Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы социального страхования
1.1Социальное страхование в РФ: сущность, цели, задачи, функции и принципы
1.2 Необходимость социального страхования
1.3 Виды социального страхования
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ В РОССИИ
2.1 Анализ социального страхования в РФ на современном этапе
2.2.Социальное страхование на современном этапе развития общества в Российской̆ Федерации
Социальное обеспечение представляет систему, включающую следующие взаимосвязанные компоненты: − традиционная форма государственного вспомоществования (социальная помощь);
− комплекс государственных социальных гарантий (льготы, компенсации и т. д.);
− социальное страхование. Система социального обеспечения позволяет реализовать конституционные права граждан, при этом социальное страхование является важнейшей формой этой реализации. Основная функция социального страхования состоит в создании необходимых условий для воспроизводства трудовых ресурсов, а значит в обеспечении социальной справедливости, создании и поддержании политической стабильности в обществе.
Вопросы, связанные с разработкой теоретических и методологических аспектов социального страхования, не одно десятилетие волнуют отечественных и зарубежных исследователей. Все они приходят к выводу, что основой для возникновения различных механизмов защиты (в том числе и системы социальной защиты, включающей социальную помощь, социальное обеспечение и социальное страхование) является рисковая природа человеческого существования[9,С.54].
Множество определений понятия «риск» содержит ключевые его характеристики: опасность, вероятность, возможность получения и отрицательного, и положительного результата, но для осмысления социального страхования как главного института социальной защиты необходимо применять понятие «социальный риск». Социальные риски – это риски ухудшения социального положения, зарождение и реализация которых происходит по различным причинам. Происхождение этих рисков может иметь различную природу. Особенностью социальных рисков, выделяющих их из системы прочих рисков, является то, что они существуют не только в чрезвычайных ситуациях принятия решений, но и в обычных условиях жизнедеятельности человека и общества.
В условиях объективного существования социальных рисков и связанных с ним финансовых, моральных и духовных потерь возникает необходимость в разработке определенного механизма, который позволил бы наилучшим из всех возможных способов учитывать риск при принятии и реализации решений. Таким механизмом является социальный риск-менеджмент или система управления социальными рисками, выстраиваемая на основе общей концепции управления рисками. Основной частью системы социального риск-менеджмента является социальное страхование.
Итак мы видим, что современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование.
Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.
К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.
Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечение надежной социальной защиты населения страны.
1.3 Виды социального страхования
Социальное страхование это страхование от рисков наступления событий, связанных с изменениями физического состояния и социального положения граждан, повлекших ухудшение материального положения их самих и членов семей. В России социальное страхование реализуется в форме обязательного социального страхования.
Прежде, чем раскрывать актуальность и характерные черты социального страхования, необходимо рассмотреть историю ее возникновения, как в России, так и в других странах, для того, чтобы выявить их особенности. Социальное страхование в России развивается, преимущественно, как обязательное. Вместе с тем, существует и частное страхование рисков потери доходов и трудоспособности, например, оно было распространено до 30-х г. XX вв. во многих европейских странах, в США и Канаде. С 1930-х гг. страхование этих рисков получило распространение при поддержке государства, и в настоящее время, во многих странах рассматривается, как неотъемлемая часть государственной политики по защите населения. [9]
В России идея введения обязательного страхования возникла в 1889г. в случае повреждения рабочих. В 1903 г. был принят первый общероссийский закон «о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности», который ознаменовал становление в России государственного социального страхования.
В конце XIX начале XX вв. ряд стран в том числе Германия, Франция, Британия и Швеция — начали вводить, финансируемые и управляемые правительством, модели социального обеспечения граждан. Все модели ориентированы на одинаковые конечные цели: в виде равенства граждан, социальной помощи нуждающимся, поддержки уровня доходов работающих или нетрудоспособных, но используют различные инструменты для их достижения [12].
Повсеместно, базовая роль смягчения социальных рисков отводится системе социально-трудовых отношений, но в британской модели руководящим является либеральный принцип, согласно которому управление механизмом распределения ресурсов основано на либерально-рыночных началах, а пособия играют стимулирующую роль в реализации социальнотрудовых отношений.
Скандинавская модель характеризуется тем, что социальные права обеспечиваются государством. Также государством поощряется создание новых рабочих мест в общественном секторе и обеспечивается разнообразие бесплатных социальных услуг.
Континентальная модель имеет корпоративистский характер, опирается на принцип профессиональной солидарности, используя механизм поддержки уровня доходов и гарантий системы социального обеспечения, но уровень пособий зависит от количества взносов и величины заработной платы.
Средиземноморская модель схожа с континентальной, но отличается высокими расходами на пенсии, низким уровнем социальной защищенности в случае безработицы, но при этом большая роль отводится институтам гражданского общества (церковь, профессиональные союзы, ассоциации). [14]
В 1992-1999 гг. в России были приняты законодательные акты, регулирующие систему управления государственным социальным страхованием. В результате система социального страхования в РФ сложилась, как совокупность норм, гарантий и учреждений, действие которых направлено на обеспечение обязательной и добровольной защиты малоимущего и нетрудоспособного населения.
