Файл: Пенсия по старости на льготных основаниях. Понятие трудовой пенсии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы курсовой работы. На протяжении уже более десяти лет и в настоящее время в нашей стране продолжается процесс формирования двух основных форм осуществления права человека на пенсию: обязательного пенсионного страхования и государственного пенсионного обеспечения. В июне-октябре 2003 года было вновь реформировано законодательство о государственном пенсионном обеспечении. В частности реформа коснулась порядка и условий назначения льготных трудовых пенсий. 

С одной стороны реформирование должно нести положительные черты, т.к. совершенствуются ранее действующие нормы, но с другой стороны и определенные отрицательные моменты: как теоретики, так и практики, зачастую, не поспевают за сменой законодательства, а отсюда возникают ошибки на практике.

В этой связи, на наш взгляд, приобретает актуальность исследование вопроса порядка и условий льготного назначения трудовых пенсий, их правовых основ. Во-первых, актуально рассмотреть льготные трудовые пенсии в системе пенсионного обеспечения, во-вторых, важно проанализировать особенности порядка назначения и выплаты льготных трудовых пенсий. И, наконец, такое исследование будет обладать новизной.

Объектом настоящего исследования является раскрытие сущности трудовой пенсии по старости.

Предмет изучения состоит в наиболее полном исследовании вопросов, связанных с назначением, расчетом и особенностями трудовой пенсии по старости на льготных основаниях.

Цель данной работы – исследовать современные правовые основы льготного назначения и выплаты трудовых пенсий. 

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

- рассмотреть общие положения о трудовых пенсиях в Российской Федерации, дать ключевые понятия;

- исследовать особенности правового регулирования назначения льготных трудовых пенсий;

- выявить положение льготных трудовых пенсий в системе пенсионного обеспечения в РФ.

В заключение работы подвести итоги проделанному исследованию.

Теоретическая основа работы представлена трудами таких авторов как М.В. Филиппова [8], Г.В. Сулейманов[10], Ю.П. Орловский [9], Э.Г. Тучкова [11], М.М. Шумило[13] и других.

Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами: введение, основная часть (поделена на главы), заключение и список использованных источников.


1 Законодательное регулирование трудовых пенсий в РФ

Прежде чем рассматривать конкретные вопросы, касающиеся пенсионного обеспечения граждан, необходимо в общем виде представить себе систему законодательных актов, действующих в данной сфере, и основные вопросы, которые ими регулируются.

Основные законодательные акты, регламентирующие пенсионное обеспечение в Российской Федерации:

1) Конституция Российской Федерации (действующая редакция на 01.01.2009) — в редакции Указов Президента Российской Федерации от 09.01.1996 N 20, от 10.02.1996 N 173, от 09.06.2001 N 679, от 25.07.2003 N 841, Федеральных конституционных законов от 25.03.2004 N 1-ФКЗ, от 14.10.2005 N 6-ФКЗ, от 12.07.2006 N 2-ФКЗ, от 30.12.2006 N 6-ФКЗ, от 21.07.2007 N 5-ФКЗ, Законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ;

2) Трудовой кодекс Российской Федерации (далее — ТК РФ);

3) Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — НК РФ);

4) Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — Закон N 166-ФЗ);

5) Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон N 167-ФЗ);

6) Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Закон N 27-ФЗ);

7) Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее — Закон N 4468-1);

8) Федеральный закон от 06.03.2001 N 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» (далее — Закон N 21-ФЗ);

9) Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон N 173-ФЗ);

10) Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее — Закон N 165-ФЗ);

11) Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее — Закон N 75-ФЗ);

12) Федеральный закон от 24.07.2002 N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (далее — Закон N 111-ФЗ) [13, с. 46-48].

Конституция РФ[1] является основным законом Российской Федерации. Статья 7 устанавливает, что в Российской Федерации создаются условия, обеспечивающие достойную жизнь, в том числе развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные меры социальной защиты.


Законом N 167-ФЗ устанавливаются обязательные организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. Правовое регулирование отношений данного Закона направлено на создание правовых, экономических и организационных мер, обеспечивающих компенсацию заработка гражданам, которую они получают до установления им трудовой пенсии.

Действие Закона N 27-ФЗ распространяется на те категории граждан, в отношении которых действует законодательство об обязательном пенсионном страховании, к ним относятся:

1) физические лица — граждане Российской Федерации, осуществляющие трудовую деятельность;

2) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выплаты физическим лицам[13, с. 46-48].

Закон устанавливает в отношении перечисленных категорий граждан организационные основы и принципы учета этих граждан. Основной целью индивидуального (персонифицированного) учета является создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами каждого застрахованного лица.

В соответствии с Законом N 166-ФЗ пенсия по государственному пенсионному обеспечению выплачивается:

1) федеральным государственным служащим;

2) военнослужащим;

3) участникам Великой Отечественной войны;

4) гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

5) гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;

6) нетрудоспособным гражданам.

Закон устанавливает четыре вида пенсий:

1) пенсия за выслугу лет;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) социальная пенсия[13, с. 46-48].

Статья 1 Закона N 4468-1 устанавливает перечень категорий лиц, которым в соответствии с законом может быть установлена пенсия.

К ним относятся лица, проходившие военную службу в Вооруженных Силах РФ и объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств:

1) в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов;

2) по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин;

3) офицерского состава, прапорщики и мичманы, проходившие военную службу в воинских формированиях СССР;

4) рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего СССР;

5) в государственной противопожарной службе;

6) в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

7) в органах уголовно-исполнительной системы[13, с. 46-48].

Члены семей перечисленных категорий лиц имеют право на получение пенсии в порядке, установленном законом.


Закон N 21-ФЗ устанавливает порядок пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации и выезжающих за ее пределы.

Закон N 173-ФЗ устанавливает порядок реализации прав граждан РФ на трудовые пенсии.

Закон предусматривает три разновидности трудовой пенсии:

1) трудовая пенсия по старости;

2) трудовая пенсия по инвалидности;

3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Право на выплату трудовой пенсии по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Условиями для назначения трудовой пенсии по инвалидности являются:

1) наступление инвалидности;

2) определенное медицинскими показаниями ограничение способности к трудовой деятельности III, II или I степени[7, с. 109].

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца выплачивается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца.

Закон N 165-ФЗ дополняет пенсионное законодательство в части обеспечения трудоспособных граждан России в период их временной нетрудоспособности.

К страховым случаям в соответствии с указанным правовым актом относятся:

1) необходимость получения медицинской помощи;

2) временная нетрудоспособность;

3) трудовое увечье и профессиональное заболевание;

4) материнство;

5) инвалидность;

6) наступление старости;

7) потеря кормильца;

8) признание безработным;

9) смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении[7, с. 113].

Закон N 75-ФЗ регламентирует создание негосударственных пенсионных фондов и регулирует их деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию.

Закон N 111-ФЗ регулирует отношения по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений для финансирования выплаты накопительной части трудовой пенсии.

НК РФ в ст. 213.1 устанавливает особенности определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами. В гл. 24 НК РФ содержатся положения, регламентирующие налогообложение в сфере обязательного пенсионного страхования.

ТК РФ устанавливает порядок исчисления стажа работы, необходимого для определения страхового стажа, который дает право на трудовую пенсию.


Большое значение в выплате пенсионного обеспечения имеет Пенсионных Фонд РФ. Исходя из этого, нами предлагается в рамках данной главы рассмотреть его структуру и функции.

С принятием в 1990 г. Декларации о государственном суверенитете России началась реорганизация государственного механизма, в частности области социального обеспечения. Было принято новое пенсионное законодательство, сформировавшее основу постсоветской пенсионной системы, она включала черты:

  • советской системы, вбирающей в себя широкий спектр разнообразных социальных льгот и пенсионных надбавок, в том числе отраслевого, регионального характера;
  • вновь сформированной пенсионной системы, где в качестве единственного критерия устанавливался труд, его итоги.

Так, были учреждены два основных вида пенсии – пенсия трудовая и пенсия социальная.

Право на получение пенсии было сохранено и за гражданами бывших советских республик, и за лицами без гражданства, которые проживали на территории России. Фактически в первые годы становления новой России государственное управление пенсионной системой сводилось к использованию советского распределительного принципа: пенсионный фонд образовывали отчисления от общего фонда оплаты труда организаций. Однако в кризисных экономических условиях 1990-х гг. такой подход к государственному управлению пенсионного фонда оказался неэффективным.

Указанное обусловило необходимость учреждения новой кредитно-финансовой организации – Пенсионного фонда Российской Федерации. Это была первая государственная система, функционирующая автономно при аккумулировании источников пенсионного капитала и финансировании выплат социального характера. К 1992 г. территориальные подразделения фонда были учреждены во всех регионах страны.

Юридически ресурсы Пенсионного фонда России были отделены от бюджета страны, однако признавались ее собственностью. Эти меры были предприняты для обеспечения относительной защиты пенсионных накоплений в обстановке крайней экономической нестабильности. Ввиду дефицита бюджета фонда в первые годы его работы были привлечены значительные заемные средства из частного сектора. За счет привлеченных средств Пенсионный фонд погасил долги Советского Союза по пенсионным и социальным выплатам, работа пенсионной системы была стабилизирована. Кроме того, пенсионные выплаты стали регулярно индексироваться.

Все последующие годы пенсионная система подвергалась постоянному реформированию. Сегодня Пенсионный фонд России сосредотачивает полномочия по социальной поддержке разнообразного характера, в частности, кроме выплаты трудового и социального видов пенсий, Пенсионным фондом сегодня реализуется выплата таких видов социальной поддержки населения, как: