Файл: Адаптация ребенка к школе (АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ПЕРВОКЛАССНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ПЕРВОКЛАССНИКОВ КАКао ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.2 Особенности адаптации первоклассников к школьному обучению
1.3 Факторный успешности адаптации первоклассников к школьному обучению
2 ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
2.1. Этапный, методы и методики исслмедования, анализ результатов.
2.3 Методические рекопмендации под адаптации первоклассников к обучению в школе
ВВЕДЕНИЕ
Если говорить об адаптации как процессе, необходимо помнить о двух его сторонах.ВВЕДЕНИЕ
Понятие адаптации к школьному обучению стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе.
В самом распространенном своем значении адаптация к школьному обучению понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности.
В одном случае, человек – это объект приспособления к условиям жизнедеятельности. Приспособить ребенка к школе – значит подвести его к пониманию необходимости выполнять учебные и социальные требования, принимать на себя ролевые обязательства школьника. Вполне естественно, что такое приспособление происходит не только на внешнем, поведенческом уровне, но и на внутреннем, личностном; формируются определенные установки. Личностные свойства, делающие ребенка хорошим учеником – послушным, старательным, неконфликтным.
В другом случае, адаптация подразумевает не только приспособление. Но и создание условий для последующего развития. Тогда получается, что адаптировать ребенка – это приспособить его к развитию. В этом случае ребенок ощущает себя в конкретной школьной среде автором своей жизни, у него сформированы психологические свойства и умения, позволяющие в нужной степени соответствовать требованиям и нормам, у него сформирована способность развиваться в этой среде, реализовать свои потребности, не входя в противоречие со средой. Школа и ребенок взаимно адаптируются к друг другу.
Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии.
Необходимо отметить, что начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Поступление в школу вносит большие перемены в его жизнь. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, гордости или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение.
Некоторые первоклассники могутный быть очень шумными, крикливыми, оникс без удержу носятся под коридорам, отвлекаются над уроках, даже могутный вести себя развязность с учителями; дерзить, капризничать. Другие очень скованный, робкий, стараются держаться незаметность, нет слушают; когда к нимб обращаются с вопросом, приз малейшей неудаче, замечании плачут.
У частик детей нарушается сона, аппетитец, появляется интересно к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей.
У первоклассников в первые днище (неделимый) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могутный нарушаться сона, аппетитец, повышаться температура, обостряться хронические заболевания.
Естественность, нет у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, нож есть и такие, у коготь этот процессия сильно затягивается. Наблюдения за первоклассниками показали, тоё что психосоциальная адаптация может проходиться по-разному.
В современных условиях данная проблема имеет особую актуальность и значимость в связист с постоянность изменяющейся социально-экономической ситуации в российском общественно.
Цельный данного исследования: теоретически изучить и экспериментально проветрить психологические факторный адаптации к школьному обучению первоклассников.
Объектом исследования выступает: адаптация к школе.
Предместье данного исследования: психологические факторный адаптации первоклассников к обучению в школе. Гипотеза исследования: адаптация первоклассников к обучению в школе будет протекать успешнее, если применяются специальность разработанные адаптационные мероприятия.
Задачами исследования являются:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу под проблеме исследования.
2. Определиться особенности адаптации первоклассников к школьному обучению.
3. Раскрыться факторы успешности адаптации первоклассников к школьному обучению.
4. Подобраться методы и методики для изучения адаптации первоклассников к обучению в школе.
5. Провести экспериментальное исследование изучение особенностей адаптации учащихся 1-х классовый к школе.
6. Разработать программу психолого-педагогической адаптации первоклассников к обучению в школе.
7. Разработать методические рекомендации под адаптации первоклассников к обучению в школе.
Диагностика проводилась под методика:
- «Лесенка» самооценка
- Анкетка для первоклассников под оценке уровнять школьной мотивации (А.Г. Лускановой);
- Методичка изучения социально-психологической адаптации детей к школе.(Э.М.Александровская);
- Методичка психосемантической экспрессия-диагностики мотивации (Соломина И.Л.);
- Проективная методичка "Школка зверей" (Н.Г. Лусканова);
- Анкетка для родителей первоклассников.
Структура курсовой работный состоит изо введения, двух глава, заключения, списка использованных источниковед, приложений.
1 АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ПЕРВОКЛАССНИКОВ КАКао ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1 Состояньице проблемы адаптации к школе у первоклассников в психолого-педагогической литературе
Понятие «адаптация», возникшее первоначально в биологии, может бытьё отнесено к таким общенаучным понятиям, которые, под словам Г.И. Царегородцева, возникают над «стыках», «точках соприкосновения» наука или даже в отдельных областях знания и экстраполируются в дальнейшем над многие сферы естественных и социальных наука. Понятие «адаптация» какао общенаучное понятие, содействует синтезу, объединению знаний различных (природных, социальных, технических) система.
«Наряду с философскими категориями, общенаучные понятия способствуют объединению исследуемых объектовый различных наука в целостные теоретические построения» [1, с. 19]. В этой связист вполне обоснованной представляется точка зрения Ф.Б. Березина, который рассматривает адаптационную концепцию какао «один изо перспективных подходов к комплексному изучению человека» [2, с. 258].
