Файл: Выбор стиля руководства в организации (Понятие и классификация стилей управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

V. Теория «ситуационного лидерства».

Эта теория родилась в результате многолетних наблюдений американских психологов, которые, стремясь понять, что такое эффективное управление, вели наблюдения, записывали и анализировали как эффективные и неэффективные менеджеры выполняют свои ежедневные задачи. После обработки полученных данных был получен ошеломительный результат: эффективен только тот руководитель, который обладает таким управленческим качеством как лидерство. Только лидер может быть эффективным управлением вне зависимости от стиля управления, особенностей задачи и других условий.

Авторы теории определяли лидерство как способность использовать имеющиеся ресурсы (в том числе и человеческие) для получения результата. Так лидерство стало предметом психологического анализа. В настоящее время существует достаточно большое количество концепций лидерства. Однако, теория «ситуационного лидерства» является классической и имеет самое прямое отношение к управленческой деятельности. Авторы теории П. Херси и К. Бландэд исходили из следующих позиций.

Лидерство есть способ взаимодействия руководителя и коллектива. Однако далеко не любой способ взаимодействия личности и группы является лидерством. Лидером будет только тот руководитель, чей стиль руководства в наибольшей степени подходит, соответствует уровню развития группы.

Существует четыре уровня (стадии) развития группы. Каждая группа, при условии умелого руководства ею, может достичь самой высокой стадии своего развития.

- группа, не способная и не желающая работать (А уровень);

- группа, восприимчивая (частично желающая), но не способная работать (Б уровень);

- группа, желающая и частично способная работать (В уровень);

- полностью способная и желающая работать (Г уровень) [5, c. 84].

Каждому уровню развития группы соответствует подходящий для нее стиль управления. Этот соответствующий уровню зрелости группы стиль не только является самым эффективным для управления ею, он создает предпосылки для развития группы, для перехода ее на более высокий этап развития. Существует четыре основных стиля управления:

- «Указывание» (для группы А уровня).

Суть этого стиля в том, что руководитель тщательно инструктирует и следит за выполнением задачи. В результате этого выявляется работа, не соответствующая требованиям, и неудовлетворительные образцы, и на них указывается тем, кто за эту работу отвечает. Лидер, указывая на ошибки в работе, четко разъясняет их и показывает возможности для улучшения работы.


- «Распределение» (или «популяризация») (для группы Б уровня).

Лидер выдвигает новые инициативы и активен в указаниях, инструктировании и надзоре за работой. С другой стороны работники вовлекаются лидером в работу по установлению, определению образцов работы. Лидер вместе с подчиненными обсуждает соответствие работы образцам, формируя чувство гордости за результаты.

- «Участие в управлении» (для группы В уровня).

Лидер концентрируется на улучшении морального состояния группы, поощряет чувство личной причастности. Лидер ограничивает прямые указания и контроль, заменяя это обучением подчиненных умению самостоятельно браться за решение проблем и предоставлением большой ответственности. Доля приказов минимальна, хотя исключительные случаи проясняются и решаются руководителем. Руководитель поощряет личную ответственность и инициативу.

- «Передача полномочий» (для группы Г уровня).

Лидер выступает в качестве последнего резерва и оставляет большую часть работы отдельным членам группы.

Таким образом, стиль управления и руководства – это определяющее начало в управлении предприятием, а влияние стилей управления на эффективность работы коллектива – одна из проблем современного менеджмента. Именно поэтому в последние годы многие фирмы уделяют этому вопросу столь существенное внимание. Правильно выбранный стиль управления с учетом личного и творческого потенциала всех сотрудников позволяет наиболее полно этот потенциал реализовать и успешно им управлять.

Таким образом, стиль управления и руководства – это определяющее начало в управлении предприятием, а влияние стилей управления на эффективность работы коллектива – одна из проблем современного менеджмента. Именно поэтому в последние годы многие фирмы уделяют этому вопросу столь существенное внимание. Правильно выбранный стиль управления с учетом личного и творческого потенциала всех сотрудников позволяет наиболее полно этот потенциал реализовать и успешно им управлять.

1.3 Влияние стилей руководства на эффективность деятельности организации

Перечень критериев того, насколько стиля управления руководителя влияет на коллектив, представлен: степенью авторитета руководителя; степенью влияния на постоянный рост результативности организации; проявлением инициативы, развитием творчества и предприимчивости персонала; формированием благоприятного социально-психологического климата в коллективе, влияние должно оказываться так, чтобы не просто привести к принятию идеи, а к действию – к физическому труду, который необходим для того, чтобы достигать цели организации.


На то, насколько эффективной будет управленческая деятельность, во многом влияние оказывают руководители, их способности. Эффективность управления в наиболее широком смысле рассматривается в качестве соотношения между результатами деятельности организаций, предприятий и затрат, связанных с управлением, а также полных затрат организаций, предприятий; в узком смысле – в качестве соотношения между результатами деятельности органов, подразделений, работников управления и затрат, связанных с их достижением.

Необходимо отметить существование трех видов эффективности:

1. Экономической – как соотносятся экономические результаты деятельности организаций, предприятий с затратами для их достижения;

2. Социальной – как соотносятся социальные результаты деятельности организаций, предприятий, с затратами для их достижения.

3. Социально-экономической – как соотносятся экономические и социальные результаты деятельности организации, предприятий с затратами, связанными с их достижением [10, с. 236].

