Файл: Налоговая система РФ и проблемы её совершенствования ( ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Любая страна управляется государственной властью. Как правило, она не производит экономических благ, продажа которых позволила бы обеспечить деятельность государственного аппарата. Для того, чтобы содержать органы власти, осуществляющие управление, защиту и охрану социально – экономических потребностей общества, используется система налогов и сборов.

Налогообложение возникает при условии, что субъект, выплачивающий налог, принимает на себя обязательство по его уплате в пользу властного субъекта, осуществляющего управленческие и защитные функции на территории, к которой налогоплательщик себя относит.

Основным инструментом взаимодействия между государством и налогоплательщиками выступает налог. Он представляет собой определенный размер платежа, который гражданин или хозяйствующий субъект безвозмездно выплачивает в пользу нужд общества и государственного аппарата.

Каждое государство должно выполнять определенные функции. Так как оно представлено отдельными образованиями – органами государственной власти, то на их содержание требуются средства. Средства нужны и для осуществления государственных социальных программ, обеспечение предоставления общественных благ. Получает необходимые средства государство за счет специально установленных сборов.

В разных странах, у разных народов и в разное время количество подобных сборов и их название были различными. Сегодня большинство подобных сборов мы называем налогами (существуют еще иные сборы и пошлины). Они могут быть государственными и региональными (муниципальными, местными). Все эти вопросы регулируются специальными законами – налоговым законодательством.

В рыночной экономике налоги объективно необходимы, они выполняют важную роль в наполнении бюджетов всех уровней. Налоговая система должна быть хорошо налаженной, четко действующей, отвечающей условиям развития общественного производства.

Вся структура взаимоотношений, представленная процедурами установления и взимания налогов, называется налоговой системой страны. Она во многом определяется степенью развитости экономики страны, а также исторически сформированными государственными институтами.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что выбранная Правительством РФ налоговая система тормозит развитие рыночных отношений в стране.

Состояние налоговой системы находится в глубокой взаимосвязи с теоретической частью, в которую входят такие понятия как: налогообложение и его принципы, налоговый правовой режим, налоговая система и ее составляющие и т.д. Это и объясняет, почему такое большое влияние оказывает нормативно-правовая база в области налогов и налогообложения при непосредственном регулировании налоговых отношений.


Реформирование налоговой системы во многом определяет глубину и характер современных социально-экономических преобразований в стране. К основным фискальным органам относятся налоговые и таможенные органы.

Изучение исторических аспектов их развития является важной предпосылкой их дальнейшего реформирования.

Целью работы является исследования направлений проблем и путей совершенствования налоговой системы РФ.

Для достижения поставленных целей исследования были решены следующие задачи:

  • рассмотреть понятие, структуру и принципы налоговой системы;
  • провести анализ налоговой системы РФ;
  • выявить проблемы и ограничения развития современной налоговой системы РФ;
  • исследовать направления совершенствования и реформирования налоговой системы РФ;

Предметом работы является методы и пути реформирования налоговой системы РФ.

Объектом работы является налоговая система РФ.

Методологическую основу исследования образуют общенаучные методы познания, в первую очередь - диалектический метод, предусматривающий исследование экономических явлений в развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности, методы анализа и синтеза, монографический, анализа общественной практики, экономико-статистические и информационного моделирования.

В ходе работы использовались нормативные документы: Постановления Правительства РФ, Налоговый кодекс РФ, учебная и методическая литература.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

1.1 Сущность, цели и функции налоговой системы

Одним из важнейших элементов государственной власти является налоговая система. Она является крайне необходимым условием формирования государственного бюджета и для содержания органов государственной власти.

Поэтому налоговая система начала свое формирование одновременно с форсированием института государственности. Повышение производительности труда привело к появлению излишков продукции. Они стали основным средством платежей в отношениях между членами общества. Дальнейшее повышение производительности труда привело к возникновению классового расслоения общества и формированию системы государственной власти.


Государством называется система управления политической, экономической и общественной деятельностью населения, проживающей на определенной территории (в стране).

Государство – это система политического страной. Управляется государство посредством специальных органов – государственного аппарата. Для его содержания и обеспечения деятельности самого государства требуются средства. В настоящее время они носят название налогов. [10, c. 56]

Налогами называются обязательные безвозмездные платежи физических и юридических лиц, которые осуществляются в пользу государства для финансирования выполнения им своих полномочий и выполнения задач его образований. [15, c. 121]

Государство выполняет задачи по обеспечению различных общественных благ (обороноспособность государства, поддержание правопорядка внутри страны, содержание неработающих челнов общества и поддержка малоимущих). [10, c.59] Осуществляется это за счет средств, собранных в виде налогов и других поступлений. Эти средства накапливаются в бюджете. А уже из бюджета они расходуются в соответствии с проводимой государством политикой. Количество налогов и порядок их установления и удержания определяется действующим в стране законодательством. Этим же законодательством определяется круг государственных органов, ведающих вопросами налогообложения и степень их полномочий. Это касается и обязанностей должностных лиц данных органов. Именно так формируется налоговая система государства.

Налоговой системой называется вся совокупность налогов, установленных в государстве, принципы, формы и методы их введения или отмены, а также систему мер и органов, которые обеспечивают выполнение требований законов о налогах (налогового законодательства). [11, c.98]

Сущность налогообложения определяет ее цели. Так при анализе налоговой деятельности внутри страны экономисты указывали, что налоги, получаемые от производства и направляемые на нужды государства, в конечном итоге, выплачиваются из общего государственного дохода или капитала страны.

