Файл: Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности ( банкротства ).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы несостоятельности (банкротства)
1.1. Понятие и признаки несостоятельности физического лица
1.2. Процедура признания физического лица банкротом
Глава 2. Правовые последствия банкротства физического лица
2.1. Реструктуризация долга и мировое соглашение
Однако стоит заметить, что все-таки как самостоятельный критерий несостоятельности (банкротства) принцип неоплатности применяется при банкротстве физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Следовательно, для признания физического лица- должника банкротом должна быть доказан именно критерий неоплатности, который указывает на недостаточность всего имущества должника для удовлетворения заявленных требований кредиторов.
Итак, определившись с основными понятиями и признаками банкротства, можно перейти к процедуре признания гражданина банкротом.
1.2. Процедура признания физического лица банкротом
Основания и порядок признания гражданина банкротом, а также последствия такого признания регулируются Федеральным Законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Положения указанного федерального закона, касающиеся банкротства граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, вступили в действие с
1 октября 2015 г. благодаря принятию Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 154-ФЗ. Более того, Постановлением пленума Верховного Суда от 13 октября 2015 года № 45 было дано разъяснение о применении данных норм на практике[15].
Целесообразно выявить основные этапы процедуры банкротства гражданина. Условно можно определить три таких этапа.
Итак, первый этап – это составление и подача заявления о банкротстве гражданина в Арбитражный Суд. Действующее законодательство прямо закрепляет список необходимых документов, которые должен предоставить уполномоченный субъект.
Наряду с документами, предусмотренными процессуальным законодательством, к заявлению о признании гражданина банкротом, которое должно быть подписано лично или представителем по доверенности, прилагаются:
1) документы, подтверждающие наличие задолженности, основание ее возникновения и неспособность гражданина удовлетворить требования кредиторов в полном объеме.
2) документы, подтверждающие наличие или отсутствие у гражданина статуса индивидуального предпринимателя на основании выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей либо иного подтверждающего указанные сведения документа.
3) Если заявитель не сам гражданин -вступившее в законную силу решение суда, устанавливающее задолженность гражданина или же первичные документы, обосновывающие бесспорные требования (только для ФНС и кредитных организаций). В противном случае без такого постановления заявление кредитора может быть оставлено без движения
4) списки кредиторов и должников гражданина с указанием их наименования или ФИО, суммы кредиторской и дебиторской задолженности, места нахождения или места жительства кредиторов и должников гражданина, а также с указанием отдельно денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей, которые возникли в результате осуществления гражданином предпринимательской деятельности.
5) опись имущества гражданина с указанием места нахождения или хранения имущества;
6) копии документов, подтверждающих право собственности гражданина на имущество. А также документы, удостоверяющие исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности гражданина (при наличии);
7) копии документов о совершавшихся гражданином в течение трех лет до даты подачи заявления сделках с недвижимым имуществом, ценными бумагами, долями в уставном капитале, транспортными средствами и сделках на сумму свыше трехсот тысяч рублей (при наличии);
8) выписка из реестра акционеров (участников) юридического лица, акционером (участником) которого является гражданин (при наличии);
9) сведения о полученных физическим лицом доходах и об удержанных суммах налога за трехлетний период, предшествующий дате подачи заявления о признании гражданина банкротом;
10) выданная банком справка о наличии счетов, вкладов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, во вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, в банке за трехлетний период, предшествующий дате подачи заявления о признании гражданина банкротом, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств за трехлетний период, предшествующий дате подачи заявления о признании гражданина банкротом (при наличии);
11) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования;
12) СНИЛС;
13) копия решения о признании гражданина безработным, выданная государственной службой занятости населения, в случае принятия указанного решения;
14) копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (при наличии);
15) копия свидетельства о заключении брака (при наличии заключенного и не расторгнутого на дату подачи заявления брака);
16) копия свидетельства о расторжении брака, если оно выдано в течение трех лет до даты подачи заявления (при наличии);
17) копия брачного договора (при наличии);
18) копия соглашения или судебного акта о разделе общего имущества супругов, соответственно заключенного и принятого в течение трех лет до даты подачи заявления (при наличии);
19) копия свидетельства о рождении ребенка, если гражданин является его родителем, усыновителем или опекуном;
20) Копию квитанции об уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
21) Копию квитанции о внесении на депозитный счет Арбитражного суда вознаграждения Финансовому управляющему в размере 25000 рублей
22) Копии об отправке заявления кредиторам.
Более того, в заявлении так же необходимо указать наименование и адрес саморегулируемой организации арбитражных управляющих, из состава участников которой должен быть назначен финансовый управляющий в соответствии с пунктом 4 статьи 213.4 и пунктом 3 статьи 213.5 ФЗ «О банкротстве»[16]. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 13 октября 2015 г. № 451 подчеркнул, что кредитор не имеет права выбрать управляющего[17]. Если все-таки финансовый управляющий выбран, но при этом нет данных о СРО, в состав которой входит финансовый управляющий, заявление останется без движения. Когда указаны и те, и другие сведения, арбитражный суд примет заявление и сам запросит у саморегулируемой организации финансовых управляющих кандидатуру финансового управляющего[18].
