Файл: Налоговая система РФ и проблемы её совершенствования ( ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 167
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1 Сущность, цели и функции налоговой системы
1.2 Структура и принципы построения налоговой системы
1.3 Особенности налоговой системы
2. АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Анализ налоговых поступлений в бюджет РФ
2.2 Анализ и оценка деятельности налоговых органов по урегулированию налоговой задолженности в РФ
3. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Актуальные проблемы и пути совершенствования современной налоговой системы РФ
3.2 Основные направления реформирования налоговой системы РФ
Налоговая система является важным и необходимым компонентом системы экономических и политических отношений как в государстве, так и международных отношений.
Развитие мирового хозяйства и международных отношений, преобразования внутри государства сопровождается эволюцией налоговой системы государства. Ведь налоговые поступления – это основная форма государственных доходов.
Если кратко сформулировать роль налоговых систем, то можно сказать, что:
- налоговые системы играют роль финансового обеспечения государственных потребностей;
- налоговые системы играют роль инструмента экономического воздействия государства на общественное производство;
- налоговые системы влияют и на динамику развития производства путем развития научно-технического прогресса;
- налоговые системы позволяют обеспечить население общественными потребностями.
Непосредственно в условиях Российской Федерации трехуровневая система налогов позволяет самостоятельно (и независимо от федеральных властей) формировать каждому субъекту государства и местным органам самоуправления доходную часть бюджетов на базе собственных налогов (местных и региональных), отчислений от федеральных налогов и сборов. Но эти возможности тесно связаны и с ответственностью за полноту и своевременность взимания налогов и формирование бюджета своего уровня.
Кроме того, налоговая система является неотъемлемой частью экономики. Поэтому проведение экономических реформ невозможно без реформирования налоговой системы.
2. АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Анализ налоговых поступлений в бюджет РФ
Для полного и углубленного анализа налоговых поступлений необходимо проанализировать налоговые поступления по отдельным видам налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации.
Так в таблице 2.1 представлены показатели налоговых поступлений в разрезе отдельных видов налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2016 – 2018 гг.
Таблица 2.1
Налоговые поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2016 – 2018 гг. [24]
2016 |
2017 |
2018 |
Абсолютное отклонение (млн. руб.) |
Темп прироста, (%) |
||||
млн. руб. |
% к итог у |
млн. руб. |
% к итог у |
млн. руб. |
% к итог у |
|||
Всего налоговых поступлений |
13720353 ,3 |
100 |
14386060 ,9 |
100 |
17197016 ,5 |
100 |
3476663,2 |
25,3 |
Налог на прибыль организаций |
2598848, 2 |
18,9 |
2770152, 7 |
19,3 |
3289992, 5 |
19,1 |
691144,3 |
26,6 |
НДФЛ |
2806507, 6 |
20,5 |
3017278, 9 |
20,9 |
3251114, 8 |
18,9 |
444607,2 |
15,8 |
НДС |
2590082, 8 |
18,9 |
2808191, 0 |
19,5 |
3236304, 4 |
18,8 |
646221,6 |
25,0 |
Акцизы |
1020908, 8 |
7,4 |
1297173, 5 |
9,0 |
1523528, 8 |
8,9 |
502620,0 |
49,2 |
Продолжение таблицы 2.1
Наименование показателя |
2016 |
2017 |
2018 |
Абсолютное отклонение (млн. руб.) |
Темп прироста, (%) |
|||
Налог на имущество физических лиц |
30295,5 |
0,2 |
36089,2 |
0,3 |
52232,4 |
0,3 |
21936,9 |
72,4 |
Налог на имущество организаций |
712421,5 |
5,2 |
764543,6 |
5,3 |
856137,5 |
5,0 |
143716,0 |
20,2 |
Транспортный налог |
139978,2 |
1,0 |
139074,4 |
1,0 |
154904,8 |
0,9 |
14926,6 |
10,7 |
Налог на игорный бизнес |
616,3 |
0,1 |
814,3 |
0,1 |
988,0 |
0,1 |
371,7 |
60,3 |
Земельный налог |
185130,9 |
1,3 |
176417,2 |
1,2 |
186016,2 |
1,1 |
885,3 |
0,5 |
НДПИ |
3226830, 8 |
23,5 |
2929407, 9 |
20,3 |
4130424, 4 |
24,0 |
903593,6 |
28,0 |
Прочие налоговые поступления |
408732,7 |
3,0 |
446918,2 |
3,1 |
515372,7 |
2,9 |
106640,0 |
26,1 |
Данные таблицы позволяют отметить, что в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2018г. налоговых поступлений, администрируемых налоговыми органами, поступило на 3476663,2 млн. руб. больше по сравнению с 2016 г. (или на 25,3 %), их размер составил 17197016,5 млн. руб. На рисунке 1 наглядно продемонстрировано изменение налоговых поступлений за 2016 – 2018гг.