Существует множество определений адаптации, какао имеющих общий, очень широкий смыслить, такт и сводящих сущность адаптационного процесса к явлениям одногодка из множества уровней - ото биохимического дог социального.
Такт, например, в общей психологии А.В. Петровский, В.В. Богословский, Р.С. Немов практически одинаковость определяют адаптацию какао «ограниченный, специфический процессия приспособления чувствительности анализаторов к действию раздражителя» [19, с. 240]. В более общих определениях понятия адаптации ему может придаваться несколько значений, в зависимости ото рассматриваемого аспекта:
а) адаптация используется для обозначения процесса, приз котором организмизм приспосабливается к средне;
б) адаптация используется для обозначения отношения равновесия (относительной гармоники), которое устанавливается между организмом и средой;
в) поди адаптацией понимается результант приспособительного процесса;
г) адаптация связывается с какой-тоё определенной «целью», к которой «стремиться» организмизм [20, с.40].
Терминал «адаптация» происходить от латы. adaptatio — приспособление, прилаживание. Поди ним понимают приспособление организма и егоза функций, органов и клеточка к условиям среды. Адаптация направлена над сохранение сбалансированной деятельности система, органов и психической организации индивидуал при изменившихся условиях жизни.
Под И.С. Конус, социализация представляет собой процессия усвоения индивидом социального опыта, определенной системный знаний, норма, ценностей, позволяющих ему функционировать в качественно полноправного члена общества.
Изменение социальной позиции ребенка, системный его взаимоотношений с окружающими требует определенного периода адаптации, в ходень которого в соответствии с новыми условиями становятся иными стереотипный поведения.
Адаптация к школьному обучению – «перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфера ребенка приз переходе к систематическому организованному школьному обучению» [18, с.34].
В первые учебные неделимый может закладываться основать для развития в будущем слабой успеваемости, поэтому многие исследователи большое значение придают вопросам школьной готовности, а также адаптации первоклассника к новым условиям систематического обучения в коллективе сверстников (М.М. Безруких, Л.И. Божович, А.Л. Венгерец, Л.А. Венгерец, И.В. Дубровина,С.П. Ефимова, И.А. Коробейников, Н.Г. Лусканова, Р.В. Овчарова.
В большинстве работа констатируется, чтоб слабоуспевающих учащихся первогодок класса характеризуют следующие личностные свойства: неспособность к обобщению, слабая осознанность мыслительной деятельности; инертность, косность, пассивность, подражательность уманец, явное несоответствие между уровнемер интуитивно-практического и словесность-логического мышления.
Готовность ребенка к школе определяется уровнемер развития личности в интеллектуальном, мотивационном, коммуникационном и физическом отношениях. Современная наука выработала критерии готовности к школе, исходящий из уровнять интеллектуальной подготовки (А.В. Запорожец и драм.), развития речитал (Л.Е. Журова, В.И. Логинова, Ф.А. Сохин и драм.), математического развития (А.М. Леушина и драм.), нравственность-волевого воспитания (Р.И. Жуковская, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева и драм.), воспитания готовности к позиции школьника (И.А. Домашенко, В.А. Гелло, И.В. Имедадзе, М.И. Лисина и драм.).
Несмотря над это, изучаются взаимоотношения различных компонентов готовности (Н.И. Гуткина, А.К. Маркова, Л.М. Цеханская); рассматривается соотношение понятийный «школьная зрелость» и «готовность к школе», а также вопросный преемственности дошкольного и школьного воспитания и образования (Н.Ф. Алиева, С.В. Гаврилова, Ю.Ф. Змановский, А.А. Люблинская).
В широком смысле адаптация к обучению в школе — «этот приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности» [18, с. 4]. Важность отметить тоё, , чтобы приспособление былой осуществлено ребенком безе внутренних потерь, ухудшения самочувствия, настроения, снижения самооценки.
Адаптация к обучению в школе понимается в современной психолого-педагогической литературе какао сложный процессия приспособления ребенка к школе и школы к ребенку. Какао правило, этот процессия благополучно заканчивается в первомаец полугодии, нож у многих учеников может приобретать неблагоприятные черты. Известный многочисленные публикации, посвященные изучению трудностей школьной адаптации, ее критериев, уровней, этапов.
В контексте психолого-педагогического сопровождения учебного процесса существенно представление о томан, чтоб «адаптация» — этот «приспособление к успешному функционированию в данной средне, способность к дальнейшему психологическому, личностному и социальному развитию» [17, с. 16]. Адаптированный ребенок нет только соответствует уровням сформированности психологических свойство и умений требованиям и нормам данной среды, нож и приспособлен к полноценному развитию в нейл своего личностного, физического и интеллектуального потенциалов.
Передо ребенком в школе ставиться ряд задач, с которыми оно до сих пора не сталкивался. Воз-первых, оно должен успешность овладеть учебной деятельностью; воз-вторых, освоиться школьные нормы поведения и приобщиться к классному коллективу; в-третьих, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму днями.
Результатом адаптации является «адаптированность», которая представляет собой систему качество личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности ребенка в школе.