Файл: Налоговая система РФ и проблемы её совершенствования ( ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В общем виде регулирующая функция позволяет перенаправить денежные средства на восстановление ресурсов, потраченных на производственную деятельность хозяйственных субъектов.

Из двух видов функций вытекает третья – социальная. Она заключается в справедливом налогообложении населения. Суть сводится к получению большего налога с обеспеченных слоев и перераспределению полученных излишков в пользу малообеспеченных слоев населения. Значимость данной функции увеличивается в периоды экономических кризисов, когда большая часть общества нуждается в экономической поддержке.

Функция контроля позволяет отслеживать эффективность каналов поступления выплат в бюджет. Она дает возможность вносить рациональные изменения в действующее законодательство.

В конечном итоге, формируется гибкая система налогообложения, способная обеспечить доходность бюджета, и снизить бремя для налогоплательщиков.

Налоговая система позволяет сдерживать рост и развитие монополий внутри страны. Она дает возможность сдерживать стремление к неограниченному накоплению капитала и его сосредоточению в руках нескольких предпринимателей. Кроме того, система налогообложения позволяет регулировать основные экономические показатели страны в целях поддержания стабильности экономики в целом.

1.2 Структура и принципы построения налоговой системы

Налоговой системой признается совокупность налогов, сборов и иных аналогичных платежей, исчисляемых и уплачиваемых налогоплательщиками в соответствии с условиями, установленными в Налоговом кодексе Российской Федерации.

Потребность в формировании налоговой системы определяется функциональными задачами государства. Эволюция государственности на протяжении всего исторического развития общества оказывает прямое влияние на изменение налоговой системы. Как результат организация налоговой системы государства выступает прямой характеристикой ее развития. В основе построения налоговой системы лежит ряд принципов, определенных Конституцией страны и Налоговым кодексом.

Российская налоговая система имеет три уровня, определяемая уровнем регулирования и установления отдельных налогов: на уровне федерации, региона и муниципального образования.


В зависимости от особенностей исторического развития, обычаев и традиций, и государственного строя каждая налоговая система имеет свои особенности структуры.

Налоговая система Российской Федерации находится в подчинении Министерства финансов. Она состоит из законодательной базы, налоговых органов, объектов и субъектов налоговой системы. [5, c. 87]

Законодательная база образована совокупностью федеральных законов и законов субъектов Федерации, а также нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, касающихся вопросов о налогах, налогообложении и налоговых органах. В основе налоговой законодательной базы Российской Федерации лежат Конституция Российской Федерации, Налоговый кодекс и Федеральный закон «О налогах и налоговых сборах». [2]

Государственными органами, ведающими вопросами налогообложения и контроля за уплатой налогов выступают Федеральная налоговая служба, Государственный таможенный комитет, их региональные и местные подразделения, органы государственных внебюджетных фондов и государственные органы исполнительной власти всех уровней.

Подсистема налогообложения в себя включает:

  • всевозможные федеральные налоги и сборы (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, государственные и таможенные пошлины, акцизные и лицензионные сборы, экологический налог);
  • все виды налогов и сборов, которые установлены субъектами Федерации и действующие на их территории (налоги на имущество предприятия или фирмы, налоги на недвижимое имущество, налоги на игорный бизнес);
  • совокупность муниципальных или местных налогов (налог на землю, налоги на рекламу, налоги в случае наследования и дарения, местные лицензионные сборы);
  • различные элементы налогообложения (всевозможные льготы и налоговые ставки, формы бухгалтерской отчетности). [15, c.93]

Отдельную категорию, составляющую структурный элемент налоговой системы, представляют субъекты налоговой системы.

Субъектами налоговой системы называются участники налоговых отношений. Данные отношения регулируются указанной выше законодательной базой государства и его субъектов. Она же регламентирует права и обязанности всех участников налоговых отношений.