Рисунок 2.1 Налоговые поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2016 – 2018 гг.
Формирование всех налоговых поступлений в 2018 г. на 80,8 % обеспечено за счет поступления НДПИ – 24,0 %, налога на прибыль организаций – 19,1 %, НДФЛ – 18,9 %, НДС – 18,8 %. Поступление налогов увеличивается с каждым годом, так, налог прибыль организаций в 2017г. увеличился по сравнению с 2016г. на 691144,3 млн. руб. (или на 26,6%) и составил 3289992,5 млн. руб. за счет экономических факторов, включая изменение прибыли прибыльных организаций, а также за счет введения ограничений на списание убытков прошлых лет. НДФЛ поступил в размере 3251114,8 млн. руб., поступление выросло на 444607,2 млн. руб., этому способствовало сокращение темпа роста общей численности безработных с 99,5% в 2017г. до 93,5% в 2018г. и снижение численности работников, работающих в режиме неполной занятости, а также роста заработных плат. НДС в совокупности (на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, так и на ввозимые, на территорию РФ) увеличился в 2018г. на 646221,6 млн. руб. (или на 25%) и составил 3236304,4 млн. руб. за счет роста ВВП (1,5%).
Поступления по сводной группе акцизов также стали больше на 502620,0 млн. руб. - 1523528,8 млн. руб., это связано с индексацией ставок, а также с изменением цен и объемов реализации отдельных видов подакцизной продукции. Имущественных налогов в консолидированный бюджет РФ поступило 1249290,9 млн. руб., или на 17% больше, чем в 2016 г., включая налог на имущество физ. лиц в размере 52232,4 млн. руб. – рост поступлений связан с переходом в 2017г. в 21 субъекте РФ на порядок исчисления налога исходя из кадастровой стоимости с вовлечением в налоговый оборот новых объектов, применения коэффициента 0,4 в качестве нал. базы кадастровой стоимости в 28 регионах; налог на имущество организаций поступило в 2018 году в размере 856137,5 млн. руб. , это больше на 143716,0 млн. руб. по сравнению с 2016 годом, за счет применения в 61 субъекте РФ особенностей налогообложения имущества исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, а также ввод в эксплуатацию новых объектов налогообложения.
НДПИ поступило 4130424,4 млн. руб., это больше на 28%, чем в 2016 г. за счет роста цены на нефть марки «Юралс» на 29,1% (с 40,3 до 52,1 долл./за барр.) при снижении курса доллара США до 58,6 руб., а также за счет увеличения основной налоговой ставки на добычу нефти на 7,2%.
Таким образом, можно сделать вывод, что за анализируемый период (2016 – 2018 гг.) наблюдается положительная динамика роста налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации, такая же тенденция сохраняется и у отдельных видов налогов.
2.2 Анализ и оценка деятельности налоговых органов по урегулированию налоговой задолженности в РФ
Проблема уклонения от уплаты налогов в Российской Федерации является одной из важнейших проблем государства.
Как известно, налоги выполняют несколько функций, одной из которых является фискальная, т. е. налоги призваны обеспечивать государство финансовыми ресурсами, от своевременности и полноты поступления которых зависит функционирование множества сфер жизни государства.
