ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.09.2019
Просмотров: 148
Скачиваний: 1
- Декабристы были революционерами по своей программе и тактике: выдвинув два требования – отмену крепостного права и уничтожение самодержавия, они рассчитывали добиться этого через вооруженное восстание. Но декабристы были дворянскими революционерами, и отсюда проистекала их ограниченность. Борясь за интересы народа, они стремились осуществить свою программу только путем дворянской революции, без участия народных масс. Оторванность декабристов от народа их погубила.
- Восстанию на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. предшествовал долгий период идеологической и организационной работы декабристов: он начался созданием Союза спасения. Но толчком к возникновению идей дворянской революционности послужили события Отечественной войны 1812 г. (идеи гражданского патриотизма: страстная любовь к родине, к народу и глубокую ненависть к феодально-крепостническим порядкам, мысли о необходимости революционной борьбы с правительством).
- Формирование взглядов декабристов протекало в обстановке подъема освободительного движения внутри России и за ее пределами: бунт военных поселян в Чугуеве, брожение в армии, в Петербурге возмутился гвардейский Семеновский полк, шефом которого был царь Александр I; разразилась революция в Испании и Португалии, в Италии, начался подъем освободительного движения в Греции.
- В России с 1816 г. создаются тайные политические организации: Союз спасения, Союз благоденствия, Южное общество, Северное общество, Общество соединенных славян. Одновременно декабристы усиливают свое участие в легальных литературных организациях, стремясь придать им желаемое направление.
- Прежде всего, в сферу влияния декабристов попало литературное общество «Арзамас» (входили Н.И. Тургенев, М.Ф. Орлов и H.M. Муравьев). Но им не удалось превратить «Арзамас» в литературно-политическое объединение, как не удалось организовать при «Арзамасе» издание журнала. Не осуществилась и попытка Н.И. Тургенева создать «Общество 19-го года и XIX века» и при нем – журнал «Архив политических наук и российской словесности».
- В Петербурге возникает тайная литературная организация «Зеленая лампа», которой руководит Союз благоденствия (участники Глинка, Трубецкой, Толстой, Пушкин, Гнедич, Дельвиг).
- Наибольшее значение имело «Вольное общество любителей российской словесности». Президент Глинка, который направляет деятельность общества на борьбу за передовую науку, за гражданское искусство, члены - Рылеев, Бестужевы, Корнилович, Кюхельбекер, Тургенев, Сомов, Вяземский и другие передовые литераторы и критики.
- Декабристы создавали агитационные произведения, которые нелегально распространяли среди солдат: «Любопытный разговор» Н. Муравьева, «Православный катехизис» С. Муравьева-Апостола, песни, которые совместно писали К. Рылеев и А. Бестужев. Ведя агитацию среди дворянства, декабристы распространяли политическую лирику Пушкина («Вольность», «Сказки», «К Чаадаеву», «Кинжал», «Деревня», эпиграммы на Александра I и Аракчеева) и полный рукописный текст комедии Грибоедова «Горе от ума».
- Для пропаганды освободительных идей декабристы использовали не только вольные общества и рукописную литературу, но и подцензурную печать. Устав Союза благоденствия предписывал всем членам активное участие в легальных периодических изданиях. В его уставе была сформулирована литературно-эстетическая и журналистская позиция декабристов. Выступая как литераторы, или критики, они должны были бороться за самобытную, национальную, высокопатриотическую, гражданскую литературу.
- Воспитание в современниках высоких мыслей, гражданских чувств – вот что было главным для декабристов – литераторов и критиков, сотрудничавших в периодических изданиях. Они сознательно подчинили литературу и литературную критику задачам освободительной борьбы.
- Открытый поворот правительства России в сторону реакции, определившийся к концу первого десятилетия XIX в., повлек за собой усиление цензуры. В 1811 г. создается министерство полиции, а при нем – особый комитет, цель которого – «цензурная ревизия» уже напечатанных книг и периодических изданий, строгий надзор за цензорами.
- Александр 1 становится во главе европейского «Священного союза», созданного для борьбы с революционным и национально-освободительным движением.
В 1817 г. министр духовных дел и народного просвещения обер-прокурор синода А.Н. Голицын ввёл так называемую «множественную цензуру»: до общей цензуры, осуществляемой министерством духовных дел и народного просвещения, рукопись должна была получить одобрение в специальных цензурах ведомственного характера.
- В 1818 г. строжайше запрещаются какие бы то ни было упоминания о крепостном праве; цензорам предписывается зорко следить за тем, чтобы в печать не проникало «никаких мыслей и правил, нетерпимых нынче правительством». В том же году Голицын ограничил выдачу разрешений на издание журналов: издателем мог выступить только человек, вполне благонамеренный и имеющий известность в ученых кругах, причем вопрос о новом периодическом издании решал сам министр.
- В связи с усилением цензурного гнета частная периодика к началу 1820-х годов совсем потеряла право освещать общественно-политическую жизнь России, зарубежная же информация была до предела сокращена. Это привело к тому, что журнальная публицистика, как таковая, исчезла со страниц изданий. Отклики и рассуждения на злободневные темы читатель теперь должен был искать в научных статьях по истории, философии, политической экономии, географии, в беллетристике и критике. Зачастую споры по научным и литературным вопросам приобретали политическую окраску. Возросла роль отделов литературной критики, т.к. критика была призвана воспитывать в современниках не только эстетическое чувство, но и правильные взгляды на жизнь в самом широком смысле слова.
- Но как ни строга была цензура, ей не удавалось заглушить вольное слово, которое звучало со страниц передовых изданий, находившихся под влиянием декабристов. Их редакторы и авторы умело пользовались разного рода приемами, помогающими обойти цензуру: они зачастую прибегали к намекам и недомолвкам, во внешне нейтральный материал «упрятывали» ответственные высказывания, политическую окраску придавали спорам и полемикам по литературно-эстетическим вопросам.
- С декабристами были связаны журналы: «Сын отечества» (1816–1825), «Соревнователь просвещения и благотворения» (1818–1825), «Невский зритель» (1820–1821) и альманахи: «Полярная звезда» (1823–1825), «Мнемозина» (1824–1825) и «Русская старина» (1825). Все они, за исключением «Мнемозины», выходили в Петербурге. Вообще в это время петербургская журналистика играла ведущую роль, так как столица была центром вольнолюбивой мысли.
- В Москве, напротив, продолжалось господство реакционной периодики типа «Вестника Европы» Каченовского и «Русского вестника» С. Глинки. С 1813 по 1824 г. в Москве не появилось ни одного частного общественно-политического или общественно-литературного журнала: большинство вновь возникших там изданий носило специальный или правительственный характер. Да и в количественном отношении московская периодика заметно уступала петербургской. В 1813–1824 гг. возникло 80 новых периодических изданий, из которых выходило в Петербурге – 43, в Москве – 26, в провинции – 11.