Роль основного показателя эффективности труда руководителя как организатора и воспитателя отводится результатам коллектива в целом и каждого члена по отдельности. Для их измерения используются разные производственно-экономические показатели, которые находятся под влиянием технических, экономических и организационных решений. Во время того, как дается характеристика эффективности работы руководителя, не стоит ограничиваться исключительно при помощи производственно-экономических показателей труда. Требуется учет и того комплекса показателей жизнедеятельности коллектива, на который влияет руководитель. Выражение таких показателей происходит посредством социально-психологических факторов. Следовательно, роль результата эффективности работы руководителя отводится производственно-экономическим и социально-психологическим показателям.

Перечень социально-психологических показателей, которые используются в качестве характеристики деятельности руководителя, может быть представлен: совпадением между формальным и неформальным лидером, сплоченностью коллектива, психологическим климатом.

На то, насколько эффективной будет управленческая деятельность, влияние оказывают способности руководителя. Как говорит психолог А.Н. Леонтьев, способности являются такими свойствами индивида, со стороны совокупности которых обуславливается успешность выполнения той или иной деятельности.

Умение обеспечения положительной самоорганизации в управленческой системе. У руководителя есть право на решение вопросов, связанных с подбором и расстановкой кадров в пределах собственного подразделения. На то, насколько такие решения будут эффективными, влияние оказывают управленческие способности руководителя. Если руководитель будет сильным, то он будет заниматься подбором сильных подчиненных, и наоборот. В первом случае отмечается положительная, а во втором – отрицательная самоорганизация управленческой системы. Поэтому можно говорить о двойном вреде при наличии слабого руководителя: прямой, в результате того, что его управленческая деятельность будет малоэффективной, а также косвенного, связанного с отрицательной самоорганизацией. Для оценки каждого руководителя и специалиста могут быть использованы его деловые и профессиональные качества только со стороны руководителя или специалиста, имеющего более высокую квалификацию.


Умение к улучшению функциональной расстановки кадров. У сильного руководителя есть способность к правильной оценке эффективности работы подчиненных. С его стороны проявляется стремление к тому, чтобы не привлекать слабых подчиненных к тому, чтобы решать сложные и важные вопросы, помогает разобраться в «нестандартных» ситуациях, принимая во внимание автократические методы руководства.

В результате того, что люди представляют собой важнейший организационный ресурс, со стороны руководителя организации должно уделяться достаточное время для управления людьми. К сожалению, такая ситуация характерна далеко не для всех современных организаций, что приводит к заметному снижению эффективности управления организации в целом, т.к. руководителю отводится роль важнейшего инструмента, позволяющего претворять в жизнь методы управления, а также осуществляется трансформация недостаточного внимания с их стороны в отношении таких вопросов в низкокачественное управление персоналом.

2. Анализ стилей управления в ООО «Пегас Туристик»

2.1 Краткая характеристика ООО «Пегас Туристик»

PEGAS Touristik – один из лидеров российской туристской отрасли и одна из крупнейших международных туристских компаний. История компании началась в последней четверти ХХ века.

PEGAS Touristik сегодня – это современная универсальная туристская компания, которая предлагает широкий спектр услуг для всех групп клиентов, активно участвует в социальной и экономической жизни страны.

На сегодняшний день компания:

- отправляет туристов на отдых из 50 городов РФ;

- предлагает отдых на лучших курортах и отелях (2500 отелей) в 22 странах мира;

- организует групповые, индивидуальные, корпоративные, спортивные и VIP туры;

- предлагает 7 дней в неделю, 24 часа в сутки онлайн заказ туров и билетов на регулярные рейсы по всему миру как аккредитованный агент IATA;

- оказывает качественное обслуживание в более чем 820 фирменных офисах продаж в 257 городах.

Задачи компании:

- предоставлять качественное обслуживание;

- оказывать услуги в соответствии с современными стандартами сервиса;


- уделять внимание пожеланиям клиентов и оказывать максимальную заботу;

- стараться, чтобы каждое решение принималось в интересах клиентов;

- предлагать именно то, что нужно клиенту, и предвосхищать его желания.

Компания «Пегас Туристик» образована в 1994 году и присутствует на рынке г.Москва более 20 лет. В Москве присутствует 91 офис компании. Объектом анализа является офис ООО «Пегас Туристик», расположенный по адресу: 123519, г. Москва, ул. Коккинаки, д. 4, пом. IV.

Свою деятельность на рынке туристических услуг компания осуществляет на основании лицензии на проведение туристической деятельности, выданной Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму (в настоящий момент данное учреждение переименовано в Федеральное агентство по туризму)

ООО «Пегас Туристик» осуществляет свою деятельность на условиях франшизы.

2.2 Характеристика стилей управления, используемых в ООО «Пегас Туристик»

Организационная структура рассматриваемого филиала ООО «Пегас Туристик» наглядно представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Организационная структура ООО «Пегас Туристик»

В штате предприятия присутствуют:

Директор – занимается координацией деятельности работников предприятия сферы услуг, заключает договора, принимает сотрудников на работу и увольняет, распоряжается финансами предприятия.

Главный бухгалтер отвечает за финансово-хозяйственную деятельность предприятия, занимается непосредственно обработкой текущих бухгалтерских документов и подготовкой аналитических данных для составления бухгалтерской отчетности.

Администратор – контролирует работу менеджеров-консультатнов, чьей функцией является непосредственно работа с клиентами, оформление документов, работа с партнерами и т.д.

Менеджер по въездному туризму – работает непосредственно с клиентами, разрабатывает туры и экскурсии по России.

Менеджер по выездному туризму – разрабатывает туры и экскурсии по странам ближнего и дальнего зарубежья.

Менеджеры имеют многочисленные должностные обязанности. Они:

- разрабатывают новые туристские и экскурсионные маршруты, выбирают страны, города, гостиницы;