Субъектами налоговой системы, согласно действующему законодательству, являются:

  • налогоплательщики;
  • налоговые агенты;
  • налоговые органы;
  • таможенные органы;
  • органы государственной исполнительной власти;
  • органы государственных внебюджетных фондов. [9, c. 60]

Налогоплательщиками считаются физические и юридические лица (организации), которые обязаны уплачивать налоги в соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации. [1]

Среди обязанностей налогоплательщиков выделяют на две группы: общие обязанности для физических и юридических лиц и дополнительные обязанности для организаций и индивидуальных предпринимателей.

Общими обязательными обязанностями являются необходимость уплачивать установленные законом налоги, вставать на учет в налоговых органах, вести бухгалтерскую документацию в установленном порядке им хранить ее в течении установленного времени (4 лет), своевременно предоставлять налоговую декларацию и т.п.

Вторая группа обязанностей заключается в необходимости своевременного информирования соответствующих налоговых органов об открытии или закрытии счетов в установленный период (10 банковских дней), об принятии участия в отечественных и иностранных организациях (в течении месяца), об объявлении о банкротстве в течении 3 дней со дня принятия решения и пр.

Налоговыми агентами называются лица, в чьи обязанности входит исчисление, взимание и перечисление налогов в бюджеты или внебюджетные фонды соответствующего уровня. [14, c. 139]

Налоговые и таможенные органы – это органы государственной исполнительной власти, которые уполномочены вести контроль и надзор в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела соответственно. Данные органы представляют собой централизованную систему, основанную на принципах подчинения и централизма в планировании и отчетности. [14, c. 142]

Налоговая система государства строится на определенных принципах и имеет упорядоченную структуру.

Среди принципов налогообложения, легших в основу налоговой системы большинства развитых государств мира, выделяются следующие:

  • справедливость в налогообложении;
  • принцип определенности и точности налогов;
  • соблюдение максимального удобства для налогоплательщиков в вопросах сроков и способов уплаты налогов;
  • принцип экономичности налогов (расходы на их взимание и обслуживание должны быть намного меньше налоговых сумм). [19. c. 163]

В основе обеспечения эффективности налоговой системы находится соблюдение конкретных требований, критериев и принципов.

Исторически выделилось четыре основных принципа организации налоговой системы:

  • справедливость, выражающаяся во всеобщности налогообложения и соразмерности налогов доходам плательщиков;
  • определенность, выражающаяся в информированности плательщиков об условиях исчисления и уплаты налогов;
  • удобство, выражающееся в создании комфортных условий уплаты налогов для плательщиков;
  • экономия, минимизация затрат на сбор налогов по сравнению с величиной налоговых поступлений. [19. c.167]

В современной интерпретации в российской практике в основу налоговой системы заложены следующие принципиальные положения:

  • обязанность по уплате установленных законодательством налогов и сборов возлагается на каждое лицо. Налоговое законодательство декларирует всеобщность и равенство налогообложения. Требования налогового законодательства основаны на учете фактической способности налогоплательщика к уплате налогов;
  • налоговое законодательство не может носить дискриминационного характера и применять ущемляющие кого-либо критерии (социальные, расовые, национальные, религиозные и прочие);
  • налоговые ставки не могут быть дифференцированы в зависимости от гражданства, происхождения капитала или формы собственности;
  • установление налогов и сборов подразумевает наличие экономического основания. Налоги и сборы не могут носить произвольный характер;
  • единое государственное пространство страны не может нарушаться устанавливаемыми налогами и сборами, создающими препятствия в осуществлении деятельности;
  • обязанность по уплате налогов возникает только в том случае, если они предусмотрены Налоговым кодексом;
  • налоговым законодательством должны быть определены все необходимые элементы налогообложения. Требования налогового законодательства должны ясно и понятно раскрывать порядок исчисления и уплаты налогов; в-восьмых, налогоплательщик наделяется приоритетным правом толкования в его пользу противоречий, сомнений и неясностей налогового законодательства.

