Файл: Управление финансами и пути его совершенствования в РФ ( Теоретические основы управления финансами).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Управление общественной жизнью и государственными процессами включает в себя ряд вопросов, которые непосредственно связаны с планированием деятельности государственных органов и их функций, организацией работы, анализом результатов и финальным шагом - контролем. Государственное регулирование невозможно без государственных средств, которые призваны поддерживать и осуществлять деятельность всех сфер жизни. Основными такими средствами являются государственные финансы страны, которые образуют общую финансовую систему.

Очевидно, что успех экономического развития в стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько политика государства будет отвечать требованиям времени.

Управление финансами призваны нормализовать финансовые ресурсы страны, необходимые для социально-экономического развития общества. Эффективное и ответственное управление государственными финансами имеет фундаментальное значение для всех стран с точки зрения обеспечения устойчивости национальных бюджетных систем, а также с точки зрения общей финансовой безопасности и устойчивого экономического роста.

Выбранная тема является актуальной, так как на сегодняшний день реформирование бюджетного процесса и проведение административных реформ органов государственной власти, которые предполагают качественное и рациональное использование бюджетных средств не только при разработке стратегических государственных программ, но и в первую очередь при их реализации участниками бюджетного процесса, представляет собой огромный интерес в развитии страны.

Цель работы - изучить проблемы управления государственными финансами РФ.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • выявить сущность финансов РФ и их основные функции;
  • рассмотреть основные функциональные элементы управления;
  • изучить проблемы в управлении финансами РФ.

Объектом данной работы являются государственные финансы, предметом – методы управления государственными финансами.

Курсовая абота разделена на три главы. В первой главе описаны основные теоретические положения, раскрывающиеся в существующих различных взглядов на сущность и функции государственных финансов, а также будут рассмотрены основные положения организации управления государственными финансами. Во второй главе рассмотрены функциональные элементы управления государственными финансами, смысл их использовании в процессе управления финансами. Основными элементами в данном случае являются финансовое планирование и финансовый контроль. Третья глава посвящена практическому исследованию существующих проблем в управлении государственными финансами, в ней исследованы основные нерешенные проблемы в финансовой сфере и предложены пути их решения.


Глава 1. Теоретические основы управления финансами

1.1. Сущность и функции государственных финансов

Рассматривая понятие «финансы» в историческом аспекте, большинство теоретиков едины во мнении, что финансы появились одновременно с возникновением государственного устройства и товарно-денежных отношений, а также задач и функций, возлагаемых обществом на государство[1].

Также многие экономисты считают, что финансовые отношения возникли тогда, когда сформировалась материальная база государства, а финансы, в свою очередь, стали выразителями денежных отношений. К этому моменту не принудительные натуральные сборы, а займы и налоги выступали решающим источников формирования доходов государства. Исторически возникновение финансов характеризуется, во-первых, развитием, укреплением и расширением товарно-денежных отношений; во-вторых, усилением и расширением функций государства[2].

Сегодня очень часто деньги и финансы отождествляются, считаются равными значениями. Но это большая ошибка, так как они относятся к разным экономическим категориям и имеют разные назначения. «Деньги – экономическая категория, регулирующая отношения по поводу обмена накопленных богатств, произведенных товаров и оказываемых услуг. Они порождены разделением труда и необходимостью в связи с этим справедливого обмена его результатами, а финансы возникли как результат роста производительности общественного труда, появление прибавочного продукта и возможности его распределения на нужды общественного обустройства без ущерба для производства».[3] Брайчева Т.В. же говорила в своей книге по государственным финансам писала, что «финансы – это экономическая категория, которая из ресурсов натуральных податей превратилась в денежную форму. Поэтому, денежный характер финансовых отношения – первый признак финансов как специфической стоимостной категории».

В связи с тем, что термин «финансы» распространился повсеместно, то он употреблялся как понятие, которое стало связано с системой денежных отношений между различными субъектами, такими как: государство, с одной стороны, и хозяйствующие субъекты и население, с другой стороны. То есть подобные отношения оказывали прямое воздействие на образование фондов денежных средств. В то время это означало, что финансы отражали:


  • денежные отношения, которые существовали между субъектами, а также «деньги были материальной основой существования и функционирования финансов[4]»;
  • субъекты денежных отношений обладали разными правами (государство, по своей сути, обладало властными полномочиями);
  • фонд денежных средств, а именно бюджет государства, формировался в процессе подобных отношений;
  • «регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой деятельности государства, создания фискального аппарата, или аппарата принуждения[5]».

Таким образом, второй признак государственных финансов как специфической стоимостной категории состоит в том, что финансы могут существовать только при наличии такого мощного субъекта как государство.

На сегодняшний день существуют много определений термина «государственных финансов». Разные деятели в области финансовой политики имеют дифференцированные мнения в отношения определения термина финансы. Бабич А. М., например, считает, что «государственные финансы — денежные отношения по поводу распределения и перераспределения ВВП и НД, связанные с формированием денежных ресурсов в распоряжении государства и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению социально-культурных потребностей общества, обороне страны и управлению». Но по мнению большинства специалистов таких как Якобсон Л. И., Поляк Г. Б. и др., финансы представляют собой экономический инструмент распределения и перераспределения доходов, орудием контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Финансовая система России (см. Приложение 1), как и любая другая система, проходила через многие стадии развития от самого их возникновения.

