Файл: Развитие руководителя и его лидерских качеств.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По результатам исследования креативности в решении социальных проблем и общении, а также по результатам оценки социального, эмоционального интеллекта, гибкости в общении и мотивации мы получили три типа лидерской одаренности: инновационный лидер, лидер-вдохновитель, лидер-динамический стратег.

Для инновационного лидера характерно: высокий уровень развития эмоционального интеллекта выше среднего социальный интеллект, высокий уровень креативности в решении социальных проблем, высокая креативность в общении и высокая мотивация достижения успеха. Креативность инновационного лидера проявляется в умении быстро менять свои действия в меняющейся ситуации, освобождаясь от закрепленных в предыдущем опыте способов и приемов решения проблемы.

Для лидера-динамического стратега характерны средний или выше среднего уровня социального интеллекта, эмоциональный интеллект выше среднего (направляется к высокому), средний уровень креативности в решении социальных проблем, выше средней гибкость в общении и доминирование мотивации избегания неудачи. Креативность лидера-динамического стратега проявляется в эффективном планировании, умении нарисовать путь достижения конечной цели, проанализировав его с разных сторон. Такой лидер воплощает свой план и решения путем нахождения новых продуктивных методов, удачного подбора исполнителей и четкого распределения обязанностей между ними. Он видит возможности людей и развивает их потенциал. Быстро переключается с одного способа решения задачи на другой, меняет тактику и стратегию их решения, умеет прогнозировать. Для динамического стратега характерно сочетание демократических и авторитарных стилей руководства (с преобладанием авторитарного).

У лидера-вдохновителя уровень социального интеллекта выше среднего (или средний), эмоциональный интеллект направляется к высокому, высокий уровень гибкости в общении, средний уровень креативности в решении социальных проблем, преобладает мотивация избегания неудачи. Креативность лидера-вдохновителя проявляется в умении мотивировать других на выполнение задания и достижения цели. Такой лидер быстро понимает собеседника (распознает его эмоции и намерения) и находит нужный тон общения, умеет убедить в правильности собственного решения, подать неинтересную информацию в оригинальной форме, анализировать сложные ситуации в отношениях людей, обладает высокой ролевую пластичность. Для лидера-вдохновителя характерно сочетание демократических и авторитарных стилей руководства (с преобладанием демократического).


Типы динамического стратега и инновационного лидера чаще всего встречаются в общественно-политических молодежных общественных организациях. Тип лидера-вдохновителя - в духовных и управленческих молодежных общественных организациях.

Результаты корреляционного анализа полученных экспериментальных данных позволили выявить взаимосвязь между исследованными параметрами. Коэффициент положительной корреляции существует между социальным и эмоциональным интеллектом (0,51). Положительная корреляционная взаимосвязь также существует между социальным интеллектом и гибкостью в общение (коэффициент 0,38). Корреляционная связь (-0,46) существует между гибкостью в общении и статью: высокие показатели по параметру "гибкость в общении" соответствуют лидерам женского пола и наоборот, лидеры-мужчины имеют более низкие показатели по результатам данной методики.

Проведенный по окончании формирующего эксперимента сравнительный анализ результатов в обеих группах показал, что у лидеров, входящих в экспериментальной группе после проведения тренинга произошло повышение уровня социального интеллекта. В контрольной группе повышения не произошло, результаты остались примерно одинаковыми. Если проанализировать уровень социального интеллекта лидеров экспериментальной и контрольной групп по индивидуальным показателям каждого участника, то результаты можно представить следующим образом: к проведению тренинговой работы в экспериментальной группе в 26,67% участников уровень социального интеллекта был ниже среднего, а в 73,33% - средний (рис. 1). После проведения тренинга в этой же группе в 33,3% лидеров уровень социального интеллекта стал выше среднего, а в 67,7% - средний (рис. 2).

