Файл: Законодательные органы государственной власти (Исторический процесс возникновения и развития системы законодательных органов государственной власти в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 263

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования данной курсовой работы определяется несколькими аспектами.

Современные реалии условий взаимодействия между различными ветвями государственной власти в Российской Федерации по мере развития её основополагающих институтов предъявляют новые требования к их качеству с целью нахождения наиболее оптимального баланса между соответствующими органами государственной власти, что, в конечном счёте, способствовало бы реализации таких конституционных принципов, как принадлежность власти народу, её гарантированность, сменяемость, а так же непосредственное участие населения в еёосуществлении.

Исходя из анализа особенностей периодов развития государства, можно сделать вывод о том, что они получают своё непосредственное отражение в реализации принципа разделения властей, а так же в процессе взаимных отношений властных государственных структур с основным источником власти – многонациональным народом Российской Федерации. С точки зрения процессов исторического развития начало XXI века, так же как и начало XXв., в истории отечественной государственности являются своего рода переломными этапами, которые в дальнейшем определили вектор её дальнейшего развития. И именно на современном этапе находят свою актуализацию основные вопросы, определяющие наиболее оптимальную модель построения государственной власти, которые в свою очередь требуют своевременного, и, на наш взгляд, наиболее главное – качественного законодательного закрепления. При этом внешняя форма выражения данного закрепления не только должна устанавливать цели и границы построения подобной модели, но и обязательно должно отражать действительное содержание механизмов государственной власти, основополагающим институтом которых является парламент, действенная эффективная работа которого позволяет в определённой степени нивелировать отдельные социально-напряжённые вопросы, а в некоторых случаях – исключить сценарии насильственного свержения государственной власти в отдельно взятых исторических условиях. В совокупности вышеуказанные факторы свидетельствуют обо всё более возрастающей роли и значении законодательной власти, а так же парламентаризма в целом.

Так же следует отметить, что проблема поиска оптимального баланса между интересами личности, общества и государства требуют особенного внимания как к совершенствованию процедуры формирования законодательной (представительной) власти, так и к повышению эффективности и качества её законотворческой деятельности.


Конституционное регулирование парламентаризма в РФ включает в себя ряд норм, которые определяют не только правовой статус парламента Российской Федерации – Федерального Собрания; особенности выборов депутатов Государственной Думы и формирования Совета Федерации; вопросы, касающиеся внутренней структуры Федерального Собрания Российской Федерации и его структурных элементов – Совета Федерации и Государственной Думы; вопросы компетенции каждой из палат и пути их реализации; а так же нормы, которые определяют направления взаимодействия палат между собой и с иными ветвями власти.

При этом, несмотря на всё более возрастающую роль парламентаризма в Российской Федерациии постоянное реформирование избирательных систем, большой ряд теоретических вопросов до настоящего времени так и не был решён. Комплексные, всеобъемлющие исследования конституционно-правового статуса палат Федерального Собранияс точки зрения организации и осуществления представительной власти как формы народовластия, при этом с учётом постоянно происходящих законодательных изменений, ещё далеки от их окончательного завершения.

Объектом исследования данной курсовой работыявляются общественные отношения, возникающие в области политико-правовой организации, а так же деятельности Федерального Собрания Российской Федерации, которые определяют его конституционно-правовой статус.

Предмет исследования данной курсовой работы составляют правовые нормы, определяющие основы правового регулирования статуса и деятельности Федерального Собрания Российской Федерации, а так же различные доктринальные положения о представительной власти в целом и о законодательных (представительных) органах власти.

Целямиисследования данной курсовой работыявляютсявыявление особенностей, специфики содержания норм в области формирования и деятельности Федерального Собрания Российской Федерации, нормативное отражение данных норм в законодательстве.

Для достижения данных целей были поставлены следующие задачи:

        1. Изучить возникновение элементов представительного правления в Российском государстве (IX – XVIII вв.);
        2. Исследовать элементы представительного правления в России в период абсолютной монархии (ХVIII – начало XX вв.);
        3. Проанализироватьсистему представительных органов государственной власти в начале ХХ века;
        4. Изучить развитие системы представительных органов государственной власти в XX – начале XXI века;
        5. Рассмотреть конституционно-правовой статус Государственной Думы.
        6. Рассмотреть конституционно-правовой статус Совета Федерации
        7. Проанализировать особенности правового статуса депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации

Методологическую основу исследования темы данной курсовой работы составили различные общенаучные методы:

  1. Анализа – процесса выделения и изучения отдельных частей объектов исследования (свойств, признаков);
  2. Синтеза – процесса соединения или объединения разрозненных понятий в общую и целостную систему знаний;
  3. Обобщения – логической операции, посредством которой в процессе исключения видового признака из понятия получается другое понятие более широкого объёма, но менее конкретного содержания
  4. Классификации – процесса распределения, разложения понятий и предметов по их отличительным признакам, присущим отдельно взятому классу.

Вышеуказанная проблематика становилась объектом исследования во многих трудах отечественных юристов и правоведов. Теоретическую основу данной курсовой работы составляет научная литература, посвящённая анализу правового статуса законодательных органов государственной власти, а также научные работы, посвящённые анализу отдельных проблем в данной области таких авторов, как:Л. А.Нудненко,

И. А.Конюхов, Г. Н.Комков, В. А.Виноградов, М.Ю. Зубарев, А.Т. Каресёв, Г.Н. Комоква, А.И. Козлова, Е.И. Козлова, И.А. Кравц, В.И. Крусс, О.Е. Кутафин, В.А. Лебедев, В.Н. Руденко, А.С. Саломаткин, О.И. Чистяков и множество других авторов.Их труды помогли более глубоко осмыслить и раскрыть особенности и специфику данной темы исследования.

