Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы социального страхования
1.1Социальное страхование в РФ: сущность, цели, задачи, функции и принципы
1.2 Необходимость социального страхования
1.3 Виды социального страхования
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ В РОССИИ
2.1 Анализ социального страхования в РФ на современном этапе
2.2.Социальное страхование на современном этапе развития общества в Российской̆ Федерации
Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболевании.
Помимо прямых направлений деятельности Фонд выполняет немалое количество функций, которые не соответствуют его целевому назначению. Некоторые из этих функций целесообразно переложить на другие государственные органы. Это позволит сократить нагрузку ФСС и его подразделений, а следовательно увеличит эффективность его функционирования.
Таблица 1
Поступление средств в ФСС РФ за 2014-2016 гг., млн. руб.
Источники |
2014 |
2015 |
2016 |
|||
сумма |
% |
сумма |
% |
сумма |
% |
|
Страховые взносы, налоги |
508575 |
90,5 |
531171 |
91,6 |
559764 |
90,8 |
Безвозмездные поступления: |
||||||
из федерального бюджета |
35324 |
6,3 |
30440 |
5,2 |
25032 |
4,1 |
Средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования |
17982 |
3,2 |
18368 |
3,2 |
17819 |
2,9 |
Всего: |
561881 |
100 |
579979 |
100 |
616414 |
100,0 |
Общий объем доходов бюджета ФСС прямо зависит от состояния всех сфер экономики на текущий момент времени (Таблица 1). Сейчас в нашей стране присутствует необходимость поддержания со стороны государства определенного уровня доходов бюджетов Фонда.
В таблице 2 представлены основные направления расходования средств на 2014 - 2016 г .
Таблица 2
Основные направления расходования средств ФСС РФ за 2014-2016 г., млн. руб.
Направление |
2014 |
2015 |
2016 |
2016 в % к 2014 |
|||
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% |
||
Обязательное социальное страхование |
482284 |
88 |
539568 |
88 |
588732 |
89 |
122,1 |
Обеспечение инвалидов средствами реабилита ции |
12586 |
2 |
21340 |
4 |
17850 |
3 |
141,8 |
Пособие по беременности и родам |
17977 |
3 |
18134 |
3 |
17830 |
3 |
99,2 |
Финансирование расходов на содержание исполнительного органа Фонда |
23193 |
4 |
23187 |
4 |
22564 |
4 |
97,3 |
Расходы, всего: |
546185 |
100 |
612141 |
100 |
664898 |
100 |
121,7 |
Наибольшая доля расходов приходится на обязательное социальное страхование. За исследуемый период они увеличились на 21,7%. Возросли также расходы на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации. Рост данного показателя связан с тем, что этой проблеме уделяется все большее внимание в нашей стране. Фонд социального страхования является участником программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы, целью которой является повышение уровня жизни инвалидов. В рамках этой программы реализуются мероприятия, ориентированные таких условий, которые способствовали бы интеграции инвалидов в общество. В 2016 году на реализацию программы из внебюджетных фондов (в том числе и ФСС) было выделено 47935,2 млн. рублей [16].
Доля пособий по беременности и родам в общем объеме расходов составила в 2016 году 3%. По сравнению с 2014 годом, данные расходы снизились. Продолжается программа материнского капитала.
Несмотря на увеличение общего объема выплат, остается проблема низкого уровня страховой защиты, которая в отдельных случаях не способна обеспечить достойную жизнь. Также наблюдается дефицит средств Фонда. В 2017 году объем дефицита бюджета ФСС составляет 41201418,0 тыс. руб. Это в большей степени связано с немалыми расходами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Необходимо отметить, что в плановом периоде 2018-2019 гг. планируется сокращение дефицита бюджета.
Таким образом, проанализировав все вышесказанное, можно сделать вывод, что несмотря на все присутствующие недостатки и трудности в некоторых социальных вопросах, ФСС на данный момент выступает необходимым и очень важным финансовым институтом.
