Файл: Финансы акционерных обществ и управление ими.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Акционерные общества позволяют более эффективно использовать материальные и людские ресурсы, оптимально сочетать личные и общественные интересы всех участников общественного производства. Эффективное правление финансами акционерного общества – одно из условий успешного функционирования бизнеса в конкурентной среде. Управление акционерным капиталом является совокупностью действий, направленных на увеличение или уменьшение собственных средств компании, или их составляющих (при этом оптимизируется структура финансирования, создается акционерная стоимость) а также дивидендная политика компании.

Предприятия должны быть ориентированы на выявление и оптимальное приложение своих конкурентных преимуществ на различных типах рынка, увеличение своей рыночной стоимости. Отметим, значительная часть российских предприятий в настоящее время находится в кризисном состоянии, это связано не столько с дефицитом финансовых ресурсов, но и с низким уровнем финансового менеджмента и отсутствием аргументированных финансовых стратегий. Современное состояние управления финансовыми ресурсами предприятий препятствует перспективному продвижению реформ в РФ, оказывает негативное воздействие на все ветви финансовой системы РФ и ее экономический потенциал. В этой связи задачи современного этапа развития российской экономики определяют особые требования к финансовому оздоровлению кризисных предприятий. Приоритетный характер приобретает проблема выработки стратегий и инструментов финансового оздоровления кризисных предприятий. Решение этой проблемы настоятельно требует углубления теоретических изысканий, посвященных научному подходу использования финансовых ресурсов предприятия, их аккумулированию и преумножению. Для обеспечения инновационных возможностей финансового роста должны быть задействованы механизмы аккумуляции финансовых ресурсов предприятия на всех местном, региональном и национальном уровне экономики РФ.

Цель курсовой работы – исследовать особенности финансов акционерных обществ.

Задачи работы:

  • исследовать сущность акционерных обществ и особенности их финансов;
  • провести анализ капитала ПАО «Транснефть»;
  • разработать рекомендации, направленные на совершенствование управления финансами акционерного общества.

Предмет исследования – финансы акционерных обществ.

Объект исследования – финансы ПАО «Транснефть».


Научно-методическая основа работы – нормативные и законодательные акты, регулирующие функционирование акционерных обществ в РФ, научная и методическая литературы по исследуемой теме.

Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты финансов акционерных обществ

1.1. Сущность акционерного общества

В действующем законодательстве содержится не одно определение акционерного общества (далее АО), но эти определения не расходятся в самом подходе. Согласно ГК РФ АО признается «общество, уставной капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций»[1].

Закон об акционерных обществах определяет АО несколько иным образом. Согласно данному Закону акционерным обществом признается «коммерческая организация, уставной капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу»[2].

Приведенные определения различны, но различны они по форме: как можно убедиться, по содержанию между нормами ГК РФ и Закона об акционерных обществах нет разницы. Правило Закона об акционерных обществах о том, что акционеры имеют в отношении общества обязательственные права, не содержатся в определении АО ГК РФ, но закреплено в другой статье Кодекса (ст.48, п.2), равно как и указание на то, что АО являются коммерческими организациями (ст.50, п.2). Таким образом, несмотря на разницу в определениях, в основе регулирования данной организационно-правовой формы юридического лица оба закона основываются на одних и тех же принципах, отраженных если не непосредственно в определениях акционерного общества, то в других нормах.

Обобщив все вышесказанное, можно сказать, что акционерное общество представляет собой одну из организационно-правовых форм юридического лица, позволяющую размещать ценные бумаги вообще, и единственный вид юридического лица, которое вправе выпускать акции[3].


С 1 сентября 2014 г. акционерные общества в Российской Федерации получили новый правовой статус и были разделены на публичные и непубличные.

В соответствии с действующим законодательством к числу публичных относятся акционерные общества, акции которых и ценные бумаги, конвертируемые в акции, размещаются публично, либо публично обращаются. Состав участников публичного акционерного общества является неограниченным, может периодически изменяться, поскольку акции размещаются и далее обращаются среди неограниченного круга лиц[4].

Непубличные акционерные общества ориентированы на ограниченный круг участников и соответственно имеют, как правило, небольшой, фиксированный состав акционеров. Акции непубличных акционерных обществ размещаются среди определенного круга участников и не поступают в публичное обращение в дальнейшем[5].

С новым законодательным делением обществ введены специальные режимы правового регулирования корпоративных отношений в отношении обществ с широким и динамично изменяющимся составом акционеров и обществ с небольшим, часто фиксированным составом участников.

1.2. Управление финансами акционерного общества

Развитие корпоративного сектора на современном этапе неразрывно связано с необходимостью привлечения финансирования с открытых рынков, поскольку именно они обеспечивают достаточные объемы финансовых ресурсов, при этом позволяют оптимизировать показатели платности и срочности. Использование ресурсов, мобилизованных на финансовых рынках, накладывает на стратегический менеджмент корпораций существенные требования. Инвесторы заинтересованы в получении дохода, не только текущего, но и связанного с ростом компании и соответственно, у менеджмента и частности финансового менеджмента появляются вполне конкретные оценки результативности деятельности[6].

