Файл: Понятие и виды ценных бумаг ( Понятие и свойства ценных бумаг. ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Виды ценных бумаг по виду эмитента:

  1. государственные ценные бумаг — это обычно различные виды облигаций, выпускаемые государством;
  2. негосударственные, или корпоративные — это ценные бумаги, которые выпускаютсяв обращение корпорациями (компаниями, банками, организациями) и даже частными лицами.

Государственные ценные бумаги — ценные бумаги, выпускаемые государством. Они занимают особое место в ряду ценных бумаг.

Государство не является капиталистом и не использует привлекаемые через ценные бумаги денежные средства для получения дохода, оно лишь перераспределяет их через государственный бюджет или через свою финансовую систему, т. е. выступает посредником. Следовательно, государственные ценные бумаги — это не представитель непосредственно функционирующего капитала, а представитель капитала, которого у государства нет, который окольными путями возвращается в экономику (через зарплату государственных служащих, военных, закупку товаров, например, военной техники и др.). Поэтому государственные ценные бумаги — это косвенный представитель действительного капитала.

Виды ценных бумаг по уровню риска:

  1. низкорисковые;
  2. среднерисковые;
  3. высокорисковые.

По уровню риска ценные бумаги условно подразделяются на безрисковые и рисковые. Безрисковые — это бумаги, по которым риск практически отсутствует. В мировой практике — это краткосрочные (срок 1-3 месяца) государственные долговые обязательства (казначейские векселя). Все остальные ценные бумаги по уровню риска принято делить на низкорисковые (это обычно государственные бумаги), среднерисковые (это обычно корпоративные облигации) и высокорисковые (это обычно акции).[7] Существуют и более высокорисковые, чем обычные акции и облигации, инструменты рынка.

В свою очередь каждый из видов основных ценных бумаг делится на подвиды и т. п.

Виды ценных бумаг по степени обращаемости:

  1. рыночные, или свободнообращающиеся;
  2. нерыночные, которые выпускаются эмитентом и могут быть возвращены только ему; не могут перепродаваться.

Основные виды ценных бумаг являются рыночными, т. е. могут свободно продаваться и покупаться на рынке. Однако в ряде случаев обращение ценных бумаг может быть ограничено, и ценную бумагу нельзя продать никому, кроме того, кто ее выпустил, и то через оговоренный срок. Такие бумаги называются нерыночными.

Виды ценных бумаг по форме привлечения капитала:


  1. долевые, или владельческие, которые отражают долю в уставном капитале общества;
  2. долговые, которые представляют собой форму займа капитала (денежных средств).

Виды ценных бумаг по виду номинала:

  1. с постоянным номиналом;
  2. с переменным номиналом.

По российскому законодательству каждая ценная бумага имеет свой номинал или номинальную стоимость. Однако в мировой практике разрешается выпуск, например, акций без денежного номинала, или с нулевым номиналом. В этом случае указывается, какую долю в уставном капитале составляет одна акция, а потому ее номинал, исчисленный путем деления уставного капитала на число акций, меняется каждый раз с изменением размеров этого капитала, а не остается неизменным как в случае, когда номинал ценной бумаги задан при ее выпуске. Если ценная бумага выпускается с указанием денежного номинала, то это бумага с постоянным номиналом. Если ценная бумага выпускается без денежного номинала (с нулевым номиналом), то это бумага с переменным номиналом.

Виды ценных бумаг по форме обслуживания капитала:

  1. Инвестиционные (капитальные) ценные бумаги являются объектом для вложения денег как капитала, т. е. с целью получения дохода.
  2. Неинвестиционные ценные бумаги обслуживают денежные расчеты на товарных или других рынках. Обычно в этой роли выступают коносаменты, складские свидетельства, векселя.

Виды ценных бумаг по наличию начисляемого дохода:

  1. бездоходные;
  2. с начисляемым доходом.