Сущность государственных финансов, как отмечалось выше, проявляется через распределение и перераспределение части валового внутреннего продукта – чистого дохода. Чистый доход – основной, а чаще единственный источник формирования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, который является источником расширенного воспроизводства.[6]

Также сущность государственных финансов проявляется в их функциях. В данном случае, под функциями понимается та «работа», которую выполняют финансы. На сегодняшний день многие экономисты и финансисты выделяют следующие основные функции:


  • распределительную;
  • контрольную.

Распределительная функция государственных финансов заключается в том, что через распределение и перераспреде­ление внутреннего валового продукта (ВВП) и части национального дохода обеспечиваются общегосударственные потребности, форми­руются источники финансирования общественного сектора экономи­ки, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фон­дов в рамках единой бюджетной системы Российской Федерации.

Как известно, перераспределение денежных средств осуществляется между различными отраслями, регионами, между сферой материального и нематериального производства. Примером может служить случай, когда московские предприятия заплатили налоги государству, а часть денежных средств с налогов выделены для финансирования и развития районов Крайнего Севера. Таким образом, денежные средства перераспределились между регионами страны.

Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, которые совершаются с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения.[7]

Таким образом, государство, в результате перераспределения национального дохода и образования вторичных доходов, и с помощью финансовых механизмов изымает часть созданных доходов в материальной сфере и распределяет их в другие сферы жизни страны. К вторичным доходам относятся налоги, сборы, взносы в благотворительные фонды и др.

Распределение и перераспределение национального дохода в Российской Федерации происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики и социальной сферы (сельского хозяйства, транспорта, энергетики, ЖКХ, образования, здравоохранения), а также поддержки наименее обеспеченных слоев населения – пенсионеров, студентов, одиноких и многодетных матерей и т.д.[8]

Контрольная функция финансов представляет собой «совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации».[9]

Данная функция порождается распределительной функцией, а проявляется она в контроле за распределением стоимости общественного продукта на различных стадиях движения по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. Поэтому, одной из наиболее важных задач контрольной функции является проверка соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств.


Контрольная функция государственных фи­нансов реализуется по следующим необходимым направлениям на макро- и микроуровнях:

а) контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;

б) контроль за соблюдением заданных параметров централизо­ванных фондов денежных средств с учетом потребностей производ­ственного и социального развития;

в) контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов[10].

В качестве третьей функции выделяют стимулирующую функцию, которая связана со вмешательством государства в процесс воспроизводства и с помощью различных финансовых рычагов (государственные расходы, налоги, цены и тарифы, экспортно-импортные пошлины) оказывает воздействие на развитие предприятий и целых отраслей в необходимом обществу направлении. Иначе говоря, государство, благодаря стимулирующей функции, образует и использует бюджетный фонд как на развитие различных сфер об­щественной жизни, так и сдерживание экономической активности и потребления. Но Болотин В.В. и его коллеги считают, что данную функцию нельзя ограничивать только воздействием государства на хозяйствующие субъекты, так как все они, также как и государство и население, стремятся обеспечить себе финансовую устойчивость.

В других учебниках прослеживается и то, что по сути, авторы признают существовании некоторых функций, например воспроизводственной, в учебнике «Финансы» под редакцией профессора М.В. Романовского, профессора О.В. Врублевской и профессора Б.М. Сабанти, но так ее не называют, только дают описание. Болотин В.В., анализируя то, как различные авторы пишут о функциях государственных финансов, говорит, что Романовский и др. не называют производственную так, как она есть по «все тем же соображениям провозглашенной ортодоксии о только двух функциях финансов», который выше упомянуты.

1.2. Организация управления государственными финансами

В России процесс управления государственными финансами регулируется финансовым законодательством через высшие органы законодательной власти и с помощью финансовой политики. Согласно законодательству, органы управления финансами имеют своей деятельностью утверждение государственного бюджета, отчету об его исполнении, введение предельного размера государственного долга и др. И поскольку реализация финансовой политики как цели управления государственными финансами представляет собой обеспечение финансовой устойчивости страны и экономических интересов населения, хозяйствующих субъектов и государства, обеспечение отсутствия государственного долга и повышения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы РФ, а также устойчивости национальной валюты, то она осуществляется посредством государственного регулирования финансовых отношений через налоги, доходы, расходы и т.д. То есть, система управления финансами на сегодняшний день представляет собой сложный процесс взаимодействия финансовых институтов страны, которые должны обеспечивать эффективное функционирование финансовой системы посредством взаимоувязанного комплекса мер и инструментов воздействия. Следовательно, «система управления государственными финансами, направленная на достижение определенных стратегических и тактических целей, строится на основе финансовой политики, которая является составной частью экономической политики».[11]