Файл: Специфика понятия социальная перцепция.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 844

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Аутостереотип- исследователь этого понятия В.Н.Куницына, стереотипы национальности

Эффект первичности появляется при первом знакомстве и оценка человека складывается на информации сформулированной ранее.

Эффект ореола (halo-ореол (от англ); effect-результат(от англ) )- у этого эффекта есть второе название «гало эффект». Эффект ореола это первичное впечатление о человеке. Например, это когда человек наслышан о другом и создается у него уже какие-то отростки впечатления об этом человеке. Именно поэтому мы склонны навешивать друг на друга ярлыки.
Так же эффект ореола может быть как негативным так и позитивным. Этот эффект довольно часто используют мошенники.

Возникновение эффекта ореола:

  • дефицит времени. Не у всех есть время лично познакомиться с какой-либо личностью и обсудить все его качества.
  • перегруженность инф-ей. Это когда у человека уже сложилось в довольно большой группе людей впечатление о различных индивидуумах и у него не хватает времени и сил, обдумать и уложить всю информацию о каждой личности отдельно.
  • Незначимость человека.
  • Стереотип восприятия, обобщенно возникший о большой группе людей, к которой человек принадлежит.

Эффект новизны действует только при поступлении совершенно новой информации и считается самой важной. К примеру, можно привести список слов разных, человек будет помнить лучше только те слова, которые ближе к концу.

Важная сфера социальной перцепции.

Изучение процесса формирование первого впечатления о другой личности является важной сферой социальной перцепции. Выделяют факторы привлекательности партнера ,превосходства и отношения к человеку который наблюдает за испытуемыми.

Фактор превосходства

Человек положительно оценивает человека, который его в каких-то важных параметрах превосходит. Но если человека мы превосходим, у нас рефлекторно включается недооценивание и повышение требований к этому человеку. Превосходство исходит из одного какого-то качества человека.

Параметры человека, на которых мы оцениваем:

1.По внешности. Это может быть одежда, опрятность, те же самые очки, макияж, прическа, машина, кабинет в котором человек работает и т.д.

2.По восприятию его внутреннего мира (эмпатия, рефлексия и т.п.).

Фактор отношения к наблюдающему человеку


Ошибка восприятия, которые разделяют наши какие-либо важные для нас параметры, идеи – мы позитивно оцениваем и по другим их показателям.

Восприятие на других людей большее влияние оказывает стериотипизация. Социальный стереотип – устойчивый образ, представление о каких-либо явлениях и людях. Этнические стереотипы - образ типичного представителя определенной нации (например, стереотип о том, что в США люди все полного телосложения, легкомысленность французов)

Воспринимая деятельности и внешний вид человека, мы имеем возможность проникнуть в психологическое внутреннее содержание, познавать интересы, характер и чувства человека, а так же способности личности. Личность и психика человека представлена в неразрывном единстве. Развитие человека не может быть только сведено к познавательным и эмоциональным волевым компонентам. Человека формирует значимая для него группа, это может быть как большая, так и малая. Психологические данные требуют огромной осторожности в их использовании.

Методика развития перцептивного восприятия

Дейл Карнеги считал, что человеку достаточно улыбнуться для вызова симпатии окружающих его людей. В любой ситуации нужно улыбаться, но для начала нужно научиться правильной улыбке. Существует много психологических приемов для развития мимических жестов. Управление собственной мимикой улучшит социальную перцепцию и даст возможность лучше понимать окружающих людей.

Самая действенная методика является развития навыков социального восприятия: практика Экмана. Основой является концентрация внимания на трех зонах лица. Зоны:

  • Лоб
  • Подбородок
  • Нос

Эти зоны лучше всех отображают эмоциональные состояния(грусть, страх, отвращения, гнев). Умение анализировать и понимать мимические жесты позволяет расшифрововать чувства, которые испытывает собеседник. Эта практика получила широкое распространение в сфере психологии.

Социальная перцепция в деловом общении

В деловом общении человек работает с группой людей, которую он впервые видит либо с той группой, с которой уже достаточно хорошо знакомы.

Психологические исследования выявили, что психологические механизмы в общении человека, с человеком который ранее не был знаком и с человеком который знаком, разные.


Формирование образа другого индивида осуществлением путем стереотипизации. Каждый человек, имеющий большой опыт общения может определить многие социально-психологические характеристики собеседника.

Для каждой категории партнера существует различные техники общения , выбор техник подстраивается под партнера, под его характеристики. Отечественные и зарубежные психологи уделяют внимание мотивации как одному из особых условий управления в любой сфере деятельности личности. Общение в значительной степени определяется мотивацией , а ее отсутствие отражает коммуникативные барьеры. Причиной непонимания при возникновении такого рода барьеров является отсутствие у получателя интереса к сообщению. А это обусловлено тем, что предлагаемая информация не затрагивает личных потребностей реципиента.

Основным методом преодоления мотивационных барьеров является более тесное связывание сообщения с потребностями реципиента. Этот прием широко используется в массовой функции общения – пропагандистских агитаций, публичных выступлениях и т.д.

Межличностная аттракция

Формирование аттракции.

Есть некий диапазон привлекательности у личностей, такие как : люблю и ненавижу, не нравится и нравится, и нейтрально.

Аттракцию можно рассматривать как отдельный вид установок собеседника.

Эмоциональная оценка любви:

Когда человек готов ради другого буквально на все (проводить с ним время, дать ему все что нужно и т.п.) и когда человек желает провести все время (даже свое личное время отдыха) на этого человека, с целью просто быть рядом с ним.