Рисунок 1. Уровень социального интеллекта в экспериментальной группе до проведения тренинга

Рисунок 2. Уровень социального интеллекта в экспериментальной группе после проведения тренинга

Так, когда мы предложили нарисовать лидера и его атрибуты, то 67% руководителей изобразили лидера в центре композиции как лицо в костюме, с галстуком и дипломатом, то есть они часто отождествляют лидерство и руководство, формальное и неформальное лидерство. Только часть руководителей (18%) воспринимают лидера в инновационном образе, как преобразователя мира.

Среди лидерских качеств подавляющее большинство руководителей (69%) выделяет: целеустремленность, коммуникабельность, уверенность в себе, ответственность, тогда как лидерские умения (умение влиять на окружающих, их поведение), организаторские умения (способность к организаторской работы, организаторская проницательность, способность активно влиять на других, умение принимать ответственные решения в любых ситуациях, решительность, готовность к самостоятельному выполнению задач, к риску, умение управлять собой) и рефлексивные умения (способность к самопознанию, самоанализ и анализ деятельности других, адекватная самооценка, самоконтроль и саморегуляция) выделены только в 8% ответов.


Сейчас среди топ-менеджеров все большее распространение получают тренинги по формированию и развитию лидерских навыков, в процессе которых участники осваивают различные аспекты управления, например, мотивацию подчиненных, принятие решений, организацию работы в командах и тому подобное. После такого тренингового обучения менеджеры не только анализируют процесс управленческой деятельности (планирование, принятия решений, оценки, контроль и т.д.), но и развивают профессиональные компетентности и алгоритмы выполнения управленческих задач, работают над развитием своего лидерского потенциала.

Обзор предложений по развитию лидерства на рынке образовательных услуг свидетельствует о том, что, в отличие от других целевых аудиторий, топ-менеджеров можно обучать по специальным программам с целью развития конкретных компетентнотей. Провайдеры, которые предлагают тренинги по развитию лидерства, советуют желающим, прежде всего, определиться, на какого лидера они ориентируются - формального (занять руководящую должность) или неформального (научиться вести за собой коллег). Причем в неформального лидера также немало преимуществ. Не каждый хочет нести бремя ответственности руководителя. Неформальные лидеры авторитет как у коллег, так и у руководителей, чувствуя себя при этом лидерами и на рядовой должности. Поэтому, прежде чем принимать участие в тренингах по лидерству, нужно четко определиться относительно готовности брать на себя ответственность за всю организацию, за подбор кадров, результаты принятых решений и тому подобное.

Зато руководителю, который уже назначен на эту должность, важно участвовать в тренингах в соответствии с руководящего опыта: для только назначенных на должность, менеджеров низшего звена с перспективой карьерного роста, среднего звена, топ-менеджеров, владельцев бизнеса тому подобное. Кроме того, нужно определиться с программой и содержанием предлагаемых тренингов. Так, например, молодым специалистам, которые только начинают карьеру, полезно узнать о механизмах управления, понять, с каких аспектов состоит лидерство, как и почему коллеги следуют за лидером. Опытным руководителям полезно оценить свой лидерский потенциал и овладеть разные стили руководства.

Анализ провайдеров образовательных услуг свидетельствует о том, что в интернет-пространстве существует большое количество предложений разного уровня. Так, например, менеджеры начинающие могут воспользоваться услугами Центра программ по лидерства служения, в арсенале которого полезны:


- мастер-класс по развитию лидерских качеств «лидер не рождаются »;

- тренинг целеполагания и мотивации «Как покорить Эверест»;

- тренинг по тайм-менеджменту «Магия времени»;

- тренинг эффективной коммуникации «Как говорить, чтобы тебя слышали и как слушать, чтобы с тобой разговаривали »;

- тренинг по решению конфликтных ситуаций «Как не сорвать голос в процессе доведения своего мнения или Искусство управления конфликтами »;

- тренинг развития эмоционального интеллекта «Все это мои чувства»;

- тренинг развития навыков работы в команде «Один в поле не воин»;

- мастер-класс «Современные возможности личностного и профессионального коммуникации »(Центр программ по лидерству служения, 2019).