В середине 80-х гг. прошлого века, в рамках теоретических концептов корпоративного финансового менеджмента, сформирован стоимостной подход управления. Данный концепт базируется на стоимостном характере финансов как экономической категории и разнообразии форм проявления стоимости, которое позволяет реализовывать разные стратегии финансового менеджмента в его рамках[7].


В конце 90-х гг. стоимостной подход стал востребован российскими корпорациями, которые достаточно эффективно стали его использовать[8]. Речь идет о тогда открытых, а сейчас публичных акционерных обществах. За прошедшее время международный и отечественный опыт был обобщен и нашёл отражения в работах большого количества авторов.

При этом следует заметить, что единодушия в трактовке стоимостного подхода не наблюдается, наиболее значимые авторские определения представлены в табл. 1.

Большинство авторов сходится во мнении, что следует использовать стоимостной подход в рамках стратегического финансового управления, но ряд авторов, например, Пирогова О. Е.[9], считает, что этот подход может быть использован в оперативном управлении и Шрайбер Н. Ю.[10] рекомендует применение не только в рамках стратегических и текущих решений. Относительно роли мотивации сотрудников и увязывание эффективности их деятельности с изменением стоимости компании мнение авторов расходятся диаметрально, сторонником отражения роста стоимости компании в системе стимулирования персонала является Шрайбер Н. Ю., не соглашается с ней Тарасова Ж. Н.[11], уточняя, правда, что этот параметр не может рассматриваться в рамках реализации стоимостного подхода только на современном этапе.

Вопрос использование критериев стоимостного подхода, особенно индикаторов, связанных с повышением рыночной стоимости компании и не базирующихся на показателях, поддающихся субъективному воздействию для введения в заблуждения является целесообразным. Рассчитывать на достижение высоких значений индикаторов качества управления, существующих в рамках управления стоимостью без заинтересованности менеджмента, особенно топ-менеджмента невозможно. Понимая, что управление является целенаправленным воздействием управляющей подсистемы на объекты управления, следует ввести систему финансового стимулирования именно за достижение конкретных результатов. Использования предлагаемого подхода позволит нивелировать остроту конфликта интересов между собственниками компании (акционерами) и управляющими (менеджерами) [12]. Полагаем, что в рамках дополнительного исследования можно сформировать систему показателей, а также их значения, результаты достижения которых позволят сформировать такую систему стимулирования менеджеров, в рамках которой будет преодолён основной корпоративный конфликт, а именно «противостояние» собственников и наемного персонала. На сегодняшний день его наличие является одним из факторов, тормозящих развитие корпоративного сектора. Некоторые авторы за стоимостным подходом только необходимость перехода от бухгалтерского стандарта управленческой мысли к финансовому, другие авторы считают, что недостаточен стоимостной подход, сам по себе необходимо формировать запрос на валоризацию как критерий управления.


Таблица 1.

Подходы к определению сущностных особенностей стоимостного подхода в системе финансового менеджмента в российской науке[13]

Автор

Трактовка

1

2

Кочережкина М. С., Федорова Ю. М.[14]

Сама концепция подразумевает такое управление организацией, при котором акционеры (инвесторы) получа­ют максимальный доход от вложений. При этом управление предприятием не только базируется на действиях и управленческих решениях, нацеленных на увеличение текущих доходов, либо планируемых на ближайшее время, но также ориентировано на получение более высокой прибыли в отдаленном будущем. Это, в свою очередь, способно повысить текущую и будущую стоимость предприятия.

Продолжение таблицы 1.

1

2

Пирогова О. Е.[15]

Концепция позволяет использовать стоимостной подход, в основе которого лежит максимизация стоимости предприятия, а не традиционный подход, основанный на максимизации прибыли как конечного результата. Одним из важнейших преимуществ стоимостного подхода к управлению является то, что этот подход впер­вые позволяет ликвидировать разницу между финансовыми и нефинансовыми (текущими) показателями, а также между стратегическим и текущим управлением предприятия.

Шрайбер Н. Ю.[16]

Концепция, направленная на качественное улучшение стратегических и оперативных решений на всех уров­нях организации за счет концентрации усилий всех лиц, принимающих решения, связанные с ключевыми факторами стоимости. Цели управления, ориентированного на создание стоимости, заключаются в повышении эффективности деятельности организации и ее структурных подразделений с точки зрения роста стоимости компании, мониторинге ведущих факторов стоимости, оценке программ и мероприятий с позиции роста стоимости компании, повышении эффективности мотивации сотрудников во взаимосвязи с повышением стоимости компании.

Тарасова Ж. Н.[17]

Стоимость используется в качестве критерия эффективности и инструмента для принятия решений, категория стоимости является методологической основой для разработки стратегии развития компании. Вопросы же решения корпоративных проблем, постановка системы мотивации персонала, основанной на стоимости, рассмотрение показателя стоимости в аспекте фондового рынка пока уходят на второй план.

Размадзе Н. Р.[18]

Основным постулатом данной концепции менеджмента является то, что стоимость компании - это база для принятия управленческих решений. При этом, в качестве цели деятельности компании может быть избра­на не только стратегия наращивания ее стоимости, но и другие стратегии. Разделение целей деятельности компании и основы для управления этой деятельностью позволяет устранить указанное противоречие. Имен­но в многомерности понятия «стоимость» и сложности оценки этой стоимости заключается основная «сла­бость» стоимостной аналитики и управления на ее основе.