Файл: Выбор стиля руководства в организации (Понятие и классификация стилей управления).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 153
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Характеристика стилей руководства
1.1 Понятие и классификация стилей управления
1.3 Влияние стилей руководства на эффективность деятельности организации
2. Анализ стилей управления в ООО «Пегас Туристик»
2.1 Краткая характеристика ООО «Пегас Туристик»
2.2 Характеристика стилей управления, используемых в ООО «Пегас Туристик»
Введение
Появление управления произошло вместе с появлением людей. Там, где, происходило объединение, по крайней мере, двоих людей, чтобы достигнуть общую цель, происходило формирование задачи координировать их совместные действия, решать которую должен был кто-то один. В таких условиях ему отводится роль руководителя, управляющего, а иному – подчиненного, исполнителя.
Если рассматривать широкое понимание термина «управления», то это является непрерывным процессом, в ходе которого осуществляется воздействие на объем управления, чтобы достигать оптимальные результаты, минимизируя временные и ресурсные затраты. У каждого специалиста в сфере управления должна быть в арсенале теория, практика и искусство управления, требуется наличие четкого определения целей собственной деятельности, стратегии и тактики, необходимых для того, чтобы достигать их, принятие управленческих решений и несение персональной ответственности за них.
Управленческая деятельность является специфической разновидностью трудового процесса, для которой характерны предмет труда, средства труда, сам труд, и его результаты. Для принципиальных изменений в экономической жизни страны, чтобы развивать демократические принципы управления общественным и частным производственным процессом, руководители должны глубоко изучать современные методы и формы управления трудовыми коллективами.
Необходимо отметить различие между всеми управленческими действиями, принимая во внимание конкретное содержание, формы и методы осуществления, степень сложности. От того, удастся ли руководителю добиться организации людей на достижение требуемых результатов и добиться удовлетворенности подчиненными собственной работой, собственных положением в компании, зависит итоговый результат работы.
Результатом неудачно выбранной модели управления персоналом будут разные конфликты, которые часто приводят к разрушению коллектива и формированию напряженной атмосферы на предприятии, к помехам на работе. Поэтому со стороны руководителя очень важной видится правильная оценка существующих условий работы на предприятии, особенностей подобранного персонала, специфики поставленной задачи, и, основываясь на этом, добиться построения собственной модели управления. Особую актуальность приобретают используемые руководителем стили управления, так как они оказывают непосредственное влияние не только на текущую деятельность, но и на эффективность деятельности организации в целом.
Объектом исследования курсовой работы является процесс управления.
Предметом исследования курсовой работы являются стили управления.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение выбора стиля руководства в организации.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
- дать характеристику стилей руководства;
- провести анализ стилей управления в ООО «Пегас Туристик».
- охарактеризовать пути совершенствования стиля руководства в организации.
Поставленные задачи определяют структуру курсовой работы.
Методы исследования: логический, сравнения, социологический, системно-структурный, детализации и синтеза.
Необходимо отметить, что рассматриваемая тема в достаточной степени освещена в литературе, поэтому в ходе написания работы был использован широкий спектр литературных источников.
1. Характеристика стилей руководства
1.1 Понятие и классификация стилей управления
В управленческой деятельности любой руководитель исполняет свои обязанности в характерном для него стиле. Воздействие на подчиненных и побуждение к выполнению целей предприятия руководителем определяется как стиль руководства.
Стиль руководства проявляется в том, какими методами глава организации побуждает коллектив к творческому и инициативному подходу к исполнению порученных на него обязанностей и как проверяет работу подчиненных.
Принятый стиль руководства служит характеристикой качества работы начальника, его возможности вести результативную управленческую деятельность. Немаловажно формировать в коллективе особенную атмосферу, которая способствует развитию одобрительных взаимоотношений и поведения [9, c. 174].
Верный сформированный стиль руководства, который соответствует сформировавшейся ситуации, может победить трудности и привести коллектив к достижению целей.