Так же стоит отметить, что отсутствие некоторых из вышеперечисленных документов может послужить основанием к оставлению дела без движения, например, если заявитель не внесет на депозитный счет Арбитражного суда сумму вознаграждения. Однако, если заявитель ходатайствует об отсрочке внесении суммы, суд может удовлетворить данное ходатайство и принять дело к производству, как, например, в деле А33-7769/2016 от 18 октября 2016 года.
Что касается субъектов, которые вправе подать заявление в суд о признании банкротства, то обанкротиться гражданин может лично, либо по заявлению конкурсных кредиторов или же уполномоченного органа, например ФНС. К конкурсным кредиторам также относятся кредиторы по большинству денежных обязательств, причем не только организации, но и граждане, включая индивидуальных предпринимателей[19].
Заявление о банкротстве гражданина по общему правилу подается в Арбитражный Суд по месту нахождения должника – физического лица. Место жительства гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, может удостоверяться такими документами, как паспорт или же выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Если место жительства неизвестно или известно, но находится за пределами Российской Федерации, то, по мнению Пленума Верховного Суда Российской Федерации, дело о банкротстве такого должника должно рассматриваться арбитражным судом по последнему известному месту жительства гражданина в Российской Федерации согласно документам о регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Еще одним немаловажным субъектом в процедуре банкротства физических лиц является – финансовый управляющий. Его участие в делах о банкротстве обязательно. Указанное утверждение подтверждает Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 457, который вводит обязательное участие такой категории арбитражных управляющих – как финансовый управляющий[20].
В связи с этим, на практике, встал серьезный вопрос о том, какое процессуальное действие надлежит совершить суду в случае, если на дату рассмотрения обоснованности заявления о признании гражданина банкротом СРО не представила сведения о кандидатуре финансового управляющего.
В соответствии с первым подходом, суду следует вынести определение о признании заявления о признании гражданина банкротом обоснованным, ввести соответствующую процедуру банкротства и отложить рассмотрение вопроса об утверждении финансового управляющего руководствуясь статьей 45 ФЗ «О несостоятельности ( банкротстве)», с учетом положений статей 213.4 и 213.9 вышеупомянутого Федерального Закона, однако применение такого подхода приводит к затягиванию процедуры банкротства, а так же возникают вопросы процедурного характера, например, на кого должна быть возложена ответственность на публикацию в ЕФРСБ[21].
В связи с этим, возможен другой подход, согласно которому прекращается производство по делу в связи с пунктом 9 статьи 45 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Однако стоит заметить, что данный подход нивелирует цели и задачи, указанные законодателем и принятые правоприменителем за основу. Так, в Пояснительной записке к проекту Федерального Закона № 105976-6 сказано, что на данном этапе развития рыночных отношений представляется целесообразным законодательное закрепление реструктуризации задолженности и восстановления платежеспособности должника[22].
Поэтому, возможен другой третий подход в соответствии, с которым Арбитражный суд утверждает кандидатуру финансового управляющего, которые не соответствуют требованиям, предъявляемым действующим законодательством, в том числе управляющего, указанного должником или кредитором. Хочется напомнить о том, что в законопроекте Федерального закона № 10597-6 будет допущена возможность рассмотрения дел без финансового управляющего вовсе, именно поэтому третий подход на фоне грядущих изменений является одним из самых перспективных на текущий момент.
Второй этап – это признания заявления о банкротстве гражданина обоснованным и открытие процедуры.
Итак, согласно статье 213.3 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» обязательное условие, которое должно быть соблюдено, при обращении в арбитражный суд с заявлением о признании гражданина банкротом – это задолженность гражданина, которая составляет не менее 500 000 рублей и указанные требования не исполнены в течение 3 месяцев с даты, когда они должны быть исполнены. Также важно подчеркнуть, что данная сумма без учета неустоек, штрафов и других финансовых санкций. Таким образом, для рассмотрения арбитражным судом заявления о признании гражданина банкротом необходимо в общем соблюсти три условия: необходимая сумма задолженности, срок, а также решение суда, подтверждающее эту задолженность или первичные документы указывающие на бесспорность требования (для ФНС и кредитных организаций). Безусловно, получение кредитором решения суда о признании задолженности гражданина, значительно затягивает его время для обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением о признании гражданина банкротом[23].
Третий этап включает в себя судебные процедуры банкротства. На сегодняшний день существует две основных процедуры – это реструктуризация долга и реализация имущества должника. Отдельно стоит выделить мировое соглашение, заключенное между должником и кредитором. На каждой из этих процедур следует остановиться более детально, опираясь, прежде всего, на положения Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»[24].
Одной из самых распространенных процедур является реализация имущества. Как говорилось ранее по общему правилу к данной процедуре возможно перейти только, если: гражданин не соответствует требованиям закона или же процедура реструктуризации стала не возможной в процессе ее реализации. Стоит отметить, что о назначении процедуры реализации имущества может ходатайствовать финансовый управляющий.
Согласно закону о банкротстве физических лиц в случае, с ходатайством о введении реализации имущества может выступать финансовый управляющий в том случае, если не получено ни одного проекта плана реструктуризации долгов гражданина. В этом случае такая возможность рассматривается по инициативе финансового управляющего на собрании кредиторов.
Решение о реализации имущества должника может быть принято и непосредственно арбитражным судом по результатам рассмотрения плана реструктуризации долгов гражданина в случае отказа в его утверждении. Основания для отказа в утверждении арбитражным судом плана реструктуризации долгов гражданина установлены в статье 213.18 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», к которым относятся: