Файл: Налоговая система России: проблемы и направления совершенствования..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2. Анализ Российской налоговой системы и ее проблемы

2.1 Основные проблемы действующей налоговой системы и пути их решения

В российской науке на сегодняшний день не сформировалось единого мнения понятия налоговой системы, поскольку задачи налоговой системы меняются с учетом политических, экономических и социальных условий. Изменения затрагивают практически все стороны современной налоговой системы – изменяются ставки налогов и сборов, льготы налогов и сборов, их состав, методика расчета, налоговое законодательство, система налогового администрирования, характер работы налоговых органов. Налоговая система представляет собой комплекс взаимодействующих мероприятий в области налогов и налогообложения [3, с.52].

Известно, что в федеративных государствах, к которым в том числе относится РФ, налоговая система трехуровневая. Иерархическая трехуровне­вая налоговая система призвана обеспечивать сбалансированность федеральной, региональной и местной власти посредством наделения их налоговой компетенции и должна предусматривать четкое разделение компетенции органов власти каждого уровня в налоговых отношениях. Однако именно в федеративном государстве налоговая система потенциально содержит противоречие, которое заключается в проблеме прав по установлению налогов и сборов между государством и ее субъектами.

Современная налоговая система должна быть справедливой, эффективной и доступной для понимания. Однозначной и простой, в первую очередь, должно быть законодательство по налогам и сборам. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность принимаемых экономических и социальных решений экономического пространства.

Между тем, интересы участников налоговой системы противоположны: для государства первостепенной задачей является максимизация поступлений в бюджеты бюджетной системы, а для плательщика – минимизация налоговых изъятий. В этой связи, разумно находить середину интересов, как государства, так и налогоплательщиков. Если снизить до предельного уровня налоговые изъятия, то средств будет недостаточно для функционирования задач государства.

В налоговой системе продолжает оставаться ряд актуальных проблем, требующих непременного решения. Проблемы возникают в области налогового законодательства; собираемости налогов и сборов; налогового администрирования и контроля. Наиболее актуально стоит проблема противоречивого, нестабильного и двусмысленного истолкования норм налогового законодательства в России. Имеет место быть недостаточно проработанные нормы налогового законодательства, нечеткости его отдельных положений, частые изменения [2, с.110].


Требуется обработка экономико-правовой и законодательной базы по налогам и сборам, которая в настоящее время не является четкой и стабиль­ной. Данная задача встает по той причине, что при исчислении налогов и сборов обязательным условием является соблюдение норм налогового законодательства, которые часто меняются. Более того, планируется введение совершенно новых налогов (например, налог на недвижимость), что опять-таки подтверждает нестабильную законодательную основу страны в части налогообложения. В свою очередь, несоблюдение, незнание налогового законодательства, а также его недостаточно правовая проработка и экономическая обоснованность повышает налоговые риски, причем как государства, так и налогоплательщиков. Естественно, что государственными органами должны учитываться налоговые риски налогоплательщиков, связанные с возможностью их финансовых потерь в связи с предполагаемым введением новых налогов, повышением налоговых ставок, отменой налоговых льгот.

Другая проблема налогового законодательства проявляется в том, что наряду с основным законодательством (Налоговый кодекс РФ), действуют многочисленные подзаконные акты: инструкции, дополнения, изменения к ним, разъяснения и т.д., содержание которых противоречит основному закону. И, опять-таки, здесь подчеркиваем противоречие налоговое законодательство РФ [15, с.6].

Одним из основных критериев, характеризующих состояние налоговой системы страны и ее отдельных субъектов, является уровень собираемости налогов. Показатель собираемости налогов отражает эффективность функционирования всей налоговой системы и, в частности, налоговых органов и других органов власти и управления в сфере налогообложения. Показатель собираемости рассчитывается, как соотношение фактически зачисленных и планируемых налоговых доходов за вычетом задолженности по налогам и сборам.