Налоги являются финансовым инструментом государственного аппарата. Они выступают регулятором в сфере накопления и движения капитала и денежных средств, перераспределяют их, а так же устанавливают баланс спроса и предложения внутри страны.

Таким образом, налоговая система преследует следующие цели:

  • обеспечение доходности государственного бюджета;
  • стимулирование налогоплательщиков к совершению выплат, при этом не использовать методы ограничения хозяйственной деятельности; сохранение относительной социальной стабильности в обществе;
  • укрепление рыночного механизма;
  • способствование развитию производства и предпринимательства; установление порога доходов, ниже которых определенные слои населения становятся нищими. [17, c. 138]

Из целей налоговой системы вытекают задачи, которые она должна решать. Прежде всего устройство системы налогообложения должно соответствовать или стремиться к соответствию основным принципам ее построения.

Среди задач, которые преследует система налогов можно выделить следующие:

  • размер налоговой ставки не должен превышать возможностей плательщика;
  • получение налога с доходов и прибылей должно совершаться однократно;
  • система должна быть выстроена так, чтобы у плательщиков не возникало сомнений об обязательности выплат;
  • процедура взимания должна быть проста и понятна; процессы исчисления, уплаты должны быть доступны и удобны;
  • строение системы должно быть гибким и чутко реагировать на изменения в социально – экономических отношениях внутри страны;
  • налогообложение используется, как эффективный финансовый инструмент управления; выполнение перераспределения денежных средств и капитала внутри страны. [17, c. 140]

Переход к рыночной модели экономических отношений в России состоялся относительно недавно. Экономика страны до сих пор испытывает, хоть и в меньшей степени, влияние старых институтов плановой модели.

Конфликт двух подходов к формированию экономических отношений внутри страны определяет специфику российской социально – экономической среды.

Развитие рыночного механизма не возможно без эффективной системы налогообложения, которая послужит инструментом для развития экономики.

Кроме того, рационально выстроенная налоговая система способствует активному росту предпринимательства, снижению нелегальных экономических отношений в обществе, повышает уровень инвестиционной привлекательности народного хозяйства.

Основным инструментом системы является Налоговый Кодекс РФ, который в конечном итоге, регулирует и определяет взаимоотношения между государством, гражданами и реальным сектором экономики.

Налоговая система России имеет несколько важных целей.

Стремление к унификации и упрощению всех процессов, обеспечивающих взаимодействие налогоплательщиков и структур, ответственных за их взимание, осуществляется путем усовершенствования действующего налогового законодательства.

Следующей целью является доработка норм и правил, которые вызывают противоречие и непонимание.

Третья цель состоит в повышении сознательности граждан и коммерческих организаций при уплате налогов, а так же стремление к ликвидации теневых и криминальных экономических операций. Для реализации вышеуказанных целей налоговая система России должна решать множество задач.


Среди них можно выделить особенно важные:

  • создание единого правового пространства;
  • рационализация системы, позволяющая сбалансировать интересы государства и налогоплательщиков;
  • повышение справедливости системы путем ликвидации неэффективных, а так же оказывающих негативное влияние на предпринимательство видов налогов; снижение налогового бремени на законопослушных плательщиков; стремление к упрощению системы; повышение уровня ответственности плательщиков;
  • развитие федерализма системы, то есть, каждый уровень власти получает достаточное количество финансирования без ущерба налогоплательщикам. [19, c. 158]

Налоговая система выполняет следующие важнейшие функции:

  • принцип единства (единство законов и нормативно-правовых актов в сфере налогообложения на всей территории государства);
  • обеспечение регулярных поступлений в доходную часть бюджетов различных уровней (фискальная функция);
  • перенаправление налоговых потоков в соответствии с проводимой государственной политикой (распределительная функция);
  • обеспечение государственного регулирования экономикой посредством гибкой налоговой политики (регуляторная функция);
  • контроль за своевременностью и полноценностью уплаты налогов (функция контроля). [3. c. 82]

Сущность системы определяют ее функции.

Фискальная функция определяет механизм обеспечения доходов бюджетов различных уровней формирования. Для повышения эффективности этой функции по многих развитых странах бремя возлагаемое на граждан выше, чем выплачиваемое бизнес – структурами. Делается это для того, чтобы простимулировать развитие экономической системы станы в целом. Однако, может возникнуть ситуация, когда размер поступлений налоговых выплат в бюджет является недостаточным. Если есть возможность государство снижает расходы, но если такой возможности нет, то приходится прибегать к займам, что в итоге формирует государственный долг.

Функция регулирования позволяет государству своевременно реагировать на социальные и экономические изменения внутри страны. Суть процесса сводится к перераспределению налогового бремени между участниками налоговой системы в зависимости от стоящих перед государством целей и задач. Как правило, эта функция осуществляется при помощи введения определенных льгот.

Налоговая льгота дает возможность снизить размер выплат. При этом выделяют несколько видов льгот:

  1. Изъятие выводит часть объектов из-под налогообложения, то есть формирует не облагаемый минимум.
  2. Снижение базы исчисления налога называется скидкой.
  3. Уменьшение налоговой ставки представляет собой льготу, называемую налоговым кредитом. [6, c. 204]