Систематизировать стили управления достаточно трудно, потому что у любого предприятия есть характерные особенности. Любой руководитель по-своему уникален, талантлив и обладает не превзойденными способностями.
Выделяют такие стили управления: авторитарный (или административный, волевой, директивный, автократический), сконцентрированный только на работе (одна крайность), демократический (или товарищеский, коллегиальный) и либеральный (формальный, анархический, свободный, разрешительный, нейтральный, невмешивающийся, попустительский, номинальный), сконцентрированный на человеке (другая крайность).
Авторитарный стиль управления. Руководитель достаточно властолюбив, строго диктует свою власть подчиненным и зачастую адресуется к нуждам низших уровней исходя из концепции: люди по своей натуре ленивы, избегают ответственности и работы и, для того чтобы принудить их к работе, нужно заставлять, контролировать и угрожать. Руководитель принимает решения единолично, опираясь на личный опыт и интуицию, жестко контролирует работу, устанавливает функции персонала, не дает им возможность проявлять инициативу, не принимает критику в свой адрес и дает подчиненным минимум информации: лишь он знает фактическое состояние дел в коллективе и возможности дальнейшего развития. Такой руководитель базируется на определенную управленческую иерархию, функционирующую структуру управления и на систему обязанностей и прав работников. Стилем поведения и зачастую видом авторитарные руководители подобны: неприветливый, угрюмый, вечно озабоченный, "сам не шучу и другим не позволю".
Но авторитарная власть, которая не знает сострадания и компромиссов, не всегда присуща для сильной личности. Зачастую данный стиль руководства выбирают примитивные и слабые руководители, которые стремятся быть "незаменимыми". И все же, не стоит убирать данный стиль управления: миллионы людей, большинство старшего поколения, которые воспитаны советским строем, полагают его достаточно естественным и правильным – "приказ начальника – закон для подчиненных". При особенных, чрезвычайных ситуациях, при нехватке времени (пожар, война, стихийные бедствия, кризисная ситуация в организации) данный стиль руководства можно назвать оправданным, строгая централизация дает гарантию к оперативному выполнению решений[16, c. 128].
Демократический (коллегиальный) стиль управления. Опирается на иные понимания человеческой сути: труд – процесс непринужденный, автономия и присоединение к целям и задачам предприятия дозволяют созидательно решать любые вопросы вместе с начальником. Он же в свою очередь осознанно децентрализует свою управленческую власть, советуется с подчиненными в принятии решений, предоставляет им нужную информацию, не навязывает свою власть, часто делегирует подчиненным свои полномочия. При данном стиле управления применяются виды коммуникаций, инициатива по-разному стимулируется, способствующая обмену взглядами для достижения взаимопонимания. Сотрудники уверены, что, исполняя требования руководителя, они будут вознаграждены, и с энтузиазмом принимают решения начальника, в процессе которых они сами принимают участие. При данном стиле управления важная функция начальника – ненавязчивый контроль и координация, дисциплина основывается на осознанности работников, но не на страхе перед руководителем. В этих коллективах нет конфликтов, присутствует единство мнений и взглядов, высокий авторитет начальника формируют одобрительные условия для принятия решения на основе общности мнений. Но демократический стиль управления нуждается в огромном количестве времени на согласование и разработку управленческого решения, есть опасность смягчения контроля, даже может привести к безответственности. Демократизация общества, на которую совсем недавно возлагались большие надежды, оправдала их далеко не полностью.
Либеральный (разрешительный) стиль управления. Данный стиль показывает минимальное участие начальника в управлении, при этом коллектив может свободно принимать автономные решения по важным направлениям работы организации (согласовав их, конечно же, с начальником). Этот стиль управления хорош в том случае, когда коллектив занимается творческой либо индивидуальной работой и работают специалисты высокой квалификации. Данный стиль управления базируется на большую осознанность, верность всеобщему делу и творческую инициативу коллектива, но управлять этим коллективом – сложно. Тактика наименьшего вторжения (интервенции) в работу коллектива требует от начальника такта, управленческого мастерства и высокой эрудиции, важно уметь ничего типа не делать самому, при этом знать обо всем и ничего не упускать из своего поля зрения. При либеральном стиле управления руководителю нужно грамотно делегировать полномочия, быть в хороших отношениях с неформальными лидерами, уметь тактично устанавливать задачи и определять важные направления работы, взаимодействовать с подчиненными для достижения всеобщих целей. Самая тяжелая проверка для либерального руководителя – появление конфликтных ситуаций, это вероятно в коллективе, состоящем из неординарных, одаренных личностей. В данных случаях либеральность может превратиться в поблажку, а коллектив может разделиться на враждующие группировки.