Уровень качества налоговой системы проявляется через следующие индикаторы:

  • сбалансированность бюджетов всех уровней;
  • обеспечение эффективности и роста объемов производства;
  • стабильность уровня цен;
  • обеспечение эффективности социальной политики. [4, c. 64]

В основу оценки налоговой системы закладываются следующие критерии:

  • критерий равенства обязательств, основанный на принципе справедливости налогообложения. Государственное принуждение к уплате налогов должно охватывать в равной степени всех граждан. При этом разное экономическое положение граждан требует выделения среди них тех или иных групп налогоплательщиков в соответствии с установленными критериями;
  • критерий экономической нейтральности, характеризующий степень эффективности налоговой системы. Данный критерий используется для оценки степени влияния налогообложения на экономических субъектов и эффективное распределение ресурсов. Налог, в результате применения которого налогоплательщики существенно меняют свои решения, называется искажающим. Идеальное представление о налоговой системе подразумевает включение в ее состав только неискажающих налогов;
  • критерий организационной (административной) простоты, ориентированный на оценку расходов на сбор налоговых платежей (расходы на организацию и функционирование налоговой системы, расходы налогоплательщиков на исчисление и уплату налогов и так далее). Степень простоты построения налоговой системы прямо влияет на величину затрат на ее функционирование;
  • критерий гибкости, ориентированный на оценку способности налоговой системы проявлять реакцию на изменение экономических условий;
  • критерий прозрачности, подразумевающий оценку способности налоговой системы обеспечивать возможность контролировать ее налогоплательщиками.

1.3 Особенности налоговой системы

Налоговая система Российской Федерации состоит из двух крупных подсистем: системы налоговых органов и системы налогов. Отдельной структурной составляющей выступает свод законов, регулирующий как налогообложение, так и деятельность налоговых органов.

В состав законодательной базы входят федеральные законы и законодательные акты субъектов Федерации, постановления муниципальных (местных) органов власти.

Система налогообложения включает следующие элементы:

  • совокупность федеральных налогов и сборов (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, государственные и таможенные пошлины, акцизные и лицензионные сборы, экологический налог);
  • совокупность налогов и сборов установленных субъектами Федерации и действующих на их территории (налоги на имущество предприятия или фирмы, налоги на недвижимое имущество, налоги на игорный бизнес);
  • муниципальные или местные налоги (налог на землю, налоги на рекламу, налоги в случае наследования и дарения, местные лицензионные сборы);
  • элементы налогообложения (всевозможные льготы и налоговые ставки, формы бухгалтерской отчетности). [16, c. 239]

Особенности налоговой системы определяются особенностями государственного устройства, исторического развития и состояния национальной экономики.

Поэтому главной особенностью налоговой системы Российской Федерации является ее трехуровневость. Она означает, что существует три уровня налогообложения: федеральный, региональный (субъектов Федерации и административно-территориальных единиц на уровне республик, областей, краев и городов федерального значения), местный (уровень муниципальных единиц). Федеральный уровень налоговых органов представлен Федеральной налоговой службой Российской Федерации, Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, органы государственных внебюджетных фондов (например, Государственный пенсионный фонд). Они подчиняются Министерству финансов Российской Федерации.

Еще одной важной особенностью российской налоговой системы является структура налоговых поступлений. На сегодняшний день в федеральной системе преобладают косвенные налоги. Их доминирование очень ощутимо. Для сравнения, объем косвенных налогов составляет на сегодня 13,05% от внутреннего валового продукта (и составляет 78% налоговых поступлений), а доля прямых налогов – всего 8,67%. А налоговые системы субъектов Федерации формируют бюджеты преимущественно за счет прямых налогов. Именно прямые налоги составляют почти 73% налоговых поступлений в бюджеты субъектов федерации. Основную массу налоговых поступлений в российский бюджет составляют: налог на добавленную стоимость и налог на прибыль предприятий и организаций.