Первоочередной задачей налоговой политики является повышение налоговых доходов в бюджетную систему РФ, поскольку уровень собираемости налогов и сборов недостаточно высок, особенно в региональных и местных бюджетах. Плательщики налогов и сборов стремятся снизить налоговое бремя, что сокращает показатель собираемости.

Налоговый контроль является необходимым условием результативного функционирования налоговой системы страны (через налоговые проверки, налоговый учет). С помощью проведения и организации грамотного налогового контроля зависит своевременное и полное поступление налоговых доходов в бюджетную систему РФ.


Огромное значение имеет налоговая культура, а именно, то, как налогоплательщики относятся к своим обязательствам перед государством. Каждый гражданин должен понимать, что обязан уплачивать налоговые платежи в целях пополнения бюджетного фонда страны. Кроме того, существенную роль имеет материально-техническое и кадровое обеспечение налоговых органов, усиление информационно-разъяснительной работы с налогоплательщиками, что, в свою очередь, способствует повышению налоговой культуры, грамотности и дисциплины населения.

Частью первой НК РФ достаточно четко и подробно установлены формы изменения сроков уплаты конкретных налогов, а также порядок и условия их применения. В случае если налогоплательщик не может уплатить налог или сбор по определенным причинам, налоговым законодательством предусмотрена возможность отсрочки или рассрочки. Изменить сроки уплаты налогов и сборов возможно также с помощью налоговых кредитов (инвестиционный налоговый кредит). Других форм изменения сроков уплаты налогов НК РФ не предусматривает.

В целях обеспечения устойчивости бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов предлагается окончательно отказаться от установления новых льгот, включая освобождения от налогообложения, исключение из налоговой базы объекта налогообложения по региональным и местным налогам [8, с.52].

Все выше обозначенные проблемы, имеющие место в современной налоговой практике России, требуют незамедлительного решения. Первоочередной задачей финансовых и налоговых органов, безусловно, должно стать повышение роли налоговых поступлений в системе доходов бюджетов бюджетной системы РФ. Основными источниками роста налоговых поступлений может стать как повышение налоговых ставок, изменение правил исчисления и уплаты отдельных налогов, так и принятие мер в области налогового администрирования. Отдельным направлением политики в области повышения доходного потенциала налоговой системы может стать оптимизации системы налоговых льгот.

2.2 Оценка влияния налоговой системы на экономику России

Налоговая система РФ является одним из наиболее действенных инструментов регулирования экономических отношений. Многие видят в налогах лишь фискальный смысл, при этом упускается из виду, что налоги служат также мощным экономическим регулятором, способным влиять на все стороны хозяйственной и социальной жизни общества.


Налоговые поступления составляют преобладающую часть доходов бюджетов всех уровней. Налоговая нагрузка на российскую экономику, по данным Госкомстата, составляет в среднем около 30-32% ВВП (рис. 1), а вместе с внебюджетными фондами социального характера – более 29%.

Рисунок 1 – Налоговая нагрузка в России, %

Анализ социально-экономического развития России с 1991-2012 гг. по некоторым важнейшим макроэкономическим показателям показывает, что после периода глубокого экономического кризиса, достигшего своего максимума в 2002 года, начался период постепенного восстановления экономики страны, продолжившийся и в 2010-2012 гг.

Особого внимания заслуживает сравнение ВВП России и ряда зарубежных стран. Трансформационный кризис 1990-х качественно изменил место в мире российской экономики в мире, отбросив ее далеко назад (рис. 3). Вклад России в мировой ВВП сократился с 3,4% в 1991 году до 1% в 2009 году, а по приоритету покупательной способности (ППС), Россия занимает в настоящее время 44-е место: на одного россиянина приходится 16,3 тыс. долл. Наша страна отстает от США более чем в 2 раза. Таким образом, разрыв в уровнях жизни между Россией и США превысил тот, который существовал в начале ХХ в. Однако следует отметить, что после десятилетнего кризиса темпы роста российской экономики (6%) существенно опережают темпы роста развитых стран (демонстрирующих в среднем не более 2-3%), но уступают как отдельным развивающимся странам, так и некоторым странам с переходной экономикой.