Несомненно, что ни один стиль руководства не является универсальным для любой производственной ситуации. Зачастую бывают гибридные, смешанные стили, часты случаи, когда авторитарный руководитель внешне ведет себя весьма демократично: приветлив, вежлив, может выслушать суждения коллег, но его решения давно готовы и ни в чьих рекомендациях он не нуждается. При появлении чрезвычайных ситуаций либеральный, " мягкий и добрый " начальник должен проявить свою власть, и тогда его стиль управления будет авторитарным, жестким. Но если в коллективе высококвалифицированные сплоченные специалисты своего дела, то в данном случае авторитарный стиль будет явно неуместным.
Стиль управления зачастую зависит от постоянства либо неустойчивости окружающей среды: при видоизменении ситуации авторитарный руководитель может не совладать единолично с выбором наилучшей стратегии. В таком случае ему нужно будет привлекать к формированию решения все творческие силы коллектива; чем сложнее решаемые задачи, тем более обоснованными будут коллегиальные методы управления. При спокойной атмосфере внутри коллектива и стабильности внешней среды авторитарный стиль управления оправдывает себя [4, c. 149].
Квалификация персонала и манера управления, объединены друг с другом обратной зависимостью: чем ниже квалификация работников и чем меньше времени на решение задачи, тем более конкретными, четкими, и, жесткими должны быть требования начальника. Высококвалифицированные работники предпочитают постановку задач не в строго структурированной форме, что оставляет свободу, более широкое поле деятельности и стимулирует удовлетворение высших потребностей личности – власти, самоутверждения, успеха. Работники, которые привыкли к подчинению и не обладающие выраженной индивидуальности, выбирают более грубое, ясное и конкретное управление при стоящей награде и сохранении спокойной, стабильной рабочей обстановки.
Высокое мастерство – искусно владеть всеми стилями руководства, быть пластичным, многовариантным. Любой руководитель не превзойден, имеет свой производственный и жизненный опыт, свои идеалы, принципы, и советовать ему какой-то стиль управления было бы ошибкой, тем более что далеко, не всегда эти стили проявляются в явном, чистом виде.
Помимо классифицирования стилей управления по К.Левину существуют и иные теории стилей управления.
1.2 Теории стилей управления
I. Теория управленческой решётки (Блейка-Моутона).
Управленческая решетка Блейка-Моутона – концепция, которая разработана в университете штата Огайо, была изменена и популяризована Блэйком и Моутоном, которые создали решетку (схему), которая включает пять важных стилей руководства (рис. 1) [17, c. 206].
Рисунок 1 – Управленческая решетка Блейка-Моутона (матрица стилей руководства)
Вертикальная ось данной схемы отображает «заботу о человеке» по шкале от одного до девяти. Горизонтальная ось отображает «заботу о производстве» также по шкале от одного до девяти. Стиль руководства устанавливается обоими данными критериями. Всего выделяется восемьдесят одна позиция (9х9), т.е. восемьдесят один вариант стиля управления. Каждый из вариантов поведения при управлении организацией может быть сопоставлен с любым другим из этой матрицы. Абсолютно, нельзя четко установить, к какому именно квадрату матрицы можно отнести этот конкретный вид руководства. В реальности делать это и вовсе не обязательно, потому что нельзя извлечь конкретный смысл из номера квадрата. Блейк и Моутон изобразили 5 крайних и наиболее присущих позиций матрицы.