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ В РОССИИ
2.1 Анализ социального страхования в РФ на современном этапе
Фонд социального страхования обладает огромным различием от иных отдельных существующих фондов для своевременного получения финансов и их расходов. Естественно, что данные размеры взносов, которые определяются в Фонд, различаются и должны различаться от страховых существующих взносах. В определениях данного Фонда существующего страхования имеется правило, исходя из него страхователи оплачивают в ФСС лишь остаток финансов от получаемых данных взносов позже выплаты пособий, издержек на санитарно-курортное обеспечение сотрудников и для здоровья их детей ежемесячно.
Средства ФСС создаются:
- данными взносами управления, начальства, предприятий и других;
- данных взносов людей, которые занимаются своей деятельностью и которые должны в приказном порядке платить за данное страхование в положении с законодательством;
- данных взносов людей, которые занимаются личной деятельностью на других каких либо условиях и обладают правом на получение страхования, которое устанавливают для сотрудников, им нужно лишь взносить плату;
- получения от инвесторов лишние денежные средства Фонда в ликвидные определенные ценные бумаги, а так же банковские вклады. Перемещение данных финансов Фонда в данные вклады делаются в рамках средств, которые предусматривают в бюджете Фонда на какое либо время;
- добровольных взносов людей и некоторых лиц; получение некоторых других определенных средств, если это не идет вперекор закону;
- ассигнований из существующего бюджета на покрытие расходов, которые появляются с выплатой льгот гражданам, которые пострадали после чернобыльской катастрофы либо конкретных аварий на иных каких либо атомных объектах любого назначения и их последствий, а так же многих иных моментах, которые учтены нашим законодательством, каких либо других вложений (те, что возмещаются страхователем расходов, которые не определяются к зачету в счет существующих взносов, и не принятых расходов на уплату льгот, по какой либо причине, например, после трудового увечья либо болезни которая связана с местом по работе; задержек по определенным платежам, размеров штрафных санкций и других, которые предусматриваются нашим законодательством; оплаченные нужным методом какие либо путевки, которые приобретает страхователь за счет финансовых средств Фонда; средств, которые возмещаются Фонду в итоге исполнения регрессных требований к страхователям, и других) [12].
Страховые существующие взносы в ФСС устанавливаются постановлением Правительства РФ и совершаются:
-некоторыми учреждениями – раз за календарный месяц, который выбирают для выплаты;
любимы предприятиями - два раза в месяц во время, которую устанавливают для выплаты заработной платы за любую половину месяца;
гражданами, которые нанимают других – каждый месяц 5-го числа месяца, другого за месяцем выплаты заработной платы;
крестьянским хозяйствам с 1 января 1995 г. – всего лишь однажды в год 1 апреля следующего года.
Закон России определяет отношение к начальникам и иным плательщикам существующих взносов денежных выплат в виде получения всей любой при начислении данных взносов в ФСС размер заработной платы и штрафных санкций ее же размера, в том случае, когда нарушения повторяется, то он увеличивается в два раза.
Денежные выплаты, которые создаются при оплате штрафов и наложения финансовых санкций (в размере 20%) , определяются средствами развития ФСС.
Единой базой для определения данных взносов определяются выплаты зарплаты. Страхователи определяют данные взносы на оплату труда, которая начисляется по любым существующим основаниям, и на какие либо иные способы доходов, это устанавливается нашим законодательством о некоторых разновидностях существующего страхования. Разновидности, на тех, что не определяются данные взносы, устанавливаются Правительством РФ. Положением для этого определяется подтверждение письменное такого случая [15].
Существующей гарантией сохранности нужного существующего страхования определяется система дотаций из федерального бюджета. В том числе, когда не хватает денег для создания получения пенсий и льгот, получение бесплатной медицины, санаторно-курортного лечения и иных издержек существуют дотации из конкретного бюджета в суммах, которые позволяют создавать определенные существующими законами о некоторыми разновидностями данного существующего страхования выплаты по данному страхованию. Данное совершается лишь под обязательства РФ.
Фонд социального страхования Российской Федерации был создан 1 января 1991 года, для того, чтобы обеспечить обязательное социальное страхование населения нашей страны. Он занимается не только управлением средствами обязательного социального страхования, но и осуществляет деятельность, которая связана с организацией и обеспечением социального страхования.
В настоящее время присутствует необходимость эффективного формирования и правильного использования ресурсов Фонда социального страхования России.
В работе Фонда присутствует ряд проблем, которые формируются под влиянием как внешних, так и внутренних факторов: сложный финансовый механизм деятельности ФСС, наличие большого числа разноплановых функций; незавершенность законодательной базы в области социального
страхования.
Основными направлениями деятельности Фонда являются:
Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;