком тоже как личность.

Как уже говорилось, первое впечатление начинается «с первого взгляда» с наблюдения за собеседником, за его внешностью, общением, голосом, манерой общения, за воспитанием этого человека. Очень важно как воспринимается партнер по общению (восприятие одним человеком другого). В ходе познания другого человека осуществляется оценка этого человека, человек старается понять его поступки и проанализировать их, и построение своего поведения.


Поскольку в этом процессе участвует две личности или более, они являются активными субъектами. И в построении стратегии взаимодействия всем нужно учитывать потребности, мотивы и как другой понимает потребности, мотивы собеседника. Это все происходит с помощью механизма под названием «идентификация». Механизм идентификации построен на уподоблении собеседника или группе людей, нахождения совпадений признаков партнера, может относиться к механизму психической защиты.

Обычно это происходит, когда человек пытается поставить себя на место партнера по общению. При идентификации происходит некая эмоциональная связь с объектом, что в следствии помогает наладить общение.

Следует различать «идентификацию» от понятия «референтность». Референтность – схоже близко, по своему содержанию, с понятием «эмпатия». Объектом референтных отношение представляется группа, где член считается субъектом, либо группа с которой состоит сам человек, но не является ее реальным участником. Функцию референтного объекта может выполнять отдельная личность, например какой-либо персонаж из мультфильма, либо вымешленный идеал для человека.

Аттракция - устойчиво сложившееся впечатление о партнере. Может понятие иметь такую форму в определенных отношениях, таких как дружба и любовь.

Эмпатия - это умение сопереживать человеку, понимание эмоций человека, чувств и переживаний; это часть эмоционального интеллекта. В этом механизме всегда участвует как минимум две личности. Механизм эмпатии схож немного с механизмом идентификацией. Схожесть в том, что человек может поставить себя на место другого, значит посмотреть на вещи с точки зрения партнера. Иногда эмпатию воспринимают как чистое переживания одного человека другому, но это не так ,ведь понимать эмоциональное состояние человека и не иметь никакой симпатии и сочувствия. Если человек не переживал состояние аффекта (депрессии или апатии), то есть возможность, что этот человек не поймет эмоциональные состояния окружающих его людей. Эмпатия к примеру хорошо проявляется у родных людей.

Всегда стоит вопрос « как будет партнер по общению понимать меня», понимание друг друга затрудняется, когда появляется рефлексия.

При анализе эмпатии западные психологи особо выделяют два момента.

1. Положительное отношение к другому означает признание личности этого человека в его целостности. Вместе с тем подобное отношение не исключает негативной реакции субъекта на то, что его партнер по общению переживает и чувствует в данный момент.


2. Переживая эмпатию по отношению к другому индивиду, субъект может оставаться эмоционально нейтральным: жить некоторое время как бы в мире переживаний и чувств другого, не формулируя ни позитивных, ни негативных суждений о нем.

Эмоциональная форма эмпатии, как правило, возникает при непосредственном восприятии переживаний другого человека и в ситуации его неблагополучия переживается как жалость, печаль, сострадание.

Эмпатическое переживание может быть как положительным, так и отрицательным эмоциональным состоянием субъекта. Вполне логично, что при переживании удовлетворенности, радости человек не так остро нуждается в эмоциональном или действенном отклике, как в том случае, когда он испытывает неблагополучие. Когнитивная эмпатия окружающих этого человека людей, позволяет одолеть его тяжелые переживания.

Рефлексия- способность осмысливать мысли, чувства и действия другого человека и самого себя. При рефлексии происходит осмысление, почему он произвел то или иное впечатление на человека, с которым он взаимодействовал.

Казуальная атрибуция (атрибут-ярлык) - часть межличностного восприятия, объяснение социальным объектам причин и мотивов поведения; причинная интерпретация личностью своего и чужого поведения. Кауальная атрибуция возникает в процессе социального взаимодействия. Она связана жизненным опытом субъекта социальной перцепции.

Этот феномен относится не только к восприятию человека человеком, но и к мышлению. Существует два основных вида казуальной атрибуции: внутренняя, внешняя.

Казуальная атрибуция рассматривается в зарубежной психологии как универсальный механизм социальной перцепции. В ходе казуальной атрибуции ученые выяснили, что люди чаще всего приписывают успех себе, а неудачу списывают на что-нибудь.

Ученый психолог Г.М.Андреева сделала вывод: атрибутивные процессы совмещают основное содержание межличностного восприятия. Одни люди склонны фиксировать физические черты, другие воспринимают преимущественно психологические черты окружающих личность людей.

Стереотипизация – оценка социальных объектов на основе определенных представлений. Стереотипизация является одним из важнейших пунктов характеристик в межгрупповом и межличностном восприятии. Сопровождается проявлениями:

  • социальными установками;
  • эффектом ореола;
  • первичности и новизны;

Стереотип - обыденное искаженное представление о какой-либо социальной группе или отдельной личности (состоящий в какой либо социальной общности).