Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 2
В первой группе теорий исследовалась проблема набора личностных черт, которыми должен обладать лидер. К этой группе следует отнести теории «большого человека» (или героя), теории черт, а также психологические теории. Ко второй группе принадлежат поведенческие теории, теории «ожидания - взаимодействия», теории обмена, атрибутивные теории, теории трансакционного анализа и трансформационного лидерства, мотивационные теории. В этой группе исследовалась проблема «действия определяют лидера?» [2].
На основе анализа характеров состоялась попытка выделить типы лидеров. Таких типов Р. Кеттеллом и Г. Стайса было выделено четыре: «технический», «выдающийся», «социометрический» и «выборный». Лидеры первого типа были наиболее успешными при решении «ближних» задач, второго - влиятельно действовали на членов группы в любых ситуациях, третьим больше симпатизировали товарищи по группе, а лидером четвертого типа лицо могло стать непосредственно во время эксперимента [13]. При сопоставлении личностных черт лидеров и личностных черт других членов группы было отмечено значительное опережение лидерами всех четырех типов по восьми следующими признаками:
1) моральная зрелость;
2) влияние на окружающих;
3) целостность характера;
4) социальная смелость;
5) проницательность;
6) независимость от вредных воздействий;
7) способность к управлению своим поведением;
8) отсутствие нервного напряжения и лишних переживаний [7].
Важным для научного осмысления феномена понятие «лидерские качества» является его обоснованное структурирования. Подтверждением этого являются попытки исследователей выделить обязательный набор характеристик личности, при наличии которых этот человек, безусловно, станет эффективным руководителем-лидером. Как показывает анализ научных источников, попытки выявить особый набор характеристик и умственных способностей руководителя-лидера обычно имели слабый успех. Перечень потенциально важных качеств руководителей-лидеров может стать бесконечным, и выбор его составляющих определяется на субъективной основе, поскольку существуют различные способы для определения личностных качеств руководителей. Итак, установить тесные связи между качествами руководителя и эффективностью его деятельности как лидера является достаточно сложной задачей. Зато можем проанализировать взгляды современных отечественных ученых и выделенные ими ключевые качества лидера.
Среди предлагаемых классификаций более обобщенные и ситуативно разрознены. Так, А. Тихомирова распределила качества личности лидера на общие и специфические. К общим она относит такие, какими обладают не только лидеры, но и те, кто стремится ими стать: компетентность; организованность; работоспособность активность; инициативность; общительность настойчивость; самостоятельность; самообладание; наблюдательность; сообразительность. Специфическими качествами автор называет своеобразные индикаторы, собственно, лидерских способностей: организаторская проницательность; способность к активному психологического воздействия; способность к организаторской работы, лидерской позиции, потребность в том, чтобы брать ответственность на себя [16].
В классификации С. Калашниковой согласно категоризации типов лидеров (политического, государственного, бизнес-лидера, лидера-педагога, общественного лидера и т.д.) выделены функции, роли, качества лидеров с акцентом на сферу их деятельности [8, с. 103-104].
Анализируя феномен лидерства с позиций психологии управления, И. Чередниченко и И. Тельних обращают внимание на существенные личностные качества человека - лидера, в значительной мере определяют успех ее деятельности: представление лидера о себе самом; потребности и мотивы, влияющие на поведение; система важнейших убеждений; стиль принятия решений; стиль межличностных отношений; устойчивость к стрессу [5, с. 261].
Об ключевых чертах харизматического лидера ведет речь Л. Столяренко.
Автор отмечает, что индивидуальные интересы, потребности и ценности лидеры не всегда могут совпадать с общегрупповых. Но лидер, несмотря на это, должен демонстрировать личную искреннюю приверженность целям группы, готовность идти на риск ради их достижения. В то же время харизматичный лидер внушает членам группы новые ценности, но этот процесс должен ненасильственный характер.
Важным преимуществом харизматического лидера является поддержка деятельности группы (Коллектива) в целом и каждого члена с целью выявления в каждом человеке всего лучшего, что в ней есть. Наконец, в группе с харизматическим лидерством первостепенную роль играют не внешние стимулы (заработная плата, престижность деятельности), а внутренняя мотивация - реализуемость потребности в самовыражении, осознание собственной значимости, признание со стороны руководства и членов коллектива [21, с. 74].