Примером комплексного практического тренинга, помогает раскрыть внутренний лидерский потенциал, может служить модуль 4Х4 «Эффективный руководитель», предложенный тренинг-центром (Эффективный руководитель. Модульный тренинг, 4х4 2019). Такие программы дают возможность участникам овладеть компетенциями, помогающие повысить свою персональную эффективность, а именно: планировать свое время более рационально, оценивать свою деятельность и временные перспективы, осваивать приемы постановки и достижения целей, преодолевать неуверенность в себе, управлять своими эмоциями, формировать умение заблаговременно выявлять причины, приводящие к стресса, использовать различные способы выхода из стрессового состояния, останавливать развитие конфликтных ситуаций еще на начальных фазах и тому подобное.

Для любого руководителя важно, чтобы в программу обучения входила комбинация развития лидерства и управленческих навыков, как это предлагают компании «Кузница кадров» (Лидерство и управление), «Тренинги в РФ» (Лидерство и управление командой), тренинг-центр «Синтон» (Лидерство и руководство: техники эффективного влияния) и т.д. (Тренинг, 2019).

Участие в вышеупомянутых тренингах поможет молодым руководителям научиться отличать формальное лидерство от неформального, понимать природу лидерских качеств, определять стратегию и тактику развития своего лидерского потенциала. Участники могут не только практически отработать ключевые компетентности лидера, но и получить знания о сути и принципы работы с персоналом на разных этапах развития компании, ознакомиться с приемами мотивации работников, получить практические советы по формированию команды. В общем, это способствует повышению желания участников работать на результат.


Несколько иные программы тренингов предлагаются топ-менеджерам. так, например, компания «Четвертое измерение» связывает обучение с задачами, стоят перед конкретным топ-менеджером: выход на новые рынки, внедрения масштабных изменений, новых направлений развития ( «дерзкий startup»), достижения нереальных целей и т.д. (Четвертое измерение, 2019).

С целью повышения эффективности обучения компания проводит предтренинговая отбор участников, выбирая только тех руководителей, в развитие лидерского потенциала которых действительно есть смысл инвестировать. Работая с мотивированной целевой аудиторией топ-менеджеров, квалифицированные тренеры учат их, прежде всего, быть персональным примером для коллег и подчиненных, вдохновлять сотрудников на достижение амбициозных целей, вести их к организационного и личностного успеха, управлять и развивать потенциал талантливых работников, инициировать и внедрять изменения в бизнесе.

Таким образом, анализ современных теорий свидетельствует о том, что настоящий лидер – это «Командный игрок», способный к коллективного взаимодействия, руководитель-инноватор, который имеет глубокие знания в различных сферах, способен постоянно учиться.

Выводы по главе

Итак, для лидеров характерно высокий уровень развития всех составляющих компонентов коммуникативных умений: словесной и мыслительной скорости, оригинальности высказываемой мысли, гибкости мышления и тщательности.

Результаты эксперимента показали, что у лидеров молодежных общественных организаций, которые по результатам констатирующего эксперимента вошли к экспериментальной группе и имели низкие показатели, произошло повышение уровня социального интеллекта. Высокие показатели, полученные опрашиваемыми выполнения второго и третьего субтестов методики, свидетельствуют и о том, что у лидеров состоялось развитие умения понимать также эмоциональное состояние других.

В современных сложных социально-экономических условиях, нестабильных условиях внешней среды, которые требуют от руководителей принятия оригинальных, творческих решений, гибкости, лидерство становится неотъемлемым фактором эффективного менеджмента. Наличие лидерских качеств является важным критерием эффективной деятельности топ-менеджера на пути достижения конкурентоспособности фирмы, заведения, учреждения и тому подобное.

Заключение