С точки зрения начисляемого дохода ценные бумаги, как правило, являются доходными, но могут быть и бездоходными, когда для их владельца они есть простое свидетельство на товар или на деньги, а не на капитал. Доход по ценной бумаге может начисляться в форме дивиденда (акции), процента (долговые бумаги) или дисконта, т. е. разницы между номиналом ценной бумаги и более низкой ценой ее приобретения.[8]

Подведя итог первой главы, можно сделать вывод, о том, что такое ценные бумаги, определить их свойства и обозначить классификацию по различным признакам.

Ценная бумага - это документ, составленный по установленной форме и при наличии обязательных реквизитов, удостоверяющий имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении этого документа. Данный документ можно определить по его основным свойствам, таким как: обращаемость, стандартность и серийность, доступность для гражданского оборота, документарность, рыночность, регулируемость и признание государством, ликвидность, финансовый риск и доходность.


С одной стороны, ценная бумага свидетельствует о финансовых обязательствах лица, выпустившего ее, а с другой — о денежных средствах (ином имуществе), вложенных инвестором посредством покупки ценной бумаги. Свидетельство о праве собственности владельца ценной бумаги на некоторую сумму денежных средств или другие имущественные ценности является тем формальным признаком в российской теории и практике, который позволяет выделить ценную бумагу среди других инструментов.

Глава 2. Виды ценных бумаг

2.1 Облигация

Одним из видов ценных бумаг является – облигация. Это ценная бумага, удостоверяющая внесение ее владельцем денежных средств и подтверждающая обязательство возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в обусловленный срок с уплатой фиксированного процента, если иное не предусмотрено правилами выпуска.[9]

Облигация выражает заемные, долговые отношения между облигационером и эмитентом, самостоятельно обращается на фондовом рынке вплоть до ее погашения эмитентом и имеет собственный курс, а также обладает свойствами ликвидности, надежности, доходности и другими инвестиционными качествами. Как правило, облигация выпускается на срок от одного года и более. При покупке облигации покупатель кредитует продавца. А Эмитент обязуется выкупить облигацию в установленный срок. Облигация является денежным документом, подтверждающим, обязательства заемщика возместить покупателю номинальную стоимость данной ценной бумаги в определенный срок с выплатой фиксированного или плавающего дохода, которая зависит от размера ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Каждая облигация имеет свои основные характеристики:

  1. номинал;
  2. курс;
  3. пункт;
  4. купон (купонный процент);
  5. дата погашения;
  6. дисконт.

Курс облигации определяется в процентах к номиналу. Дисконт - это разница между продажной ценой и номиналом облигации; в случае с премией эта разница положительна, а в случае с дисконтом - отрицательна. Другое название дисконта – это скидка. Купон (купонный процент) - это фиксированный процент, который устанавливается в момент эмиссии облигации. Исходя из этого процента облигационер получает регулярные платежи по облигации. Купон оформляется обычно как отрывная часть облигации. Чем выше размер купонного процента, тем выше ее инвестиционная привлекательность. Величина купона зависит от имиджа, надежности эмитента. На него влияет также и срок обращения облигации. Чем длительнее срок, тем больше купон, так как рыночный риск прямо пропорционален сроку обращения облигации.


По сроку действия облигации условно разделяются на несколько видов: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

Существует несколько видов облигаций, такие как:

  1. Купонные облигации или облигации на предъявителя. К ним прилагаются специальные купоны, которые должны откалываться два раза в год и представляться платежному агенту для выплаты процентов. [10]Фактически купон - своеобразный простой вексель на предъявителя. Эти облигации обратимы, а купон и сертификат выступают в качестве титула собственности. Поскольку эти облигации оформляются на предъявителя, предприятие не регистрирует, кто является их собственником.
  2. Именные облигации. Большинство облигаций регистрируются на имя их владельца, при этом ему выдается именной сертификат. Эти облигации не имеют купонов, а платежи по процентам осуществляет платежный агент в соответствии с установленным графиком. При продаже или обмене именных облигаций старый сертификат аннулируется и выпускается новый - с указанием нового владельца облигаций.
  3. «Балансовые облигации» - этот вид облигаций приобретает все большее распространение, поскольку их выпуске не сопряжен с такими формальностями, как выдача сертификатов - просто все необходимые данные об облигационеров вводятся в компьютер.