Нормативно-правовую основу исследования данной курсовой работы составляют, прежде всего, «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ); Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 03.12.2012 N 229-ФЗ(ред. от 01.07.2017); Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22.02.2014 N 20-ФЗ(ред. от 04.06.2018); Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 08.05.1994 N 3-ФЗ (ред. от 29.07.2017); Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 03.07.2018) «О политических партиях», Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»(ред. от 03.07.2018).

Научная новизна данной курсовой работы заключается в том, что было проведено всеобъемлющее комплексное конституционно-правовое исследование норм отечественного законодательства в сфере формирования и деятельности законодательных (представительных) органов власти: был исследован исторический процесс возникновения и развития системы законодательных органов государственной власти в России; был изучен конституционно-правовой статус палат Федерального Собрания – Государственной Думы и Совета Федерации; так же анализу были подвергнуты особенности правового статуса депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.


Структура данной курсовой работы состоит из: введения; двух глав; шести параграфов; заключения; списка использованных источников.

Глава 1 Исторический процесс возникновения и развития системы законодательных органов государственной власти в России

1.1.Возникновение элементов представительного правления в Российском государстве (IX – XVIII вв.)

В истории не сохранилось подробных сведений о представительном и законодательном процессе Древней Руси. Однако, по всей видимости, в силу изначально монархической природы государства и государственной власти, он имел форму актов великокняжеской власти, которые, при этом, не всегда имели единоличный характер[1].

С точки зрения исторической науки, по форме правления Киевское государство относится к типу так называемой раннефеодальной монархии. То есть в его составе по-прежнему сохранялись органы государственной власти народного собрания - веча[2]. В современной историко-правовой науке до сих пор нет единого мнения о роли веча, которая так же могла варьироваться, так и о степени его распространённости. Применительно к вопросу о роли веча в политической жизни Киевского государства, то источники так же не позволяют нам сделать однозначного вывода по данному вопросу. Однако бесспорным является тот факт, что вече не могло являться законодательным органом, так как данная функция в государстве принадлежала великому князю[3].

В свою очередь вече являлось своего рода формой непосредственного участия населения в решении дел общегосударственной важности. Вече представляло собой собрание всех свободных жителей. Летописные источники упоминают о том, что вечевые собрания проводились во всех древнерусских княжествах. Предметом обсуждения на вече являлась практически любая проблема государственной жизни княжества. Чаще всего на вече обсуждались и решались такие вопросы, как: призвание и изгнание князя; о военных походах; заключение мирных договоров между воюющими сторонами. Как показывает нам историческая практика, в большинстве княжеств форма вечевых собраний исчезает после монголо-татарского ига (примерно в первой половине XIIIвека)[4].


Во всех древнерусских княжествах функционировали княжеские думы, которые представляли собой постоянно действующий совет при князе, в состав которого входили наиболее приближенные к князю соратники. Как правило, князь не приступал к осуществлению какого-либо серьёзного политико-государственного решения, предварительно не обсудив его с боярами. Не редкостью и бывали случаи, когда вподобного рода собраниях участвовали и представители духовенства, однако при этом их участие в княжеской думе не было постоянным[5].

Продолжением княжеской думы в новых исторических условиях Московского царства стала Боярская дума. Отныне без Думы не обходился ни один государь, в том числе и Иван IV[6]. Именно в данный период основными органами государственной власти на уровне всего царства были, в первую очередь, царь и Боярская дума. Так же как и любой другой монарх в европейском цивилизованном государстве, царь совмещал в одном лице и олицетворял собой законодательную, исполнительную и судебную власть. Однако следует учитывать, что в указанный исторический период существовал коллегиальный орган управления – Боярская дума. Как метко выразился М.Ф. Владимирский-Буданов, Боярская дума была «вспомогательным учреждением при самодержавной власти». Самостоятельными полномочиями в принятии решений, касающихся общественно-политической жизни государства, Боярскаядума не обладала, она всегда могла действовать лишь вместе с царём, составляя с ним единую верховную власть государства[7].

В качестве коллегиального органа власти государственного уровня Боярская дума существовала и функционировала на протяжении всего этапа развития Русского централизованного государства[8]. В различные исторические периоды состав членов Боярской Думы подвергался изменениям. Первоначально в её состав входили преимущественно бояре, то есть свободные землевладельцы, однако впоследствии данная категория разделилась на так называемых «введённых бояр» и «путных бояр». К категории «введённых бояр» относились служивые бояре, или как их ещё именовали «большие», которые и образовывали состав членов Боярской думы. В свою очередь «путные бояре» получалитак называемый «путь» - то есть доход в заведовании, «путные бояре» в состав Боярской думы не входили и занимали преимущественно незначительные места при дворе. Князья образовывали вторую категорию, претендовавшую на участие в деятельности Думы. Первоначально князья могли входить в состав Боярской думы автоматически по своему званию, не нуждаясь в возведении их в чин боярина. Однако в XVI в., и впоследствии это особенно проявилось в XVIIв., число служилых князей значительно превысило по соотношению количество отведённых им мест в Боярской Думе, несмотря на то, что численность представителей данной категории варьировалась от половины до двух третей состава, в связи с чем царю приходилось избирательно подходить к выбору назначаемого князя в состав Боярской думы, вводя туда, как правило, лояльного ему человека[9].