2.2.Социальное страхование на современном этапе развития общества в Российской̆ Федерации
Во все времена существования человечества в жизнедеятельности людей не исключались ситуации риска, порождающие их материальную незащищённость. На протяжении всей жизни для работающих иметь инвалидность или быть престарелым означало существование за чертой бедности. Из - за тяжёлых болезней, несчастных случаев на производстве и в быту работники и их семьи сталкивались с нехваткой денежных средств, а зачастую и с резким понижением их социального статуса в обществе.
Введение социального страхования позволило создать эффективно действующие страховые системы социальной защиты населения.
Страхование населения от социальных рисков выступает необходимым элементом социальной политики государства, определяет уровень развития соответствующих систем, сформированных в процессе совершенствования отношений между работниками, работодателями и государством, и в конечном счете обеспечивает высокую степень защищенности престарелых, больных, инвалидов, детей и других наиболее уязвимых групп населения.
Самой первой формой социальной защиты населения являлось, так называемое, «коллективное» страхование. Оно появилось в Европе во второй половине XIX века одновременно с профсоюзами, отстаивающими права наёмных работников перед 18 работодателями и государством.
Наибольшее распространение данный вид страхования получил в Англии, где социальное обеспечение осуществлялось как коллективная самопомощь и самострахование путём создания касс взаимопомощи, больничных касс, касс по безработице. Но производство выплат не было урегулировано должным образом, законодательно закреплено. Лишь позже, уже в 1883 году, в Германии, было введено государственное социальное страхование.
Были изданы законы о страховании на случай болезни, по инвалидности и старости. Выплаты должны были осуществлять больничные кассы, кассы предприятий и свободные кассы взаимопомощи. В современной Европе система социальной защиты населения в основном базируются на договорно - страховых принципах. Трудящиеся выплачивают определенную часть своих доходов в страховой фонд, что дает им право воспользоваться услугами фонда, когда им понадобится помощь в размерах, соответствующих их накоплениям в страховом фонде.
Такая система позволяет перераспределить доходы человека на протяжении его физической жизни. Что касается нашей страны, то здесь основную роль играет государственный целевой внебюджетный Фонд социального страхования, который является основным инструментом реализации государственной социальной политики. Именно из него, а также из других коллективных и частных страховых фондов финансируется социальное страхование. На сегодняшний день основными формами выражения социального страхования выступают государственные пенсии и государственные пособия.
Так, на конец 2016 года средний размер пенсии составлял 13590 рублей, также всем пенсионерам в январе 2017 года была произведена единовременная выплата 5000 рублей. Что касается пособий, то тут размер выплат на конец прошлого года составлял: по беременности и родам, выплачиваемый женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций - 581, 73 рубля; единовременное пособие при рождении ребенка - 15 512,65; по безработице от 850 до 4900 рублей; для инвалидов от 4053 до 11445 рублей. МРОТ составил 7500 рублей. Для нашей страны, имеющей свою уникальную модель социальной политики, развитие и улучшение системы социального страхования весьма актуально.
Изучение и решение проблем социального страхования давно признано мировым сообществом в качестве приоритетной цели социальной политики и дает методологическую основу построения высокоэффективных национальных систем социальной защиты населения. Социальное страхование, выступая материальной основой восстановления трудоспособности, комплексным фактором,1 способствующим поддержанию платежеспособного спроса населения, имеет большое значение для достижения оптимального перераспределения национального дохода в целях выполнения социальных функций государства.
Оно позволяет свести к минимуму ухудшение социального положения граждан вследствие наступления преклонного возраста, инвалидности, смерти одного из членов семьи, который был застрахован. Несмотря на некоммерческий характер социального страхования, средства специализированных фондов страховщиков играют важную роль в повышении инвестиционной активности в нашей стране. Средства страховых фондов по добровольному социальному страхованию могут быть вложены как в государственные ценные бумаги, так и в акции предприятий, зависимых обществ, недвижимость. По мере стремительного экономического и общественного развития функции, место и роль социального страхования расширяются, а значение в системе социальной защиты значительно возрастает.