Так же облигации можно классифицировать в зависимости от обеспечения:

1. Обеспеченные облигации.

Эти облигации имеют реальное обеспечение активами. Их можно разбить на три подтипа:

а) облигации с залогом имущества, которые обеспечиваются основным капиталом предприятия (ее недвижимостью) и иным вещным имуществом;

б) облигации залогом фондовых бумаг, которые обеспечиваются находящимися в собственности компании-эмитента ценными бумагами какой-либо другого предприятия (но не компании-эмитента) - как правило, ее филиала или дочерней компании;

с) облигации с залогом оборудования. Такие облигации обычно выпускаются транспортными предприятиями, которые в качестве залогового обеспечения используют, например, транспортные средства (самолеты, локомотивы и тп.).

Смысл залогового обеспечения заключается в том, что в случае банкротства компании или ее неплатежеспособности держатели обеспеченных облигаций могут претендовать на часть имущества компании.

2. Необеспеченные облигации.

Эти облигации не обеспечиваются какими-либо материальными активами, они подкрепляются добросовестностью компании-эмитента, иначе говоря - ее обещанием. В случае банкротства компании держатели таких облигаций не могут претендовать на часть недвижимости. Эти облигации менее надежны, но и на них распространяются преимущественные права при ликвидации компании. В связи с тем же ставка процента по ним более высокая.


3. Другие виды облигаций:

a) Облигации с доходом на прибыль, или реорганизационные облигации предусматривают выплату процентов только в том случае, если у предприятия имеются существенные поступления, то есть в случае выпуска таких облигаций гарантируется погашение ее основной суммы, а выплата процентов зависит от решения совета директоров. [11]Выпуск таких облигаций практикуется при реорганизации предприятия - как правило, когда ей грозит банкротство. Часто их выпускают для замены ранее выпущенных облигаций с одобрения облигационеров компании, которые предпочитают пойти на определенный риск, чтобы избежать опасности неполучения капитальной суммы.

б) Гарантированные облигации: они гарантируются не предприятием-эмитентом, а другими компаниями. Чаще всего они используются: транспортными корпорациями, когда эмитент предоставляет какой-либо компании свое оборудование, а взамен эта компания выступает гарантом по облигациям первой фирмы, либо дочерними компаниями крупных фирм, когда дочерняя компания выпускает облигации, а гарантом выступает основное предприятие. Как видно из названия, в случае неплатежеспособности эмитента, все претензии облигационеров удовлетворяются гарантом. Чаще всего гарантируются и капитальная сумма, и проценты, но бывают случаи, когда гарантией покрываются только проценты.

с) Бескупонные облигации. По ним не выплачивается регулярного процента, однако это не значит, что они не приносят дохода. Дело в том, что при выпуске эти облигации продаются со скидкой, а погашаются по номинальной цене при наступлении срока платежа, причем скидка тем больше, чем длиннее срок, на который выпущены облигации.

Главной задачей облигаций является привлечение дополнительных средств для проведения каких-либо мероприятий, способствующих увеличению прибыли или объема производства товаров. Средства от продажи облигаций государственных займов используются для покрытия дефицита государственного бюджета. Облигации имеют право выпускать только юридические лица, такие как: предприятия и их объединения, акционерные общества, кооперативы, банки, государство или муниципально-административные органы.

Облигации являются более привлекательными ценными бумагами для многих категорий людей, заботящихся не только о доходности, но и о надежности своих вкладов, так как доход по облигациям более надежен, чем по акциям, хоть и ниже, так как в меньшей степени зависит от ситуации на рынке и циклических колебаний в экономике.