Рисунок 2 – ВВП (по ППС) по странам мира в 2016 году

Показатели социально-экономического развития РФ, а также относительная макроэкономическая стабильность и финансовая устойчивость свидетельствуют о приемлемой эффективности проведенных системных преобразований. За последние 15 лет темпы роста российской экономики значительно превышали среднемировой уровень (около 107% и 104% соответственно), хотя в отдельные годы (2000, 2002 и 2013), они оставались достаточно низкими и не превышали 92% и 95% соответственно (Приложение В - Рисунок 4 – Темп роста валового внутреннего продукта РФ).

Отчасти преодолен спад производства и потребления 90-х годов. В 2014 году объем валового внутреннего продукта, по некоторым оценкам, составил к уровню 1991 года 110%. При этом в структуре экономики повышается доля отраслей, ориентированных на рыночный спрос.

Объем валового внутреннего продукта (по ППС) в 2015 году превысил 2,2 трлн. Долларов США, и по этому показателю Россия вышла на 6-е место в мире (рис. 3). Но продолжает отставать от наиболее динамично развивающихся экономик Индия и Китая, а также наиболее развитых экономик США, Японии и Германии. Россия в этой ситуации, должна снова стать лидеров на постсоветском пространстве и восстановить утраченные и ослабленные экономические, культурные и политические связи.


Необходимо отметить, что налоговая система в первую очередь является инструментом мобилизации доходов в бюджеты всех уровней. Одним из существенных последствий кризисных явлений в экономике является уменьшение налогооблагаемой базы по основным налогам, что привело сокращению налоговых поступлений государству. Так, с 2009-2017 года налоговые доходы консолидированного бюджета можно рассмотреть в рис.5.

Рисунок 3 – Поступление налогов в бюджеты различных уровней в 2009-2017 гг., млрд. руб.

Снижение налоговых поступлений в бюджетную систему РФ за 2014 г. составило 1 657,3 млрд. руб. по сравнению с 2013 г. лидерами снижения поступлений явились налог на прибыль организации и НДПИ. Несколько возросли лишь поступления по НДС, акцизов и налогам, базой которых является фонд оплаты труда. В дальнейшем, с ростом экономики и цен на основные экспортные товары поступлений по этим налогам также выросли. Анализ показывает, что налоговые доходы менялись волнообразно (рис.4). Существенно сократилась номинальная нагрузка, если учесть масштабы накопления налоговой задолженности в докризисный период.

Отметим, что снижение налоговых поступлений обусловливалось двумя причинами. Первоначально налоговые платежи снизились из-за резкого сокращения налоговых баз при падении мировых цен на нефть и другие экспортные товары. Затем, после глубокой девальвации сказалась неспособность докризисной налоговой системы адаптироваться к структурным сдвигам в экономике.

Рисунок 4 – Удельный вес налогов в структуре ВВП

Рост налоговых доходов в исследуемый период был обусловлен следующими факторами:

  • макроэкономической стабилизацией в стране
  • приспособлением налоговой системы к изменившимся условиям
  • более полным исполнением налоговых обязательств
  • существенным ростом мировых цен на нефть и другие ресурсы

Для того чтобы проанализировать современное состояние налоговой системы необходимо провести анализ поступлений платежей в консолидированный бюджет РФ в разрезе конкретных налогов. Так за последние годы основную долю поступлений в федеральный бюджет составили следующие налоги: налог на прибыль организации, налог на добавленную стоимость, налог на добычу полезных ископаемых и налог на доходы физических лиц.

Следует отметить, что налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами возросли с 17% за 2009 году до 22% за 2016 году, доходы от внешнеэкономической деятельности – с 7,8 до 8,7% к ВВП, поступления по налогу на прибыль организации – с 1,7 до 1,9% к ВВП.