Происходящее может объясняться множеством факторов, но в первую очередь это стоит связывать с расширением перечня покрываемых социальных рисков. Правовой основой этого процесса является п.1 ст.39 Конституции РФ, который предусматривает возможность расширения социальных рисков: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом».
В данной и других статьях (ст. 7 и ст. 41) также указывается, что необходимо поощрять добровольное социальное страхование, обеспечивать создание частных систем здравоохранения, дополнительных форм социального обеспечения. Но, не смотря на всю важность и значимость социального страхования, его постоянное совершенствование, государство сталкивается с рядом проблем, оптимальное решение которых позволит создать высокоэффективную систему социального страхования в России и обеспечить достаточный уровень социальной защиты населения от различного рода социальных рисков.
Сбалансированное поступление обязательных платежей и расходов на социальные выплаты во внебюджетные фонды может стать ключевым направлением совершенствования системы социального страхования, что позволит сохранить ей максимальную устойчивость. Реализация данной задачи предполагает необходимость установления четких границ между сферами социального страхования и социального обеспечения, отнесение расходов к категории страховых и не страховых. Выплаты пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют четко выраженную страховую природу, расходы же по выплате пособий при рождении ребенка, по уходу за ребенком - инвалидом не относятся к страховым рискам, а расходы на санаторно - курортное лечение граждан, оздоровление детей имеют лишь профилактическую направленность.
Данные положения предполагается учитывать при чётком определении оптимальных источников финансирования для каждого вида расходов, осуществляемых сегодня из средств социального страхования. Таким образом, социальное страхование выступает необходимым элементом социальной политики государства, а грамотное решение поставленных проблем – надёжным гарантом эффективного функционирования системы социального страхования в России.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
В условиях перехода к рыночным отношениям актуальность социального страхования возрастает, поскольку разгосударствление и акционирование предприятий в корне меняют взаимоотношения государства и предприятия, работодателя и работника. Однако существующая в настоящее время в России система социального страхования справляется со стоящими перед ней задачами лишь частично. Государственные фонды социального страхования на данном этапе, в современное время маломощны, и более или менее устойчиво действует лишь для ограниченный круг лиц.
Но самое главное она не отвечает складывающимся условиям хозяйствования, и этим отчасти объясняются трудности становления рыночных отношений в стране [9].
Объективной предпосылкой для создания системы социального страхования в соответствии с потребностями общественного развития - это осознание и государством, и индивидуальными предпринимателями и работниками того факта, дестабилизация общества выходит от отсутствия организации систем
Как полагают ученые в данной области (РОСТ) единая определенность существующего обеспечения в нашей стране обязана иметь страховой характер. В нашей стране надо поэтапно создавать значимую систему данного страхования по любым разновидностям существующих рисков. К тому же для данного уже существует некоторые предпосылки. Имеет значение, для того что бы все то делают все участники данного строительства имели разносторонний характер. Здесь нужно сейчас создавать и установить определенный закон об основах данного страхования в РФ.
Полагается, главной задачей данного закона обязано являться значение правил работы любых участников системы существующего страхования, получения методов данного страхования в нашей стране. Так же в данном законе обязаны ясно определены главные разновидности существующего страхования: пенсионное страхование по преклонному возрасту и по какой либо любой инвалидности; существующее пенсионное страхование; медицинское социальное страхование и определенное страхование сотрудников от временной не работоспособности, в связи с заболеванием сотрудника; определенное страхование от некоторых плохих случаев на рабочем месте и ухудшение здоровья, в связи нахождения сотрудника на рабочем месте; так же по безработице и частичной занятости; и естественно, какие либо иные разновидности. Данные разновидности обязаны существовать в установленном законе в ясном облике, так же обязан обладать прямым характером [11].