Таблица 2.2 Структура задолженности по налогам и сборам в консолидированный бюджет РФ в динамике за 2016–2018гг., в млн руб. [24]
Вид задолженности |
Годы |
Динамика (в 2018 по сравнению с 2016, в млн. руб.) |
Темп роста (2018/2016, в%) |
||
2016 |
2017 |
2018 |
|||
Задолженность перед бюджетом по налогам и сборам всего, в т. ч.: |
1 031 693 |
1 076 878 |
892 840 |
-138 853 |
86,54 |
Урегулированная задолженность |
410 484 |
184 852 |
197 976 |
-212 508 |
48,23 |
Задолженность невозможная к взысканию налоговыми органами |
8 227 |
5 731 |
6 675 |
-1 552 |
81,14 |
По данным таблицы 2.2 можно увидеть, что в Российской Федерации существует положительная динамика снижения уровня налоговой задолженности, так в 2018 году по сравнению с 2016 годом задолженность перед бюджетом по налогам и сборам снизилась на 13,46 %, т. е. на 138 853 млн. рублей.
Урегулированная задолженность также имеет тенденцию к снижению, так в 2016 году она составляла 410 484 млн. руб., а к 2018 году снизилась до 197 976 млн. руб.
Кроме того, в 2018 году по сравнению с 2016 годом на 18,86 % снизилась задолженность невозможная к взысканию налоговыми органами.
Стабильность данной ситуации можно объяснить постепенным выходом из кризиса, начавшегося в 2014 году, среди причин которого можно назвать падение стоимости нефти, введение санкций против Российской Федерации, высокая доля государства в экономике, низкая конкурентоспособность российских компаний на мировых рынков, чрезмерная зависимость бюджета от экспорта углеводородов, высокий уровень коррупции и т. д.
Кроме того, снижению уровня задолженности способствовало издание Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предполагающего списание задолженности согласно определенным критериям.
В таблице 2.3 рассмотрена динамика изменения задолженности по видам налогов. Задолженность по налогу на прибыль в 2018 году по сравнению с 2016 годом снизилась на 6,98 %, т. е. на 9 472 млн. рублей.
Задолженность по налогу на добавленную стоимость в 2016 году составляла 467 871 млн. руб., а к 2018 году она снизилась до 378 076 млн. рублей. Задолженность по региональным, местным налогам, а также по налогам со специальным налоговым режимом также имеет тенденцию к снижению: на 82,66 %, 80,66 %, 49,06 % соответственно.
Таблица 2.3
Задолженность по видам налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ в динамике за 2016–2018гг., в млн руб. [24]
Годы |
Динамика (в 2018 по сравнению с 2016, в млн. руб.) |
Темп роста (2018/2016, в%) |
|||
2016 |
2017 |
2018 |
|||
Задолженность перед бюджетом по налогам и сборам всего, в т. ч.: |
1 031 693 |
1 076 878 |
892 840 |
-138 853 |
86,54 |
Налог на прибыль |
135 735 |
100 227 |
126 263 |
-9 472 |
93,02 |
НДС |
467 871 |
302 326 |
378 076 |
-89 795 |
80,81 |
Платежи за пользование природными ресурсами |
5 640 |
3 276 |
5 186 |
-454 |
91,95 |
Остальные федеральные налоги и сборы |
152 978 |
75 489 |
154 004 |
1 026 |
100,67 |
Региональные налоги и сборы |
160 866 |
176 069 |
27 892 |
132 974 |
–17,34 |
Местные налоги и сборы |
78 176 |
87 743 |
15 116 |
-63 060 |
19,34 |
Налоги со специальным налоговым режимом |
30 424 |
381 424 |
15 499 |
-14 925 |
50,94 |
Платежи в Государственные внебюджетные фонды |
- |
957 |
3 291 |
- |
- |
Задолженность по страховым взносам |
- |
292 364 |
167 507 |
- |
- |
Для определения доли задолженности по налогам и сборам в общем объеме налоговых поступлений был проведен анализ показателей, приведенный в таблице 2.4