Эмоциональная оценка нравится: У человека формируются положительные эмоции о его собеседнике и этому человеку приятно общаться с собеседником.

Нейтральность: Это когда у человека собеседник не вызывает положительных или отрицательных эмоций, человеку все равно рядом ли собеседник или нет.

Эмоциональная оценка не нравится: У человека сложились о данном собеседнике неприятные, отрицательные эмоции и человек стараться избегать встреч и общения с этим собеседником.

Эмоциональная оценка ненавижу: У человека появляются зловредные мысли , он хочет причинить индивиду ,которого он ненавидит, вред . При встрече друг с другом у одного или у обоих появляется неприязнь и может человек даже выйти из себя.

Симпатия- одобрение человека, человек, который испытывает симпатию, старается этому объекту симпатии помочь, ухаживать, общаться и проявляет всякие признаки внимания.


Дружба- это устойчивое межличностное отношение. У собеседников проявляется привязанность друг к другу.

Любовь - высокая степень положительно-эмоциональных отношений, объект выделяется среди всех других и ставится на первое место в жизненных интересах и даже потребностей субъекта.

Межличностная аттракция делится на два типа:

  • Внутренняя
  • Внешняя

Внешний фактор.

Это когда человек (собеседник) тянется к человеку с желанием понравиться. Человека сложнее всего расположить к себе, когда тот пребывает в состоянии депрессии или апатии, поэтому это важно при общении, распознать какое у человека настроение.

Пространственная близость – это когда между собеседниками присутствует какое-то расстояние в отношениях , что способствует более доверительным отношениям. Эти факторы позволяют дать собеседнику оценку.

Внутренние.

Этот фактор проявляется в общении с собеседником. Самое главное это стиль общения. Если человек будет бестактным, он будет отталкивать своего собеседника и вызывать негативные эмоции. Подобное притягивает подобное. Тут это, несомненно, действует, если у собеседников схожи интересы, таланты, социальный статус – это поможет создать устойчивые отношения.

Поддержка так же является главной ролью в общении. Люди часто нуждаются в понимании и поддержке, но не все люди могут дать это, поэтому когда человек это может дать – собеседник его ценит и старается настроить более прочную связь.

Все эти факторы влияют на межличностную аттракцию. Факторы могут в прямом смысле привести к любви, а может и к ненависти . От любви до ненависти один шаг, как говорят.

Общение и функции общения

Общение- уникальное свойство человека, это тесный контакт индивида с другим человеком в формировании межличностных отношений. У человека всегда есть потребность в общении, удовлетворяя потребность он реализирует возможности.

Многообразие общения в том, что общение может проявляться в малой группе, в маленьких компаниях, больших компаниях, в деловой сфере, в быту и т.д.

Основные функции: информационная - человек принимает информацию и передает ее;
Контактная - человек с собеседником налаживают свои межличностные отношения, чтоб передать друг другу информацию

Побудительная - эта функция стимулирует человека к каким-либо действиям

Координационная - человек согласовывает свои действия


Понимание- это прием информации от собеседника и понимание этой информации

Амотивная - это эмоциональный обмен между собеседниками

Функция установления отношений - личность осознает свой социальный статус, роль в какой-либо группе людей

Функция оказания влияние- человек изменяет мнения, решения, намерения, установки и т.д.

Барьеры межличностного общения

Цель процесса общения заключается в передачи значения смысла информации. Адекватность смыслов в процессе общения зависит от отсутствия или наличия коммуникативных барьеров. Человек может быть как источником, так и получателем информации , человек может даже быть средством связи. В основе возникновения барьеров могут быть субъективные и объективные факторы. Субъективные барьеры существуют в процессе отношений участников коммуникации (неприязнь и т.п.). Эти барьеры зависят от личностных характеристик.

Поршнев и его три формы коммуникативных барьеров.

1)Избегать. Избавляться или убегать от информации собеседника.

2)Авторитет-информация обесценивается через субъективное снижение авторитетности ее источника.

3)Логический- не нахождение общего языка. Человек перед общением все расставляет по полочкам и старается более адекватно выразить свою мысль, после чего он свою мысль высказывает. Слушающий анализирует сказанное. Трудности происходят при неадекватности понимания информации.

Проблема- понимание собеседника по-своему. Один человек может долго формулировать ответ, другой человек может просто собрать поверхностную информацию и дать готовый ответ. Ученые доказали, что когда на человека поднимают тон, то человек не воспринимает информацию , потому что его понимание будет заблокировано.

Самоподача

Самоподача это когда индивид представляет себя другим. Каждый человек при общении показывает свое поведение, наблюдаемый считывает с наблюдаемого человека его состояние, чувства в данный момент, отношение, мнения и т.п. Как поймет наблюдатель, зависит от того как хорошо он понимает окружающих, наблюдатель может прочесть наблюдаемого опираясь на собственный жизненный опыт и от наблюдаемого как он себя покажет.

Самоподача может быть искренней. Человек транслирует свои настоящие эмоции, переживание. К таким людям всегда тянуться, приятнее, когда тебе открываются, а самое главное искренне открываются. Искренность, по словам К.Роджерса, это спонтанность реакций и естественность на слова собеседника. Открытость умение быть честным и естественным перед своим собеседником. Это не гарантирует полное взаимопонимание, но все-таки, это помогает понять другим вас.