В контексте нашего исследования заслуживает внимания позиция Е. Зеленова по воспитанию нового поколения - глобальных лидеров - как руководителей, которые должны влиять на ход событий в глобальном обществе. Процесс глобализации, как утверждает автор, ставит лидера перед необходимостью выстраивания долгосрочных взаимоотношений с людьми за пределами своего культурного поля. Ему приходится достигать целей там, где царят иные правила и порядки, налаживать отношения с людьми, у которых, возможно, совсем другие ценности и восприятия. Поэтому глобальному лидеру придется формировать в себе и своих подчиненных глобальное мышление [7, с. 7].
Новые технологии делают глобальное мышление одной из важнейших качеств будущего лидера в любой сфере. Ведь именно они являются причиной и одновременно порождением процесса глобализации. Поэтому такое качество лидеров, как нацеленность на постоянные изменения, на понимание и внедрение новых (не только информационных) технологий, крайне необходима. При этом необходимо понимать, чем новые технологии могут быть полезными в различных сферах жизни; привлекать, развивать и поддерживать технически компетентных специалистов; знать, в какие новые технологии следует направлять инвестиции и как управлять этими инвестициями; подавать пример в применении новых технологий. Эти же факторы влияют на важность наличия у лидеров глобального мира такого качества, как ориентированность на партнерство, приобретает сегодня гораздо большее значение [7, с. 5].
После анализа имеющихся исследований лидерства похожую идею выдвинул и Р. Манн.
Он выделил следующие качества: интеллект, способность к адаптации, экстравертность, способность влиять на людей, отсутствие консерватизма, восприимчивость и эмпатия. Р. Манн также указывал на то, что лидерство может быть оценено по-разному с точки зрения наблюдателя и с точки зрения члена группы [21].
Свой перечень из десяти необходимых лидеру качеств приводят А. Лоутон и Э. Роуз:
1) дальновидность;
2) способность к определению приоритетов;
3) умение стимулировать членов группы;
4) умение выслушивать и уверенность в своих действиях;
6) «политическое чутье»;
7) устойчивость перед оппонентами;
8) харизма;
9) гибкость;
10) твердость и решительность [11].
Основной вклад М. Вебера в анализ проблемы лидерства связан с введением в широкий оборот понятие «харизма» (от греч. χάρισμα - божий дар, благодать). По его классическому определению, харизмой называется «качество личности, которая признана чрезвычайной, благодаря которой она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, не доступными другим людям».
Итак, проблема этой группы теорий была и остается в том, что за все период их существования были исследованы почти все личностные качества, определенные на то время, а вопрос о том, какое именно их соотношение делает человека лидером, и до сих пор остается открытым. На данный момент не существует единой точки зрения на то, какова степень важности имеет уровень развития той или иной из них.
Управление как вид профессиональной деятельности в своей эволюции прошел три этапа развития: от администрирования через менеджмент к лидерству [4]. В смысле лидерства управления приобретает совершенно новое наполнение, поскольку для ведения определенной цели применяются не классические инструменты менеджмента (Планирование, организация, контроль), а далеко нетрадиционные для менеджмента и наверняка в некотором смысле противоположны указанным - видение (откровение), вдохновение и собственный пример.
По вдохновение то следует указать, что слово "вдохновлять "Происходит от латинского слова" inspirare ", что буквально означает вдыхать жизнь.
В раскрытии специфики лидерства среди других проявлений управления (администрирования, менеджмент) исследователи акцентировали внимание на таких его особенностях:
- Г.Оуден, В.Годжсон, Н.Газзар отмечали, что лидерство заключается в том, что люди пытаются бросить вызов окружающей действительности и изменить ее,
- К.ОКоннор утверждал, что умение создать свое видение превращает обычного менеджера в лидера;
- С.Кови констатирует, что лидерство - это донесение до сотрудников своего видения их потенциала таким образом, чтобы они сами смогли его в себе увидеть;
- Б.Нунан рассматривает лидерство как инструмент развития потенциала и построения сообщества [21].
Важно подчеркнуть тот факт, что лидерство выступает не только высшим эволюционным уровнем управления, а - что не менее важно, - является проявлением нового, более высокого уровня качества управления. В подтверждение последнего свидетельствуют, в частности, следующие положения и факты:
- "лидерство - управление на более высоком уровне, процесс достижения значимых результатов при воздействии с уважением, заботой и честностью ради благополучия всех участников »;
- "опора на контроль и жесткость (присущие старой парадигме управлению) оказываются менее эффективными, чем мотивация и мораль (присущие лидерству) ";
Известный исследователь лидерства Г. Андреева провел исследования, в результате которых ему удалось разделить лидеров и руководителей на авторитарных и демократических. Лидер авторитарного типа действует самостоятельно, не учитывая мнение сотрудников. Причем в его общении с подчиненными преобладает приказной элемент. Об этом свидетельствовали опыты К. Левина, поскольку как только авторитарный лидер выходил из комнаты, члены группы резко снижали уровень деятельности [1].
В отличие от авторитарного, демократический лидер воспринимается членам группы как «один из нас». На предприятии совместной деятельности он опирается как на помощь, так и на поддержку подчиненных, умело используя при этом влияние неформальных лидеров из числа подчиненных для усиления сплоченности и дисциплинированности членов коллектива. Преобладающим элементом лидера такого типа является инициатива и большая заинтересованность организацией взаимодействия среди членов коллектива.
Личность - это система, и невозможно выйти на эффективный уровень деятельности, не влияя на систему в целом и не задействуя, и, не приводя в движение все ее элементы. С другой стороны, отдельный компонент системы развивается только при условии воздействия на нее в целом [16].
С точки зрения целостного и системного видения структурных компонентов личности в их взаимосвязи и взаимозависимости, структура личности представлена известными учеными М. Бургина и С. Гончаренко [7]. Они разработали экстенсивно-кольцевую модель личности, что имеет иерархическое строение и состоит из шести уровней. Первый уровень базовый (ядро личности), который носит латентный характер и включает в себя глубинные психические структуры: характер, темперамент, способности, интеллект, эмоционально-волевую сферу.
Второй уровень гностический, к которому относятся знания и опыт. Третий, информативный, включая направленность личности, нравственные качества и ценности.
Четвертый - характеризуется системой отношений (к другим людям, к себе, к труду, к внешней среде). Пятый - отражает деятельность и поведение, в частности, ведущую деятельность менеджера - общение. Шестой – восприятие личности другими людьми. Так часто через призму отношения к личности руководителя воспринимается его информация, его требования, влияния [19].
Каждый компонент имеет свою сложную структуру. Между компонентами в большей или в меньшей степени существуют тесные связи. Изменения в одном компоненте вызывают изменения в других. Более глубокие уровни определенной степени определяют расположенные над ними компоненты. Например, способности и интеллект влияют на систему знаний и умений человека, детерминирующих успешность его деятельности. Знание участвуют в формировании направленности, и, наоборот, от направленности зависит то, каких знаний приобретает человек [20].
Остановимся на одном из важнейших структурных компонентов ядра личности - отдельных управленческих способностях, то есть индивидуально-психических качествах, которые отвечают требованиям деятельности менеджера и обеспечивают ее эффективность в условиях, что постоянно меняются. Выделяют управленческие способности, которые должны быть присущи всем руководителям, независимо от их вида деятельности, и специальные способности, которые определяются спецификой определенного вида деятельности. Характеризируем основные общестроительные управленческие способности, функционирование которых в структуре личности подлежит закона компенсации: недостаточное развитие отдельных способностей может перекрываться высоким уровнем развития других.
Ведущими в деятельности менеджера, как и педагога, являются коммуникативные способности, поскольку управленческая и педагогическая деятельности является коммуникативными по своей сути [18].
«Если нам необходимо о чем-то попросить человека, мы не просто обращаемся с просьбой, а стараемся так организовать общение с ним так, чтобы он в нашей просьбе нам не отказал. А это значит, что мы социально и психологически обеспечиваем будущее взаимодействие » [11].
Общение руководителя с подчиненными - это наука и искусство. Наука - знать, искусство - уметь. Если овладеть этой наукой, можно достичь значительных успехов. В Японии, например, хорошо знают, что каждый окрик начальника на подчиненного резко снижает производительность труда. Поэтому чрезвычайно важный критерий при назначении руководителя - насколько он умеет ладить с людьми [10].